Зуб Г.С., Кабанова П.А. | ЖИВОПИСЬ КАК МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ГОВОРЕНИЮ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

УДК: 373.31

Студентки бакалавриата

ГАОУ ВО МГПУ

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

В статье рассматривается возможность использования работы с репродукциями предметов искусства в образовательном процессе в контексте проблемы распространения клипового мышления и затруднений в выражении своих мыслей младшими школьниками. Материал рассматривается с учетом особенностей развития речи младших школьников и влияния живописи на данный процесс. Предлагаются и описываются конкретные упражнения для создания мотивации к говорению. Все задания легко поддаются видоизменению и внедряются в разные этапы урока. Данные исследования необходимы, прежде всего, педагогам при работе с детьми данной возрастной категории для наиболее эффективного построения обучения.

В процессе развития общества большую популярность приобретают социальные сети, Интернет, онлайн платформы с короткими видео. Это оказывает огромное влияние на мышление и восприятие окружающего мира школьниками. Всё больше учёных, работников образования говорят о так называемом клиповом мышлении, которое постепенно охватывает слои подросткового и младшего школьного возраста и так или иначе оказывает воздействие на развитие умений, навыков и качеств личности. «Мышление современной молодежи ученые характеризуют как клиповое, которое в основе своей поверхностно, фрагментарно, обладает алогичностью, нарушением причинно-следственных связей» [2]. Подрастающее поколение перестаёт мыслить обширно, оно привыкает к визуальным образам, так называемым «клипам», к достаточно сжатой, нераспространённой текстовой информации. Как следствие, возникает проблема грамотного, красивого выражения своих мыслей. Многие молодые люди не могут описать или рассказать не только учебный материал, но и события, происходящие в их повседневной жизни.

Перед учителями стоит непростая задача: адаптировать школьную программу к современным реалиям и при этом не утратить ценность более старых и действенных методов и средств к развитию говорения как в старших классах, так и в начальной школе; научить не бояться выражать свои мысли, при этом делать это грамотно, давать развёрнутое описание событиям, уметь видеть, понимать и анализировать. Данная проблема приобретает большую актуальность и требует её незамедлительного устранения. В поисках средств повышения мотивации к говорению мы обратились на школьном (начальном) этапе обучения к живописи как средству, мотивирующему  речевую деятельность,  задумались о её влиянии на пополнение активного словаря обучающихся.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть действенность интеграции работы с предметами живописи на уроках и внеурочных занятиях для формирования мотивации к говорению в школьной среде и повседневной жизни.

Задачи:

  • изучить труды психологов и методистов по теме нашего исследования;
  • сопоставить психологические аспекты развития речи у школьников и соответственно влияние живописи на формирование мотивации к говорению;
  • составить и привести конкретные примеры заданий по работе с живописью.

Для осуществления речевой деятельности необходима мотивация. Особенную роль она играет в младшем школьном возрасте, когда у ученика только начинают развиваться навыки говорения. Соответственно и средство-стимулятор для речевой деятельности должен быть интересен, понятен ребенку и вызывать эмоциональный отклик. Именно это и вызывает потребность учителя обращаться к живописи как виду искусства, ведь художественный образ и предполагает эмоциональный отклик школьников.

Для более глубокого понимания роли живописи в развитии речи стоит обратиться к истокам. Для начала мы предлагаем рассмотреть определение «искусства». Искусство – это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями [5]. Уже из формулировки видно, что данный вид творчества принимает участие в формировании коммуникативных навыков личности, а также связан с эмоциями, поскольку речь идет об эстетическом восприятии. «Узнанное и открытое благодаря искусству дает человеку возможность лучше понять самого себя, других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонимание и общение между ними» [4].

