Зиновьева С.Д., Морозова Л.Д. | Сущность и структура творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователе

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 2.7]

Зиновьева С.Д.

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

zinoveva-sonya@bk.ru

Морозова Л.Д.

к.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

Morozova­LD@mgpu.ru

Вопросы развития творческих способностей в рамках образовательного процесса становятся все более актуальными в современной системе образования. В данной статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных исследователей термину «творческие способности», а также к определению структуры творческих способностей.

Творчество является необходимым условием развития личности, которая способна к критическому мышлению в условиях динамично меняющейся среды, является одним из наиболее актуальных и важных в современной педагогической науке.

Творческие способности являются предметом многих современных исследований. Прежде чем перейти к систематизации различных подходов исследователей, рассмотрим составные части термина «творческие способности».

Л.С. Выготский выделял три основные характеристики способностей, определяя их как внутренние структуры человека, возникающие под влиянием организованного взаимодействия с реальностью. Так же эти характеристики отражают динамику усвоения деятельности:

  1. Осознание способностей как существующих в культуре порядков взаимодействия с реальностью;
  2. Формирование способностей как результат планомерного развития сознания;
  3. Развитие способностей как результат усвоения ребенком культурных ценностей.

Другой составляющей категории «творческая способность» является понятие творчества. Фомина Ж.В и Кулакова А.Б. определяют творчество как деятельность, создающую качественно новое состояние личности, которое характеризуется уникальностью содержания и наличием значимости в обществе [5]. При этом творчество, согласно данному подходу, представляет собой результат целенаправленной деятельности воображения по обработке  информации, связанной с прошлым опытом.

Творческие способности, с одной стороны, объединяют особенности рассмотренных терминов. С другой стороны, содержат в себе качественно новые особенности. Так, Н.В. Кондратьева определяет творческие способности как совокупность индивидуально-психофизических свойств личности и качественных изменений личности, которые появляются в результате выполнения новых задач [3].  В результате синтеза данных явлений происходит решение поставленных задач, либо создание нового продукта. Например, в ходе решения коммуникационных проблем современного общества создаются инновационные продукты, такие как мессенджеры, социальные сети и др.

Новые продукты отражают индивидуальные особенности, характерные для личности, которая способствовала созданию этого продукта за счет реализации творческих способностей.

Кондратьева Н.В. подчеркивает, что творческие способности характерны для всех людей, вне зависимости от уровня их образования. Но развитие творческих способностей напрямую связано с деятельностью, которую ведет человек.

Богоявленская Д.Б. определяет творческую способность как способность реализовывать не стимулированную деятельность в определенной ситуации [1].

Таким образом, подход Богоявленской Д. акцентирует внимание на важной особенности творческой деятельности, заключающейся в осуществлении познавательной деятельности.

Креславская Т.А. и Варнавская А.А. понимают под творческими способностями индивидуальные свойства личности, непосредственно влияющие на результаты творческой деятельности этой личности. В частности, результаты творческой деятельности, могут выражаться в создании новых материальных (например, новые продукты) и нематериальных ценностей (например, идеи, услуги) [4].

Зарубежные ученые не используют понятие «творческие способности». Вместо этого используется понятие креативности. При этом существуют различные подходы к пониманию данного явления.

Согласно когнитивному подходу, креативность не является самостоятельным процессом, а относится к общей умственной одаренности. Так, Стернберг Р. под креативностью понимает особый способ приложения интеллектуальных ресурсов личности, характеризующийся гибкой обработкой информации [8].

Многие исследователи наоборот, понимают под креативностью полноценный самостоятельный интеллектуальный процесс. В частности Дж. Гилфорд, понимал под креативностью познавательную способность, которая позволяет индивиду находить различные подходы к решению проблемы [6].

Согласно личностному подходу, исследователи понимают креативность как свойство конкретной личности. Представителями данного подхода являются Годфруа Дж., Спрингер С. и другие исследователи. Креативность рассматривается в рамках эмоциональной и мотивационной сфер. К эмоциональной сфере относятся черты личности, которые способствуют креативности (например, самоуверенность, открытость), а к мотивационной   –   система мотивов, которые движут личностью (например, цели, отношение к рискам).

Творческие способности личности, согласно различным подходам зарубежных и отечественных исследователей, имеют определенную структуру, которая является относительно стабильной при анализе нескольких личностей.

Рассмотрим основные подходы исследователей к пониманию структуры

творческих способностей. Д.Б. Богоявленская рассматривает творческие способности как систему, в которой целое (интеллектуальная активность индивида) взаимодействует с частями (общие и специальные умственные способности индивида).

Успешность творческой деятельности в значительной степени зависит от мотивационной структуры личности, в которой исследователь выделяет два типа мотивации: доминирование познавательной самодеятельности и личная направленность.

Л.Г. Карпова выделяет три элемента в структуре творческих способностей личности [2]:

  1. Когнитивный элемент. В него входят знания и умения, которые являются полезными для личности при выполнении определенных задач;
  2. Эмоциональный элемент, отражающий субъективное отношение личности к реализуемой деятельности;
  3. Мотивационный элемент. Данный элемент содержит совокупность мотивов, потребностей и целей личности по отношению к творческой деятельности.

Структуру творческих способностей Кондратьева Н.В. и  Королев В.П. систематизируют  следующим образом:

  • творческие способности включают пять элементов: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный элементы.
  • когнитивно-эмоциональный элемент отражает особенности дивергентного мышления, эмоциональные черты личности. Личностно-креативный элемент характеризует наличие критического мышления, отношение к риску, воображение индивида.
  • мотивационно-ценностный элемент отражает систему мотивов и ценностей личности. Деятельностно-процессуальный элемент характеризует способность личности к самостоятельному творчеству и к управлению внутренними поведенческими процессами. Рефлексивный элемент отражает самооценку личности, самоанализ.

Американский исследователь Стернберг Р. выделяет три элемента креативности:

  1. Синтетическая креативность, которая выражается в способности выявлять проблемы вне традиционной постановки и использовать нестандартные способы мышления;
  2. Аналитическая креативность, подразумевающая способности оценить личностью перспективы реализации определенных идей для решения проблемы;
  3. Практически-контекстуальная креативность, заключающаяся в способности к убеждению других людей в ценности определенной идеи.

Данная структура отражает особенности когнитивного подхода, рассматривающего креативность как часть общей умственной одаренности личности [8].

Гилфорд Дж., представляет под креативностью самостоятельный интеллектуальный процесс, выделяет пять компонентов креативности: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, разработанность. Первый элемент характеризует способность человека генерировать новые идеи. Второй элемент отражает способности человека применять несколько стратегий достижения цели. Третий элемент понимается, как способность человека создавать собственное решение задачи, не используя очевидные решения. Любознательность характерна для людей, которые имеют мотивы к изучению проблемы (например, интерес). Разработанность представляет собой способность человека детализировать свои идеи [7].

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы.

Во-первых  –  большинство отечественных и зарубежных исследователей используют следующие характеристики при описании сущности творческих способностей:

  • наличие познавательной самодеятельности,
  • взаимосвязь с решением проблем и задач,
  • создание новых ценностей, связь с мотивами личности.

При этом зарубежные исследователи используют понятие креативности для описания творческих способностей как явления.

Во-вторых  –  в научном сообществе не сложилось единого понимания структуры творческих способностей. По нашему мнению, наиболее полным подходом является подход Кондратьевой Н., в рамках которого выделяются пять ключевых элементов творческих способностей: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный элементы. Взаимодействие этих элементов определяет направление творческой деятельности личности.                                                

                                                Список литературы

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская ; Психологический институт РАО. – Самара : Фёдоров, 2009. – 414 с.
  2. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников //Омский научный вестник. – 2015. – №. 2. – С. 136-136.
  3. Кондратьева Н. В., Ковалев В. П. Структура творческих способностей младших школьников //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 5. – С. 436-436.
  4. Креславская Т. А., Варнавская А. О. Творческие способности в младшем школьном возрасте //Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт. – 2019. – С. 22-25.
  5. Фомина Ж. В., Кулакова А. Б. Развитие творческих способностей обучающихся //Вопросы территориального развития. – 2014. – №. 1 – С.11-11.
  6. Guilford J. P. Creativity //American psychologist. – 1950. – №. 9. – Р. 444 — 445
  7. Guilford J.P., Demos G.D., Torrance E.P. Factors That Aid and Hinder Creativity // Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. – 336 р.
  8. Sternberg R. J. A triangular theory of creativity //Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. – 2018. – №. 1. –  Р. 50-51

The issues of the development of creative abilities within the educational process are becoming more and more relevant in the modern education system. This article discusses the approaches of foreign and domestic researchers to the term «creative abilities», as well as to the definition of the structure of creative abilities.

Keywords: creative abilities, creative activity, the structure of creative abilities.

http://izvestia-ippo.ru/zinoveva-s-d-morozova-l-d-sushhnost-i-s/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *