Студент ГАОУ ВО МГПУ, бакалавриат, 4 курс;
Московский Городской Педагогический Университет, Институт педагогики и психологии образования,
Направление: педагогическое образование с двумя профилями подготовки (начальное образование и английский язык).
Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Апарина Ю.И.
Современное образование претерпевает значительные изменения под воздействием развивающихся технологий и новых образовательных подходов. Одной из ключевых тенденций является внедрение игровых технологий в учебный процесс. В статье рассматриваются наиболее эффективные игровые технологии, подходящие для обучения иностранному языку в начальной школе, а также приводятся примеры игр, направленных на развитие лексических и грамматических навыков.
Modern education is undergoing significant changes under the influence of developing technologies and new educational approaches. One of the key trends is the introduction of gaming technologies into the educational process. The article discusses the most effective gaming technologies suitable for teaching a foreign language in elementary school, and also provides examples of games aimed at developing lexical and grammatical skills.
Игровые технологии можно рассматривать как систему методов и приёмов, которые включают игровые элементы в образовательный процесс. Известные отечественные учёные, такие как Элькoнин Д.Б., Maкapeнкo A.C., Cyxoмлинcкий B.A. и многие другие, которые внесли свой вклад в изучение методики обучения младших школьников иностранным языкам, отмечают, что игровая деятельность выполняет несколько важных функций: она не только стимулирует учащихся к общению на изучаемом языке, но и позволяет погрузиться в процесс коммуникации на максимально приближённом к реальному взаимодействию уровне. Таким образом, игровые технологии помогают создавать контекст, в котором младшие школьники могут активно и с интересом осваивать новый язык.
Следует отметить, что в силу своей универсальности и преемственности на всех уровнях обучения иностранному языку, а также специфике реализации в образовательном процессе, некоторые виды игровых методов и приёмов применимы не только в начальной школе, но и в более старших звеньях. А.С. Будник указывает на целесообразность организации такого рода игровой деятельности как вебквесты, «как как индивидуального, так и группового характера» [4].
Применение игровых технологий в процессе обучения способствует повышению мотивации учащихся. Л. А. Бексултанова подчеркивает, что «именно такие технологии обеспечивают на занятии активное участие всех обучающихся, стимулируют их речевое общение, способствуют развитию у них интереса и стремления изучать иностранный язык» [3]. Она позволяет детям экспериментировать с языковыми конструкциями в безопасной и поддерживающей обстановке, что ведет к более активному вовлечению в процесс обучения и улучшению результатов учащихся.
Для младших школьников игра по-прежнему остаётся одним из ведущих видов деятельности, поэтому справедливо отметить, что интеграция обучающих игр в процесс освоения иностранного языка на начальном уровне образования способствует активному вовлечению учеников и углублению их погружения в языковую культуру изучаемого языка.
Существует множество способов классификации дидактических игр, которые могут быть использованы в обучении младших школьников иностранному языку. Рассмотрим одну из таких классификаций:
- Ролевые игры – позволяют детям проигрывать различные ситуации, используя определённый лексический материал.
- Настольные игры – можно использовать для изучения и отработки лексического и грамматического материала. Например, карточные игры в парах или микрогруппах позволяют эффективнее запоминать материал.
- Интерактивные компьютерные игры – современные технологии позволяют внедрять в процесс обучения компьютерные и мобильные игры для обучения, которые, по мнению Ф. Б. Ситдиковой, «позволяют превратить сложный и скучный урок в увлекательный и захватывающий».
Применение игровых технологий, или геймификация, приобретает всё большую распространённость в практике обучения иностранным языкам и насчитывает множество примеров успешного внедрения в процесс обучения. Рассмотрим несколько примеров игр, направленных на отработку лексического и грамматического материала. Ряд игровых заданий требуют предварительной подготовки, заблаговременного ознакомления с необходимой информацией, и в этом случае может быть применена технология «когнитивного диалога», целесообразность и актуальность которой подчеркивают в своем исследовании Ю.И. Апарина и А.А. Чистик [2, с. 8-9].
Отработка конструкции There is/There are.
Учащимся предлагается разделиться на четыре команды, каждая из которых получает игровое поле (рис.1) и два игральных кубика. Игроки по очереди бросают кубики, делая свой ход. Выпавшие на кубиках значения определяют координаты клетки, на которой изображён(ны) предмет(ы). Задача учащегося озвучить, что изображено на выпавшей клетке, используя конструкцию There is/There are. Названная клетка зачёркивается, и ход переходит к следующему игроку.
Игра была разработана с опорой на словарь к УМК по английскому языку Rainbow English для 2 класса и подходит как для отработки грамматической конструкции There is/There are, так и для отработки изученной лексики.
Рис.1
Отработка описания внешности человека.
Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых получает конверт – секретные материалы от полиции Великобритании. На диалоговой доске демонстрируется электронное письмо, в котором полиция просит помочь в раскрытии дел по ограблению банков. В конвертах, полученных каждой группой, находятся полицейские заметки с описаниями грабителей и несколько фотороботов подозреваемых. Задача учащихся – понять, кто является грабителем и обосновать свой выбор.
Данная игра разработана для учащихся 4 класса с опорой на лексический и грамматический материал по УМК Spotlight. Лингводидактические конкурсы, как указывает Ю.И. Апарина, благоприятно сказываются на продуктивности учебного процесса [1, с. 33-34].
Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения иностранному языку младших школьников имеет важное значение для создания и поддержания позитивной образовательной среды. В практике обучения иностранным языкам можно встретить множество примеров эффективного и успешного внедрения игровых приёмов. Интеграция обучающих игр в школьные уроки не только делает материал более доступным, но и существенно повышает заинтересованность и мотивацию младших школьников к изучению иностранного языка.
Список литературы:
- Апарина, Ю. И. Лингводидактические конкурсы и круглые столы как условие профессионального роста студентов педагогического университета, обучающихся по двойному профилю подготовки / Ю. И. Апарина, А. А. Чистик // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного : Сборник научных статей. Том Выпуск 2. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2023. – С. 32-39. – EDN QQFYFK.
- Апарина, Ю. И. Когнитивный диалог как средство обучения графике и орфографии английских фонем / Ю. И. Апарина, А. А. Чистик // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного : Сборник научных статей. – Москва : ООО «Языки народов мира», 2023. – С. 7-14. – EDN RZSIFR.
- Бексултанова, Л.А.Использование игровых технологий при обучении иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2013. №3. – С. 30–33.
- Будник, А. С. Виртуальные туры по музеям как эффективное средство обучения иностранным языкам / А. С. Будник // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2020. – № 11. – С. 2894.
http://izvestia-ippo.ru/zhagina-olesya-dmitrievna-rol-i-mesto-i/