В мире существует много видов искусства, одним из них является живопись. Это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. Живопись позволяет мыслить, следовательно у человека формируется собственное отношение к картине, желание поделиться им с остальными, намерение сопоставить и сравнить те или иные факты. Этот вид искусства необходимо описывать, чтобы передавать свои чувства и эмоции от увиденного. В мыслях человека могут возникнуть образы, связанные с собственной историей, с уже имеющимися знаниями, которые всплывают в памяти благодаря изображению, находящемуся перед ним. Как пишет советский и российский психолог, В.Ф. Петренко: «Исследователь обращается к произведению искусства через посредника-реципиента, ставит задачу увидеть, услышать, понять и пережить произведение с позиции зрителя, читателя, слушателя, описать произведение в его превращенной форме – события, опыта духовной жизни другого человека» [1].

Живопись выступает ярким средством визуализации того или иного события, явления, места. Если обратиться к психологической стороне развития школьников и формирования у них правильной речи, то мы увидим, что на начальном этапе обучения, у ребят преобладает наглядно-образное мышление. Оно предполагает восприятие происходящего и последующее запоминание через конкретные образы. Это подкрепляется и клиповым мышлением современного школьника, что даёт нам право использовать произведения искусства в качестве дополнительного учебного материала как в средней и старшей, так и в начальной школе. Таким образом, мы сможем решить несколько важных задач. Создадим условия для развития умений школьников, в том числе и их речи с учётом современного запроса общества, воспитаем эстетические предпочтения и интерес к последующему приобщению к искусству.

Иногда младшему школьнику бывает трудно выразить мысль, а учителю простимулировать говорение.  И тогда на помощь обоим приходит картина (ее репродукция). Она ярко вырисовывает тот или иной образ в мыслях ребёнка и благотворно влияет на развитие речи ученика. Не зря в учебниках помещаются иллюстрации к текстам для пересказа, придумывания своего текста по изображениям. Стоит отметить, что при обсуждении описании предметов живописи существует большая возможность использования средств выразительности. Речь ребёнка обогащается ими и становится более красивой и грамотной. На поверхность выходят слова из пассивного словарного запаса, следовательно, ученик уже не боится говорить, наоборот, ему становится интересно это делать. Так, например, описание картины «Богатыри» В.М. Васнецова на уроке окружающего мира позволяет вспомнить архаизмы и историзмы, которые могут быть известны обучающимся, подумать, где они могли видеть эту картину, поговорить о живописных особенностях данной картины. Таким образом выстраивается не просто диалог между людьми, но и просматривается связь с историей страны.

Особо важной ценностью использования картин на уроках и во внеурочное время является тот факт, что ученики могут перенестись не только в разные времена и эпохи, но и побывать в разных странах. При этом дети не будут испытывать трудности в коммуникации: именно живопись позволяет общаться с людьми, говорящими на отличном от нашего языке. «С помощью знаков создается идеальная реальность, что «…позволяет человеку говорить с миром и с самим собой на разных языках, кроме естественного…» [3].

Рассмотрев теоретические аспекты, подтверждающие положительное влияние живописи на создание мотивации и развития говорения как вида речевой деятельности, мы хотим предложить задания для работы над предметами живописи в начальной школе.

  1. Описание картины.
  2. Составление устного рассказа по картине.
  3. Ответы на вопросы по картине/ составление вопросов к картине.
  4. Поиск неизвестных предметов на репродукции и работа с аналогами в современном языке (историзмы и архаизмы).
  5. Представление себя на месте героев картин и рассказ о происходящем от их лица.
  6. Описание происходящих событий по фрагментам иллюстраций, где это представляется возможным.

Предложенные нами задания понятны и нередко применяются на уроках, однако, мы дадим подробную характеристику некоторым.

Задание «Поиск неизвестных предметов и работа с аналогами в современном языке» направлено непосредственно на развитие словарного запаса и внимания обучающихся, подразумевает внимательное рассмотрение обсуждаемой картины, работу со словарем. Так вводится или углубляется понятие историзмов. В данном задании жанры картин могут быть любыми. Неизвестные предметы можно найти как на картине бытового жанра, так и на батальном полотне. При подготовке к данному заданию учителю необходимо самому тщательно изучить картину, чтобы вовремя и правильно ориентировать учеников в процессе обсуждения. При работе над данным заданием ученикам может быть предложено составление словаря, в который будут внесены изученные ими понятия на одном или нескольких занятиях. Аналогичную функцию выполнят записи в тетради.

Следующее задание «Представление себя на месте героев картины и рассказ о происходящем от их лица» используется при осуществлении проектной или исследовательской деятельности, но его можно адаптировать и к другим учебным предметам. Упражнение направлено, помимо развития речи, на развитие воображения и критического мышления. В классической версии упражнения используются отрывки рассказа. Ученику зачитывается несколько сток истории и  предлагается продолжить рассказ от лица героя. Данное задание можно видоизменить и использовать в качестве источника информации произведение искусства. Рассмотрим репродукцию жанра пейзаж. Необходимо выбрать одну из стихий природы, ее обитателя и представить, как бы выглядел мир его глазами, если бы он находился в своей среде обитания. Например, ученик выбирает белку, сидящую на дереве, и описывает то, что именно она может видеть и как. Чтобы разнообразить работу на уроке, можно описывать не только пейзаж. Если предложить ученикам картину на исторический сюжет или бытового жанра, на которой изображены несколько героев, можно изменить задание и предложить обучающимся составить словесные портреты участников происходящих на полотне событий.

Задание на описание происходящих событий по фрагментам иллюстраций может быть применено как для проверки знаний после изучения произведений искусств, так и для развития речи младших школьников. Данное упражнение во многом похоже на задание по составлению рассказа к картине, ведь ученики действительно создают рассказ на основе своих предположений, догадок и наблюдений. Однако данное задание также направлено на развитие воображения младших школьников. Для достижения наибольшего развивающего эффекта проводить подготовку к обсуждению необходимо вслух, чтобы ученики строили свои предположения устно, слушая друг друга и обогащая свой словарный запас и опыт устных публичных выступлений.

Изучив теоретический материал об особенностях развития речи младших школьников, влияния использования предметов живописи при обучении, мы пришли к выводу, что произведения искусства действительно являются мотивом к говорению. В постоянно изменяющемся мире, стремящемся ко все более сильному влиянию технологий на учебный процесс и всю жизнь в целом, где клиповое мышление становится преобладающим, необходимо целенаправленное развитие коммуникативных навыков учащихся. Обсуждение увиденного интересно ученикам, захватывает их внимание, повышает познавательный интерес и положительно сказывается на развитии навыка говорения младших школьников. Нами были предложены различные упражнения,  помощью которых можно интегрировать изучение живописи в образовательный процесс. Все задания можно с легкостью видоизменять, привнося новые виды деятельности в работу на уроках и внеурочных занятиях, а также использовать практически на любом этапе урока.

 Литература

  1. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2009. – С.
  2. Старицына, О.А. Клиповое мышление и образование. Кто виноват и что делать? / О.А. Старицына // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. — 2018. — № 2(23). – С. 270-274
  3. Тихомирова, Е.Е., Чапля, Т.В. Модели коммуникации: в 2-х т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Т. 1. Коммуникации в искусстве. – 2013. – C. 137
  4. Апресян, Р.Г. Культурология: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Р.Г. Апресян URL: https://culture.wikireading.ru/46150 (дата обращения 24.10.2020)
  5. Гуманитарный портал [Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/concepts/7065 (дата обращения10.2020)

PAINTING AS A MOTIVATION FOR A PRIMARY SCHOOL PUPIL TO SPEAK

The article deals with the possibility of using work with reproductions of art objects in the educational process in the context of the problem of spreading clip thinking and difficulties in expressing the thoughts of younger schoolchildren. The material is considered taking into account the peculiarities of speech development of younger schoolchildren and the influence of painting on this process. Specific exercises to create motivation to speak are proposed and described. All the exercises can be easily modified and implemented in different stages of the lesson. This research is necessary primarily for teachers working with children in this age group in order to build up their learning in the most effective way.

Key words: painting, development, speech activity, motivation, clip thinking, art.

http://izvestia-ippo.ru/zub-g-s-kabanova-p-a-zhivopis-kak-motiv/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *