Зенина Е.Ю., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, elena_zenina@bk.ru
Кудряшова А.А., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, alekshvan@yandex.ru
В данной статье описываются характерные особенности обучения младших школьников историческому повествованию. Внимание уделяется месту исторического повествования в современной программе начального образования, а также рассматриваются требования Федерального государственного образовательного стандарта как к развитию личностных качеств младшего школьника, так и результатам предметного и метапредметного обучения. Особое внимание уделяется развитию текстовых умений младших школьников в процессе изучения жанра былины. Происхождение жанра былины рассматривается с точки зрения литературоведения: поэтика, идея, главные герои, принцип циклизации, былинный сюжет и особенности художественных приемов воспевания былинных подвигов. Современные методические подходы представлены как потенциал развития текстовых умений младших школьников в процессе изучения повествования и описания в былине. Другим важным акцентом в статье стало рассмотрение былины с точки зрения синтеза исторического и мифопоэтического материала. Для продуктивного обучения историческому повествованию младшего школьника нами отобран материал по историческим реалиям: место действия и историческая личность. В статье также представлен собственный методический опыт работы по обучению повествованию и описанию в процессе анализа былины на уроке литературы в современной начальной школе.
Обучение историческому повествованию в начальном филологическом образовании является важным и актуальным вопросом. В читательской деятельности младших школьников знакомство с историческим повествованием – одно из самых сложных направлений работы, требующей особой подготовки и учителя, и ученика. Сочетание исторических знаний о событии, именование героев участников историко-культурного контекста, художественных форм выражения исторического эпоса и стилистических особенностей языка – это далеко не полный перечень необходимых знаний и умений для скрупулезного и последовательного обучения школьника младшего школьника историческому повествованию.
Несмотря на всю сложность в обучении этому жанру, именно изучение исторических произведений наиболее полно отвечает требованиям ФГОС о формировании «гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю» [7, с. 15]
Более того, обучение историческому повествованию отвечает еще одной из важнейших задач начального филологического образования – развитию текстовых умений младших школьников. Развитие текстовых умений младших школьников имеет метапредметный характер. Согласно требованиям ФГОС в области предметных результатов по русскому языку одной из задач является возможность научиться «составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение» [7, с. 26]. На уроках литературного чтения младшие школьники практически овладевают «некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя)» [6, с. 38]. Помимо этого развитие читательской и речевой деятельности младшего школьника связано с умением осознанно воспринимать тему текста, главную мысль и цель повествования, овладением простейшими приемами анализа различных видов текста. Немаловажным результатом обучения является умение «ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами» [6, с. 38].
Все вышеперечисленное убедительно свидетельствует об актуальности темы, а также о педагогическом и воспитательном потенциале исторического повествования для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов у младших школьников.
Истоком возникновения жанра исторического повествования принято считать былину, которая как жанр литературы существует исключительно в русском фольклоре. Как считает современный исследователь И. Г. Минералова, «историческая литература начинается национальным эпосом, былинами, историческими песнями, которые долгое время остаются живым устным синкретическим словом, исполняются сказителями, и для содержания их не посторонни и «актерское» исполнение, и музыкальное звучание [4, с. 36]. Жанровый синтез, разные средства художественной выразительности в архаичной исторической литературе и определяют сложность ее изучения в начальном филологическом образовании.
Возникает противоречие, несмотря на востребованность и актуальность изучения исторического повествования в практике современной начальной школы наблюдается явная недостаточность в методических разработках сложнейшего жанра в литературе, направленных на продуктивное обучение младших школьников.
Рассмотрим специфику исторического повествования с точки зрения жанра литературы. В теории литературы под историческим повествованием принято понимать повествование об исторических событиях, протекающих в определенный момент времени в прошлом [4, с. 36]. Исторически начало жанра связано с устным периодом словесности, к которому относятся былины, исторические песни, летописи, богатырские сказки.
Происхождение народного слова «былина» учеными не установлено. В XIX столетии употребляли слово былинá. Возможно, это понятие занесли собиратели-фольклористы или вошло вместе с книгой в народную среду. Собиратели фольклора отмечают, что на ряду с понятием «былина» существовали понятия стáрина, стáринка, старинка, которые находились в обиходе у народов Севера в XVIII и XIX веках.
Для систематизации знаний младших школьников о былинах и героях исторического удобна принятая циклизация былин по месту их создания: киевские, новгородские и другие. Данное разделение было предложено В.Г. Белинским на основании связи содержания былины с Киевом или Новгородом, политическими центрами Древнерусского государства. В современной школе исследователи группируют былины по сюжетно-тематическим разделам: старшие богатыри, младшие богатыри, заезжие богатыри, схватка с чудовищами, борьба с иноземным врагом, сватовство, состязания богатырей.
По мнению фольклористов В.П. Аникина, Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдана, былина по праву считается сложным синтетическим жанром, в которой наиболее ярко сополагается «устойчивость мифопоэтических черт богатырской сказки с историческими реалиями, нашедшими яркое воплощение в народной песне» [2, c. 77]. Таким образом, былина – это сложный синтетический жанр, который включает в себя эпический рассказ, быль, сказку, песню, который заслуживает не только отдельного рассмотрения в литературоведении, но и в практике начальной школы. Изучение соположения исторической основы с мифопоэтикой, реальных лиц и вымышленных персонажей [1], исторических и сказочных топосов, разграничение в былине исторического и мифопоэтического повествования является важным вопросом для изучения на уроках литературного чтения.
Следующим важным и продуктивным моментом обучения младших школьников историческому повествованию является развитие текстовых умений. Рассмотрим своеобразие былины с этой точки зрения. Исходя из сути былины, ее героико-патриотического содержания, в котором отражена жизнь Древней Руси IX – XIII веков, а также рассказывается о подвигах богатырей, можно отметить два важных компонента в структуре былины: описания и повествования.
Напомним, что в литературоведении повествование имеет наиболее широкую трактовку. Под повествованием понимают речевые формы эпоса, такие как рассказы о событиях, которые происходят во внешнем мире по отношению к повествователю. Как правило, «рассказ о событии» включает в себя изображение действий и событий, описание героев, места действия, а также рассуждение, характеристики персонажей. То есть в повествовании есть описание, рассказ о событиях и рассуждение. Более узкая трактовка повествования связана с типом речи, который повествует о сменяющихся действиях предмета, событиях, связанных временем, а также причинно-следственными связями. Главный признак повествования – динамичность и подвижность сюжета, активность глагольной формы, поэтому в таких текстах используются глаголы мгновенного действия, совершенного вида (пришел, заметил). Композиция повествовательных текстов включает: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку [3, с. 814].
Повествовательное начало в былине определяет новеллистический сюжет, в его основе рассказ о событиях социально-бытовой жизни, богатырский сюжет посвящен героической борьбе богатыря с иноземными захватчиками. Героический сюжет определен целеполагающей идеей былины – прославлением воинского и/или трудового служения. Центральной идеей сюжета является защита государства, русской земли. В основе композиции та же устойчивость структуры, которая несколько отличается от повествования, но строится на традиционных компонентах: запевы, зачины, формулы, повторы, лейтмотивы, исходы. Все эти компоненты обязательны, исключая запев. В основе сюжета лежит важное, и даже значительное событие. Центральным персонажем былины всегда является богатырь, который действует и достигает целей. В УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой в былине «Исцеление Ильи Муромца» главным событием является чудесное избавление Ильи от недуга, мучавшего героя тридцать лет. Сюжет начинается с описания Ильи Муромца, который сиднем сидел цело 30 лет; кульминацией былины является момент исцеления Ильи Муромца от его невзгоды и обретение богатырской силы и богатырского коня, развязка – благословение Ильи Муромца отцом на свершение добрых поступков. Особенности сюжета былины помогают читателям воспринимать идейную сущность произведения – рождение богатыря Ильи Муромца. Этому сопутствуют ход развития действия, строение сюжета, причинно-следственные связи. Такая четкая структура и композиция сюжета с последовательностью событий способствует обучению младшего школьника созданию устного образца исторического пересказа о событии, а затем и письменного варианта мини-исторического повествования.
Рассмотрим, другой речевой тип описания – тип речи, который содержит изображение природы, различных предметов, действий, состояний. Главный признак описания состоит в том, что описание указывает на признаки предметов, процессов, состояний [3, с. 814]. В методике обучения младших школьников описанию большое внимание уделяется «особенностям языка, обозначающих качества и свойства предметов» и «типичной композиции текста-описания: от общего представления к отдельным признакам» [5, с. 308]
Итак, в центре былины описание образ богатыря, наделённого высокими моральными качествами, преданного своей Родине. Создание образа героя неразрывно связано с его деяниями защиты или трудового подвига. Тема защиты Родины слита в былинах с темой жизни народа и его труда. Например, в образе всеми любимого богатыря Ильи Муромца народ отразил эпический характер крестьянского сына, уверенного в себе и необычайной силой. Также поэтичны образы и других богатырей, которые охраняют родные земли, – это и Добрыня Никитич и Алеша Попович. Илья находится во главе богатырской заставы, которая преграждает путь врагам. Первый подвиг, совершенный Ильей Муромцем после чудесного исцеления, это выкорчёвывание пней и подготовка поля для пашни.
Богата и разнообразна поэтика описания богатырей: традиционный прием гиперболы, сравнения, устойчивых эпитетов, параллелизмов, воспевающие силу богатырскую. В изображении подвигов традиционен прием «троичности» повтора, усиливающих значимость совершаемого подвига. Не менее важным элементом в описании является ретардация (от франц. ретарде – замедляю) – замедление действия сюжета в результате детального описания, например, седлание коня.
Следующим важным моментом описания является изображение быта средневековых городов, которые отражали семейный и общественный образ жизни народа (особенно новгородские былины). Самые значимые из них – «Садко», «Василий Буслаев». Изображение земледельческого трудового подвига ярко представлено в былине о Вольге и Микуле Селяниновиче.
Действующие герои былин богатыри, которые обладают огромной силою, они молоды, хотя часто в былинах говорится о «старом казаке» Илье Муромце. В данном примере слово старый не значит «обремененный летами», а всего лишь возмужалый, опытный в военном деле. Развернутое описание создает целостный образ воинских доблестей богатыря. Их богатырские качества представлены гиперболически: ловкость, сила, оглушительный голос, тяжелая походка, длительный сон, а также способность пить огромными приемами.
Не менее интересен и яркий пример описания самого первого былинного богатыря Святогора.
Читаем сборник «Русские богатыри». Лучшие былины русского народа под редакцией В. Кузьмина.
Был тот Святогор-
богатырь силы великой,
ростом выше леса стоячего,
головой упирался под
облако ходячее.
Земля-матушка носить его
не могла. Конь под Святогором
по колено проваливался.
Держать его могли только горы,
вот там-то он и проживал.
Вышеприведенный пример создания образа богатыря Святогора ярко демонстрирует ключевой прием в описании – гиперболу.
Рассмотрим обучение историческому повествованию младших школьников в современной методической науке. На наш взгляд, наиболее продуктивным является научно-обоснованная методика обучения младших школьников чтению былин. Эту методику теоретически разработала и апробировала Надежда Васильевна Дужкина. Она проводила опытно-экспериментальную работу с учениками начальной школы и описала эту работу в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Методика обучения младших школьников чтению былин».
Не менее интересным методическим подходом является разработанный курс лекций Н.В. Петрова «Русский эпос» на сайте академии Arzamas [6]. Курс состоит из 4 лекций. В первой лекции «Что такое былина?» Никита Викторович рассказывает о том, как был открыт русский эпос в XIX веке, как он воспринимался, в следующей лекции «Добрыня Никитич и Крещение Руси» говорится о том, как отразились в эпосе исторические события, существовали у богатырей реальные прототипы или нет; в последней «Как Илья Муромец святым стал» говорится о построении былинной биографии героев, а также почему Илья Муромец стал реальной исторической личностью.
Проанализировав опыт работы Н.В. Дужкиной, курс лекций Н.В. Петрова, а также в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, мы сделали выводы и разработали уроки литературного чтения по изучению былины.
Целеполагающей идеей разработанной программы было развитие текстовых умений, а также приобщение младших школьников к знаниям о культурном прошлом своей Родины в процессе изучения былин.
Рассмотрим в качестве примера урок литературного чтения по былине «Три поездочки Ильи Муромца», который был проведен с учениками 4б класса МБОУ Опалихвоская СОШ.
На первоначальном этапе урока ученики прочитали прозаическую былину. Для более полного понимания младшими школьниками устаревшей лексики мы провели словарную работу. С учениками были разобраны такие слова как:
Сажень – старорусская единица измерения расстояния, равная 2.16 метрам.
Пядь – древнерусская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки – большого и указательного.
Брод – неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком или верхом на лошади.
Атаман – предводитель, начальник.
Казна – средства бюджета или иная государственная собственность.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066 метрам.
Полушечка – русская монета достоинством в половину деньги.
Следующим этапом урока стало выявление характерных признаков исторического повествования. Внимание учеников было обращено на историческое место, такое как Киев-град. На уроке мы использовали метод, предложенный Н. В. Петровым. Для лучшего представления и запоминания топосов былинного мира, он использует карту с географическим нанесением всех описываемых исторических мест в былине.
При анализе исторических лиц, например, богатыря Ильи Муромца и князя Владимира, внимание учеников акцентировалось речевом типе описании. Для наглядного представления образов мы использовали картину В. М. Васнецова «Богатыри», а также портрет князя Владимира.
Отличительной чертой следующего этапа стала работа над жанром литературного произведения.
Основными направлениями данного этапа стали:
- Выявление сказочных и исторических черт в данном произведении.
- Другим направлением урока стало изучение разных типов речевых высказываний в данной былине.
- На следующем этапе детям было предложено составить план описания исторического лица.
После проведенной работы описанной выше ученики получили задание написать два мини-сочинения, посвященных историческим повествованию и описанию.
Для написания текста повествования ученикам был задан вопрос: Напишите, какие события способствовали исцелению Ильи Муромца. А для текста описания: Представь себе образ Ильи Муромца. Опиши его.
Работы учеников оценивались по следующим критериям.
Текст-повествование:
- занимательность сюжета;
- последовательность сюжета (причинно-следственные связи в композиции);
- соответствие былинному событию;
- использование былинных приемов;
- соответствие былинной лексике.
Текст-описание оценивался по другим критериям:
- полнота внешнего описания;
- полнота в описании характера;
- соответствие былинному образу;
- использование устаревшей лексики.
Проанализировав работы учащихся, мы отметили, что один ученик (Мелания Г.) не смог написать текст описания, другой ученик (Карина К.Ф.) справилась с работой на высший бал, так как она смогла передать сюжет и занимательно, и близко историческому событию с использованием былинных приемов и лексики. Также на высоком уровне удалось передать сюжет и соответствие историческому событию Насте К. и Денису П. Остальные ученики справились с работой на среднем уровне.
По результатам оценки текстов-описаний – с работой справились все ученики. К сожалению, никто из учеников не смог описать Илью Муромца на высший бал, хотя некоторым ученикам удалось быть близкими к оригиналу описания Ильи. Пять учеников смогли в достаточно полной мере дать описание былинного героя, а один из учеников попытался описать Илью Муромца, используя историческую лексику.
Подводя итог уроку, можно отметить, что лишь у трех учеников, на высоко уровне сформированная культурная идентичность, у шести учеников культурная идентичность сформирована на низком уровне, у одного – не сформирована, у остальных учеников – сформирована на среднем уровне.
В заключении отметим, что изучение былины отвечает всем требованиям ФГОС НОО и является продуктивным материалом для овладения младшими школьниками текстовых умений: исторического события как повествования, образ героя богатыря как пример описания. Работа по нахождению исторических и мифопоэтических черт в былине открывает для ученика возможность понимания жанрового синтеза, необходимого для дальнейшего овладения литературоведческой пропедевтикой. Также отметим особую значимость былин в формировании духовно-нравственных представлений и гражданской идентичности младших школьников. Приобретение знаний об историческом прошлом своей Родины и Отечества, ее славных героях и их подвигах уже на этапе начального филологического образования формирует необходимую базу для развития гармоничной личности.
Литература
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, – 320 с.
- Кудряшова А.А. Алгоритм освоения жанрового синтеза былины (богатырская сказка, историческая песня в практике начального филологического образования) //Международный научно-исследовательский журнал «Современный ученый» ВАК РФ. № 1, Том 2. 2017. – 181 с. С. 48-51.
- Литературная энциклопедия в 12 томах. Гл.ред. А.А. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1968, т.5. – 458 с.
- Минералова И.Г. Детская литература: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Г. Минералова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 333 с.
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.
- Петров Н.В. [Электронный ресурс] http://arzamas.academy/courses/14/1 (дата обращения 12.06.2017)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
PROBLEMS OF EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN TO HISTORICAL narrative IN THE PROCESS OF STUDYING BILIN
Zenina E.Yu., Kudriashova A.A.
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, 109129, (Moscow, M. Kalitnikovskaia , 4) alekshvan@yandex.ru
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, 129226, (Moscow, Selskoxozyajstvennyj travel , 4) elena_zenina@bk.ru
This article describes the characteristic features of teaching younger schoolchildren historical narrative. Attention is paid to the place of historical narrative in the modern primary education program, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard for the development of the personal qualities of the junior student, and the results of subject and meta-subject education. Particular attention is paid to the development of text skills of younger students in the process of studying the genre of epic.
The genesis of the epic genre is considered from the standpoint of literary criticism: poetics, the idea, the main characters, the principle of cyclization, the epic story and the peculiarities of the artistic techniques of chanting the epic exploits. Modern methodical approaches are presented as a potential for the development of textual skills of younger schoolchildren in the process of studying the narrative and description in the epic. Another important emphasis in the article was the consideration of epics from the point of view of the synthesis of historical and mythopoetic material. For productive learning of the historical narrative of a junior schoolchild, we selected material on historical realities: the place of action and the historical personality.
The article also presents its own methodological experience in teaching narration and description in the process of analyzing epics in a literature lesson at a modern elementary school.
Key words: historical narrative, text skills, epic, methodical approaches to the study of historical narrative.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/zenina-e-yu-kudryashova-a-a-problemy-obuch/