Зиновьева С.Д., Морозова Л.Д. | Методы развития творческих способностей как условие обеспечения роста творческого потенциала младших школьников

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 4]

Зиновьева С.Д.

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

zinoveva-sonya@bk.ru

Морозова Л.Д.

к.п.н., доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

MorozovaLD@mgpu.ru

В статье обосновано понятие «творчество». Показана необходимость развития творческих способностей, их особенности, факторы, влияющие на стимулирование творческой деятельности.

Стремительно развивающееся общество нуждается в активных молодых личностях, способных быстро находить подход к решению многочисленных задач. Умение мыслить не шаблонно и принимать смелые нестандартные решения видится как одно из ключевых. Именно творческий склад ума позволяет легко переключаться с одной деятельности на другую, при этом увлекаться своим делом и достигать высокой производительности труда. Поэтому воспитание творческих, креативных, социально — ориентированных школьников актуально как никогда.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, выделяет     необходимость освоения  младшими школьниками  способов  решения проблем творческого и поискового характера [6].

Проблемы развития творческих способностей младших школьников отражены в работах известных отечественных ученых, таких как: Я. А. Пономарев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин и др, и так же в работах зарубежных ученых, таких как: Т. Рибо, Г. Уоллес,  М., Монтессори, Ф. Фребель. В работах ученых и др. отмечается, что младший школьный возраст — период, когда закладываются основы творческой и учебной деятельности. Проводить работу по развитию творческого мышления у школьников необходимо на каждом этапе обучения, но младший школьный возраст — наиболее подходящее время для того, чтобы серьезно подойти к вопросу о развитии творческих способностей детей. Главное, чтобы проявить себя и свой потенциал мог каждый учащийся, поскольку развитие творческих способностей это один из способов мотивации ребенка в процессе обучения.

Выдающийся американский педагог Виктор Ловенфельд, проанализировав различные взгляды своих коллег на проблему развития и структуры творческих способностей младших школьников, пишет о том, что наличие творческих способностей — это черта, присущая каждому человеку. Чаще всего они существуют как потенциальные, скрытые таланты, которые ждут своего проявления благодаря учителям и педагогам, которые выбирают правильный подход к творческому воспитанию своих учеников.

Перечень компетенций, которые формируют креативную личность младших школьников, называют структурой творческих способностей. Разные авторы по-разному описывают эти компоненты. Так, например, Е. Туник относит к ним любознательность, воображение и склонность к риску. В свою очередь А.М. Матюшкин, изучая творческую одаренность, пишет о том, что структура творческих способностей включает: высокий уровень познавательной мотивации и исследовательской творческой активности, гибкость и беглость мышления, способность к прогнозированию, предвосхищению и созданию эталонов, которые обеспечивают высокие эстетические и нравственные оценки [4].

В.Н. Дружинин выделяет следующие компоненты, которые, по мнению автора, формируют творческие способности младших школьников: интеллект, обучаемость и креативность. Дружинин подчеркивает необходимость брать во внимание индивидуальные особенности личности, которые показывают доминирующих способ активности ученика: надситуативной (творческой) или адаптивной (нетворческой).

Л.Г. Карпова в структуре творческих способностей младших школьников выделила существование когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов, а Е.П. Шульга эмоциональный и деятельностный компонент. Г.В. Терехова, исследовав проблему выявления структуры творческих способностей младших школьников, выделила такие ее компоненты, как: творческое мышление, воображение и применение методов организации творческой деятельности [1].

Таким образом, не существует единого мнения о ключевых компонентах структуры творческих способностей. Анализируя вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что структура творческих способностей младших школьников представляет собой тот творческих потенциал, воображение и мышление, на которые учитель обязан обратить внимание и подобрать методы, способствующие развитию этих способностей.

Процесс развития творческих способностей подразумевает создание благоприятных условий, способствующих успешной деятельности педагога и высокой мотивированности ученика. К таким условиям относят [3]:

  1. Комфортная психологическая обстановка. Принимая во внимание тот факт, что дети младшего школьного возраста особо эмоциональны и восприимчивы, следует исключить замечания и осуждения. Негативные эмоции сказываются на учебном процессе таким образом, что ребенок замыкается в себе, у него падает мотивация и интерес к выполняемой деятельности, в то время как положительная, добрая обстановка, поощрения, похвала и стимулирование к творчеству повышают мотивацию и способствуют развитию творческого потенциала учеников.
  2. Внутренняя мотивация учения. Учитель должен задавать мотивацию к обучению детей с установкой на творческий подход.
  3. Корректная педагогическая помощь. Следует позволить ребенку свободно самовыражаться при этом аккуратно помогая, не думая за него там, где он может сделать самостоятельно.
  4. Создание ситуаций успеха. Оценивая творческие задания, которые выполняет весь класс, следует рассмотреть в каждом ученике индивидуальность и оценивать результат с точки зрения успеха.
  5. Последовательность и системность. Работа по развитию творческих способностей младших школьников должна иметь постоянный, системных характер, так как разовые занятия, не имеющие последовательности, не дают должного эффекта и в целом оказывают минимальное положительное действие на учеников.

Работа по развитию творческих способностей должна проводиться не только на каждом уроке, но и во время внеурочных занятий. Для этого используются разнообразные приемы. Например, творческие игры. Они позволяют детям осваивать новый вид деятельности без монотонности и скуки, при этом многочисленное повторение одних и тех же действий не вызывает негативного отношения у ребенка. Так, например, на уроках математики можно составлять тесты и кроссворды, математические стихи и синквейны, решать задачи на сообразительность и задачи с несформулированным вопросом.

Также в своей работе педагоги используют задания на развитие логики, что тоже оказывает положительное влияние на формирование креативности у учеников. Процесс поиска ответа заставляет активно задействовать мыслительные способности. Дети учатся самостоятельно находить решения задач, развивается мыслительная активность, инициативность и творческий подход к учебной задаче [2]. Такие задания позволяют сохранить живой интерес школьников к учебной деятельности.

Помимо прочего, задания творческого характера обогащают словарный запас и расширяют кругозор младших школьников. Они направлены не только на развитие эмоциональной сферы, но также и формирование таких качеств личности, как инициативность, активность, любознательность, настойчивость и находчивость. На уроках литературы используют такие приемы, как загадки, придумывание стихов, чтение текстов по ролям с интонацией, сочинение историй, постановка небольших пьес и сценок. Драматизация, это прием, который формирует воссоздающее воображение, которое позволяет как бы оживить в голове детей ранее написанные строки.

На уроках русского языка дети пишут сочинения на свободную тему, основанные только на их собственных наблюдениях.  Такие сочинения представляют собой передачу собственного мнения и впечатления каждого ученика в отдельности, его размышления, высказывания, творческие раздумья.

На уроках окружающего мира детям предлагают в свободной форме рассказывать то, что они прочитали в учебнике. Это развивает логику, последовательность мышления и речь. Выразительный пересказ прочитанного всегда эффективнее формирует творческие способности детей, чем бездумное зачитывание текста из учебника.

В ходе проведения работы, направленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, педагог должен соблюдать принцип постепенности. Только постепенное, последовательное обогащение опыта ребенка способно принести ожидаемый результат. Накопление знаний — важный процесс для развития творческого воображения, однако неумение анализировать и использовать полученные знания, а также отбирать то, что необходимо для творческого решения задач, может привести к тому, что накопленный опыт станет бесполезным грузом для школьника. Поэтому важно учить ребенка использовать имеющиеся у него знания в своей практической деятельности, в решении стоящих перед ним задач.

В целом, в процессе формирования и развития творческих способностей у младших школьников, используются креативные и когнитивные методы, поскольку их применение приводит к креативному результату.

  1. Метод эмпатии. Суть данного метода заключается в проживании детьми возможных эмоций и переживаний изучаемого объекта. Для этого учитель должен создать определенный настрой, например, с помощью игры. Подобные упражнения развивают способность мыслить и рассматривать ситуацию с разных точек зрения, а также подключать к своей деятельности не только разум, но и чувства.
  2. Метод образного видения. Рассматривая различные предметы, дети должны описать, на что они похожи, какие ассоциации вызывают. Или после прослушивания классического произведения, дети должны описать, какое настроение было у автора, во время написания музыки, о чем он мог думать в этот момент.
  3. Метод исследования. Самостоятельное исследование детьми объектов природы, культуры и т.д. пошагово выполнив наблюдение, ребенок получает бесценный опыт и расширяет кругозор.
  4. Метод придумывания. Позволяет ребенку создать свой собственный образовательный продукт, задействуя при этом только свою фантазию.
  5. Метод агглютинации. Метод, при котором детям предлагает соединить те качества, которые не соединяются в реальной жизни и таким образом получить, например, бегающее дерево, летающую лису или горячий снег [5].

Таким образом, описанная структура и  множество методов развития творческих способностей младших школьников, свидетельствуют о больших возможностях их развития в условиях образовательного процесса и внеурочной деятельности в начальной школе.

Педагог должен всесторонне изучить задатки учеников и из множества методов выбрать те, которые наиболее полно подходят для достижения поставленных целей, чем обеспечит  рост творческого потенциала младших школьников.

 

Список литературы

  1. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Питер: 2009. – С. 358 – 359.
  2. Клевцова, Л. Е. Развитие творческих способностей школьников. – Питер – 1997. – №2 – С. 256 – 256.
  3. Лук, А. Н. Психология творчества – 1978. – С.125-125.
  4. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. — М.: Просвещение – 1991 – С.160-161.
  5. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа – 2001 г. – № 9. – С. 25-26
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

The article substantiates the concept of «creativity». The necessity of developing creative abilities, their features, factors influencing the stimulation of creative activity is shown.

Keywords: creativity, creative activity, creativity.

 

http://izvestia-ippo.ru/zinoveva-s-d-morozova-l-d-metody-razv/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *