Захарищева Марина Алексеевна, Сандалов Илья Андреевич | ОТ ЛЮБВИ К ПЕСНЕ ДО ЛЮБВИ К РОДИНЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Захарищева Марина Алексеевна

д.п.н., профессор
профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко»
Глазов, Россия

Сандалов Илья Андреевич
магистрант
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко»
Глазов, Россия

Аннотация: в данной статье обосновывается возможность формирования военно-патриотического воспитания ребенка в детском хоре. Раскрыты способности хора сильнейшего фактора социального института развития личности. Показан личный пример военно-патриотического воспитания.

Abstract: this article substantiates the possibility of forming a military-patriotic upbringing of a child in a children’s choir. The abilities of the choir of the strongest factor of the social institution of personality development are revealed. A personal example of military-patriotic education is shown.

Одной из главных задач современной системы образования нашей страны является повышение эффективности патриотического воспитания молодёжи.  На современном этапе развития образования патриотизм рассматривается на уровне таких личностных качеств, как любовь к родине, уважение к старшим, готовность выполнить долг перед Отечеством. Патриотизм – это важнейший фактор сохранения стабильности общества и безопасности страны.

В данном понимании вырастает роль образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования, где происходит духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности является музыкальное воспитание, в ходе которого происходит формирование и прививание определённых ценностей. В.А. Сухомлинский отмечал, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека, а не музыканта. В процессе музыкального воспитания ребенок учится прислушиваться к своим чувствам, а так же к чувствам других людей [3]. Следовательно, в ходе музыкального воспитания будет быстрее проходить и процесс воспитания патриотического.

В этом ключе сильным орудием, направленным на военно-патриотическое воспитание личности, выступает хоровое пение. Хор можно назвать «местом силы», где концентрируются такие вспомогательные средства воздействия на формируемую личность ребенка, как слово, мелодия, коллективная деятельность. Именно в хоровом произведении как ни в каком другом произведении искусства тесно переплетаются эмоциональное волнение, которое создает музыкальный материал, и осмысление нравственных понятий, которое происходит в ходе произношения поэтического текста [1]. Следовательно, результат от такого симбиоза музыки и слов будет гораздо эффективнее, чем от их влияния по отдельности.

Патриотическое воспитание рассматривается как объединяющий фактор для всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического преобразования страны и национального единства. Как показывает многовековая история, без патриотического воспитания невозможно создать сильную национальную державу, привить населению понимание гражданского долга и уважение к закону.

Школьный возраст – самый подходящий период для системы гражданско-патриотического воспитания. В этом формируются морально-этические нормы, создаётся понимание окружающего мира, закладываются основы сознательного отношения и позитивного отношения к жизни.

Хоровое искусство – это популярное искусство. Его главная задача – коллективное исполнение музыкальных произведений.  Оно показывает, что большое количество людей объединено одной идеей и подчинено одному исполнительскому замыслу. Такое исполнительство неизменно связано с литературным текстом. В песне музыка и слово нераздельны. В этой связи заключается великая сила пения хором. Текст делает идеологическое и художественное содержание более понятным, а музыка, в свою очередь, окрашивает и эмоционально дополняет слова.

Детское хоровое пение – уникальное и неповторимое явление. Доктор педагогических наук, профессор кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ Галина Павловна Стулова пишет:  «Дети, с ранних лет входящие в мир искусства и ещё не имеющие достаточного жизненного опыта, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающей действительности» [2. с.86]. Это означает, что именно в этом возрасте, как ни в каком другом, можно привить им всю палитру чувств, в том числе и любовь к Родине.

Успех патриотического воспитания, как и воспитания в целом, в хоровом классе зависит от репертуара. Процесс подбора репертуара индивидуален. «Главное качество произведения  – глубина и серьезность заложенных в нём этических проблем. Именно этическая ценность репертуара представляется наиболее существенным его достоинством» [4, с. 76]. Таким образом, правильно выбранный репертуар становится не только хорошим материалом для работы с хором, но и служит верным ориентиром в воспитании подрастающего поколения.

Именно поэтому подбор того или иного произведения является важнейшим этапом работы с детским хором. В репертуаре хора должны звучать произведения духовного и светского характера, отечественных композиторов-классиков и композиторов-современников, а также народная музыка. Иначе невозможно всестороннее развитие личности. На народной музыке хормейстеры воспитывают в детях любовь к музыке, показывая, как музыка помогала людям в разных ситуациях. Это, например, песни трудового характера, в которых изображен человеческий труд: «А мы просо сеяли», «Сеяли девушки яровой хлеб».

Наряду с народной и классической музыкой необходимы песни военно-патриотического содержания. Педагогическая ценность данного музыкального материала велика. На этом материале дирижеры и хормейстеры воспитывают уважение к стране, истории, народу. Детям прививается гордость за своё Отечество. При отборе военно-патриотического репертуара для детского хора руководитель учитывает некоторые принципы:

— материал должен быть содержательным и иметь ценность в художественном отношении;

— должен подобать психолого-педагогическим и возрастным особенностям хористов;

— не должен идти вразрез учебной программе;

— произведение должно быть ярким, отражающим мир светлых мыслей и глубоких смыслов человечества.

На протяжении всех этапов работы над произведением хормейстер решает задачи военно-патриотического воспитания: знакомство хора  с биографией авторов произведения, с историей создания произведения, знакомство с лучшими исполнениями данной музыки. Например, мы с детьми готовимся к 9 мая. В качестве репертуара мы взяли произведение «Вот солдаты идут». На первом этапе дети познакомились с биографией Михаила Львовского, автора стихов, и с биографией композитора Кирилла Молчанова. На втором этапе дети узнали, что после начала Великой Отечественной войны Михаил Львовский записался добровольцем в действующую армию и ушел на фронт, где в 1942 году он командовал отделением в батальоне автоматчиков 89-ой отдельной стрелковой бригады. Во время войны будущий поэт сочинил стихи на понравившуюся ему мелодию, которая стала «старинной солдатской песней». После войны Львовский услышал по радио свои стихи, но уже с другой мелодией, которую написал Кирилл Молчанов не позднее 1947 года.  На третьем этапе хористы послушали запись этой песни 1965 года.  На следующем этапе работы, где происходит показ и процесс разучивания произведения, на котором я, как дирижёр, вызываю эмоционально-образный отклик у детей на данную песню. Этому свидетельствует неподдельный интерес к произведению со стороны участников процесса. Мы обращаем внимание на раскрытие идейной стороны художественного замысла автора текста и композитора.

Следующей ступенью военно-патриотического воспитания как хорового коллектива, так и каждого хориста в отдельности является концертная деятельность. Публичное выступление выводит из зоны комфорта, создает особую психологическую обстановку, что также влияет на воспитание. Оно наполняет мировоззрение подрастающего поколения, объединяет участников хора, формирует в них чувство взаимоотношения, активизирует рост отзывчивости на общественную жизнь. Качество исполнения, в большинстве своём, зависит не только от вокально-технических качеств хора, но и от отношения юных певцов к общему делу, насколько сходны их интересы. Перед выходом на сцену дирижер дает детям хороший эмоциональный заряд, создаёт определённую атмосферу. Систематическая концертная деятельность повышает воспитательное воздействие музыкального материала на молодых исполнителей, поэтому незаменимо для воспитания чувства патриотизма выступление хора в концертных мероприятиях, посвящённых праздникам: День защитника Отечества, День Победы, День Народного Единства и т.д. такая концертная активность благотворно влияет на формирование чувства патриотизма и любви к Родине.

Таким образом, мы проследили, как можно воспитывать в детях любовь к Родине с помощью занятий в хоровом классе. Благодаря тщательному подбору репертуара, на котором воспитывается подрастающее поколение, благодаря грамотному подходу дирижёра к объяснению художественного замысла произведения, происходит заинтересованность детей тем или иным музыкальным материалом. Вследствие чего ребенок начинает осмыслять значимость данной музыки, анализировать художественный текст, в ходе чего и происходит военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. – М.: Владос, 2017. – 272с.
  2. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016г. – 176 с.:
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский – 5-е изд. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288с.
  4. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера / Г. Е.  Терацуянц // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка – М. – 2000. – С. 76

http://izvestia-ippo.ru/zakharishheva-marina-alekseevna-sandal/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *