магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E—mail: alisa97udakova@gmail.com
Научный руководитель:
Ларионова Л. И., доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»
Статья посвящена проблеме развития креативности у старших дошкольников посредством рисунка. В статье обобщены современные научные данные о влиянии рисования на развитие креативности, исследовательского интереса и развитие личности ребенка 5-6 лет.
Проблема одаренности и творческих способностей вызывает повышенный интерес у представителей разных наук. Одаренные люди являются золотым фондом (ресурсом общества), влияют на прогресс цивилизации. Эту проблему разрабатывают отечественные психологи А. И. Савенков [9], Л. И. Ларионова [4, 5, 6], Д. Б. Богоявленская [1], А. А. Мелик-Пашаев [7] и др., а также зарубежные Е. Торренс и др.
В настоящее время отмечается ускоряющаяся динамика процессов практически во всех сферах жизнедеятельности человека и общества: в экономике, культуре, политике т.д. Одним из ключевых качеств личности, обусловливающих успешность человека в этих изменяющихся условиях, является креативность. Креативность в практической жизни человека выступает как «интегральное качество, обеспечивающее успешную адаптацию личности к меняющимся условиям жизни» [8, с. 12]. Креативность придает труду, обучению, досугу, повседневной деятельности творческий характер. Развитие креативности в дошкольном возрасте способно обеспечить сохранение творческого потенциала и его реализацию во взрослой жизни. Расширение творческого потенциала непосредственно оказывает влияние на практическую жизнь человека: дивергентное мышление, которое активно формируется в процессе решения творческих задач, открывает новые пути решения тех или иных бытовых, профессиональных, творческих вопросов. К примеру, известна эффективность коллективного мозгового штурма при решении сложных задач, успешность решения которых зависит от креативных участников. Закладывание «фундамента» креативности в дошкольном возрасте имеет непосредственную практическую ценность.
В отечественной психологии и педагогике проблеме креативности в дошкольном возрасте посвящены работы ряда видных специалистов (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин и др.).
Каждая возрастная стадия развития личности специфична. Исследователи отмечают, что особенность дошкольного возраста заключается в чувствительности к развитию воображения и творческого мышления.
С английского языка «to create» переводится как «создавать»: в этом смысле креативность – это способность человека создавать что-то новое, оригинальное. Креативным можно назвать спортсмена, к примеру, футболиста, которому присуща зрелищная игра, яркий дриблинг, творческий подход к реализации технико-тактических действий на поле. Поэтому достаточно точно, на наш взгляд, понятие креативности охарактеризовал В. А. Сластенин [11], по мнению которого креативность следует понимать как способность человека к созданию оригинальных ценностей, искать необычные способы решения задач. Е. Торренс [12] определяет креативность как способность к порождению оригинальных идей и процесса обнаружения проблем.
Дошкольный возраст – важнейший период становления и развития физических, интеллектуальных и творческих способностей человека. У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) активно и комплексно развиваются функциональные системы организма, опорно-двигательный и нервно-мышечный аппарат. Как считают специалисты [7, 10, 13], период 4-6 лет является сензитивным для развития творчества. К пяти годам улучшается процесс освоения навыка рисования и лепки, а также изготовления различных игрушек из бумаги.
В России творческое воспитание дошкольников может целенаправленно осуществляться в семье, в детском саду, в студиях раннего развития, творческих секциях и иных учреждениях дополнительного образования. В подобных учреждениях развитие креативности может быть реализовано через различные виды деятельности: коммуникативную, продуктивную, игровую и др.
Развитие творческой стороны ребенка осуществляется во многом средствами культуры и искусства, в частности, через освоение различных способов действий в художественно-творческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной области «художественно-эстетического развития», которая выдвигает рисование в качестве одного из основных средств всестороннего развития ребенка, в особенности, креативности. В изобразительной деятельности у ребенка проявляется ряд художественных способностей: чувство цвета, композиции, замысла, умение самостоятельно выбирать художественные изобразительные материалы и использовать в процессе своей деятельности.
Наилучшим периодом для обучения ребенка рисованию является определенный Л. С. Выготским [2] сензитивный возраст 5-6 лет. Очевидно, что наиболее чувствительные периоды формирования креативности и обучения рисованию совпадают, поэтому проблема развития креативности детей посредством рисования актуальна. В настоящее время отмечается недостаток исследований психологов, рассматривающих различные техники рисования для развития креативности дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте ребенок рисует уже то, что ему интересно, то, на что только способна его фантазия. В этот момент особенно важно способствовать развитию креативности ребенка при помощи изобразительной деятельности, в том числе, в форме игры. Игра является ведущей формой деятельности в этом возрасте, одним из вариантов получения положительных эмоций, а также сама по себе игра уже является методом развития креативности. Для наиболее успешного обучения детей основам рисования и развитию креативности можно объединить игровую деятельность с рисованием. При этом важным элементом является соблюдение принципа сознательности и активности во время игровых действий, что способствует развитию творческих способностей.
Условно занятия рисованием делятся на два вида: традиционные и нетрадиционные. К традиционным техникам можно отнести рисование простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, с помощью трафарета и т. д. Под нетрадиционными техниками рисования следует понимать использование в творчестве разных материалов, инструментов, способов изображения, которые сложно назвать привычными, известными, стандартными. К ним относятся следующие: акварельные мелки, рисование зубной пастой и кремом, кляксография, набрызг, ниткография, отпечатки листьев, рисование валиком на фольге, пуантилизм, рисование пластилином, рисование по-мокрому, рисование мыльными пузырями, рисование солью и другие. По мнению исследователей, в процессе нетрадиционного рисования ребенок раскрепощается, у него появляется выбор и возможность заниматься тем, что ему нравится. Важнейшим компонентом занятия является поддержание положительного настроя детей через создание благоприятной атмосферы, что поспособствует повышению интереса, воспитанию усидчивости, старательности и трудолюбия. Рисование необычными техниками позволяет развивать такие элементы креативности, как беглость и оригинальность (по Дж. Гилфорду). Это означает, что применение нетрадиционных техник рисования развивает у ребенка способность генерировать большое количество нестандартных, необычных идей, что, важно отметить, связано с дивергентным мышлением.
В настоящее время нетрадиционные техники широко используются на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Ряд современных исследований, отражающих влияние многообразных художественных техник на специфику формирования изобразительного творчества старших дошкольников, указывает на их эффективность в качестве средства развития креативности.
Установлено, что после занятий, включающих нетрадиционные техники рисования, у дошкольников отмечается повышение интереса к игровым и изобразительным заданиям при рисовании. У детей становится более выраженным исследовательский интерес, который выражается в заинтересованности в новых техниках рисования. В процессе выполнения заданий отмечается повышение самостоятельности и оригинальности при создании художественных образов и придумывании названий к ним. Исследования показали, на занятиях, где применяются нестандартные техники рисования, дошкольники значительно реже отвлекаются от процесса рисования, реализуют первоначальную задумку, не отвлекаясь на деятельность сверстников, а свои рисунки они старались проработать с большим усердием в деталях.
Креативность в значительной ступени обусловлена влиянием микросоциума, что означает важность поддержки самовыражения ребенка самыми близкими: родителями, бабушками и дедушками. Для содействия развитию креативности необходимо предоставить ребенку свободу в игре и экспериментировании, поддерживать его нестандартные решения.
Известным специалистом, исследующим художественную одаренность и творческие способности человека, в частности, детей, является психолог А. А. Мелик-Пашаев [7]. По его мнению, оптимальные условия преподавания могут сформировать у большинства детей способности создавать выразительные художественные образы в разных видах искусства. Другими словами, практически все дети в той или иной степени одарены, а впечатление всеобщей неодаренности создается из-за неверных методов ее развития.
Необходимость развития креативности в старшем дошкольном возрасте, с одной стороны, обусловлена сензитивностью к ее формированию, с другой стороны, как отмечает А. А. Мелик-Пашаев [7], с 5-6 до 8-9 лет у человека наиболее ярко проявляется способность к художественному творчеству, а художественное развитие способно оказать позитивное влияние на становление личности. Более того, психолог уверен, что художественная одаренность не является чем-то в исключительной степени уникальным, а, напротив, потенциально присущая каждому человеку. Важно развивать эту общечеловеческую способность в детском возрасте. В этом случае, считает А. А. Мелик-Пашаев [7], каждый сможет создавать полноценные художественные образы.
Таким образом, старший дошкольный возраст является чувствительным к развитию и формированию креативности и художественной одаренности. Именно в этот период целесообразен оптимальный выбор и применение в дошкольном образовательном соответствующих методов развития указанных качеств. Одним из таких методов обоснованно является применение нетрадиционных техник рисования (акварельные мелки, рисование зубной пастой, набрызг, ниткография, отпечатки листьев, рисование пластилином). Необычность и новизна нетрадиционных техник рисования оказывают положительное влияние не только на развитие креативности, но и на усидчивость, концентрацию внимания, оригинальность и повышение исследовательского интереса детей 5-6 лет.
Список литературы
- Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В., Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 100-109.
- Ларионова Л. И. Образовательное пространство как научная проблема // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова. – 2017. – С.80-86.
- Ларионова Л. И. Проблема обучения одаренных детей // Одаренный ребенок. – 2004. – №6. – С. 122.
- Ларионова Л. И. Кросскультурное исследование психологических особенностей одаренных студентов (на примере России и Монголии) // Сибирский психологический журнал. – 2012. – №46. – С. 49-59.
- Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина под. ред. З. Н. Новлянской. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2010. – 278 с.
- Рыбникова О. П., Развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.05. – СПб.:СПбГУП, 2004. – 185 c.
- Савенков А. И. Психология детской одаренности: Учебник. Сер. 68. Профессиональное образование. – М.: Юрайт. 2019. – 334 с.
- Савенков А. И., Поставнев В. М., Воропаев М. В. Игра и игрушка как факторы развития исследовательского поведения ребенка // Игровая культура современного детства: сб. статей II Международной научно-практической конференции; под ред. Орловой И. А., Нисской А. К. и др. – М.: НАИР, 2018. – С. 35-39.
- Сластенин, В. А., Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
- Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. – Cambridge, 1988. – P.43-75.
The article is devoted to the problem of the development of creativity in older preschoolers through drawing. The article summarizes modern scientific data on the influence of the use of drawing for the development of creativity, originality, perseverance, discipline, increasing research interest in children 5-6 years old.
Keywords: creativity; creative skills; painting; non-traditional drawing techniques.
http://izvestia-ippo.ru/yudakova-a-k-razvitie-kreativnosti-det/