Ястребов Павел Сергеевич | ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК ОРГАНИЗАТОР ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА ГЛАЗОВ В 20 ГГ. XX ВВ.

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент-магистрант ФГБОУ ВО Глазовский Государственный Инженерно-педагогический институт им. В.Г. Короленко

E-mail: pavlik-yastrebov@mail.ru

 

Данная статья рассматривает Глазовскую трудовую школу 1 ступени в 20 гг. ХХ в. Как одного из организаторов и участников культурной и общественной жизни города. В статье приводятся примеры различных видов культурно-массовых мероприятий, как развлекательного характера, так и общественно важных событий. Дается авторская оценка названных мероприятий как с точки зрения воспитания детей и их досуга так и сточки зрения самой школы как одного из участников общественно-культурной жизни города

В настоящий момент в нашей стране в сфере образования, и не только, происходят так называемые ретроинновации [1, с. 8], то есть возврат к опыту прошлого в социально-культурной жизни общества, но с изменениями под существующие реалии. Что-то возвращается из времен еще царской России, как, например, тьютерство, но наибольший вклад вносит эпоха советского периода. Это и движение первых – пионерское движение, и трудовое воспитание, которое вернулось в школы Российской Федерации после того, как на этом сделал акцент В.В. Путин [4]. Но ретроинновации, по крайней мере на данный момент, не затронули культуру. Но если говорить именно про культурную жизнь советской школы, то в ней несомненно можно и нужно вернуть те черты, которые утратила школа постсоветская.

К сожалению, в современной школе можно редко увидеть и постановку спектаклей для детей младшего возраста и для горожан города, школьники не устраивают митинги в поддержку какого-либо важного общественно явления или памятной даты и даже такое ответственное и несложное поручение, как возложение венков на могилы падших защитников, погибших в Великую отечественную войну для них сложное и нежеланное занятие.

Но был в Истории нашей страны, период, когда дети не просто делали это все, они были организаторами и исполнителями различных программ, спектаклей, шествий и митингов. Речь идет о 20 гг. XX в., когда учащиеся школ, молодого советского государства, устраивали в стенах своих школ различные праздники, посвященные памятным датам СССР или, например, родной вотской области, города Глазова, или просто своей школы. Но каждый этот праздник был пронизан идей революции и создания нового справедливого социалистического строя.

Уникальность этого периода заключается в первую очередь тем, что дети сами охотно собирались в школе на учебных комитетах, созывали советы школы и классов, назначали ответственных за организацию и назначали комиссии, если что-то шло не по намеченному пути. Второй особенностью нам бы хотелось выделить тот факт, что в некоторых случаях школа проводила мероприятия не просто в стенах своей школы для своих учащихся и их родителей – на представление или зачитывание докладов могли быть пригашены горожане, жители соседних деревень, лица из администрации и партии большевиков, приглашенные из крупных городов других областей и республик.

Примером тому может послужить Школа 1 ступени города Глазов №2 им Короленко. Стоит сразу сказать, что зачастую школьники проводили, например, спектакли именно в стенах своей школы для родителей и самих учащихся данной школы. Тем не менее и здесь можно встретить выделяющиеся события. В протоколе заседания школьного совета и школьного коллектива от 6 марта 1923 года докладчики обсуждали выручку от проведенного спектакля. Но этот спектакль изначально планировался как «спектакль на нужды школы». Так в докладе говорится что общая выручка составила 36 рублей 10 копеек, а с учетом расходов – 16 рублей 10 копеек, скорее всего подразумеваются расходы на саму постановку, чистая выручка составила 20 рублей. Но эти деньги на этом же заседании были распределены на следующие нужды: для каждой группы (4 группы) красок по палитре и по кисточке, отдать специалисту, сделать на школьном флаге лозунг золотыми буквами, купить по карандашу детям детдома [2, с. 4]. Таким образом, это пример показывает, что дети школы 1 ступени, хочется сделать на этом особый акцент, не просто заработали деньги своим творческим трудом и прекрасной самоорганизованностью, но еще и решили потратить эти деньги на саму же школу, оставляя лозунг на флаге будущим ученикам этой школы. Так же необходимо уточнить что цены на билеты разнились и составляли от 10 до 30 копеек. Объясняется это тем что билеты для самих учащихся школы и их родителей были дешевле чем для горожан, которые так же могли посетить этот спектакль. А это говорит нам о том, что в данном случае учащиеся школы выступили еще и как организаторы культурно массового досуга для всего города.

Подводя итог можно выделить сразу несколько положительных итогов этого спектакля: во-первых, учащиеся не просто реализовали свои творческие способности, они смогли своим спектаклем заработать немного денег для своей же школы и помочь своим сверстникам в покупке принадлежностей для учебы, а также помогли детям, которые испытывали дополнительные трудности находясь в детдоме. Во-вторых, учащиеся оказали дополнительную услугу в организации культурно-массового досуга горожан, показав им детский спектакль. В-третьих, на наш взгляд этим спектаклем школьники так же сняли немного нагрузки с администрации города.

Необходимо так же сказать о том, что такие платные спектакли проводились в дальнейшем и в 1927 и 1928 годах. Однако далеко не всегда дети брали за свою помощь в организации культурных мероприятий деньги. Так же не всегда культурные мероприятия были связан с какими-либо развлечениями. Так дети школы 1 ступени города Глазов №2 им. Короленко участвовали и в ликвидации безграмотности населения и сборе денег на нужды трудового народа, других регионов страны [3, с. 15]. О своих достижения они делились докладами на заседания школьного коллектива, освещая тем самым свою благотворительную деятельность в первую очередь среди детей младшего возраста, которые в дальнейшем так же помогали городу и близлежащим деревням. Иными словами, учащиеся не рассматривали свою творческую и благотворительную деятельность только как способ заработка денег, они делали это из благих побуждений, ощущая свою связь с каждым жителем города и всей страны, желая помогать трудовому народу.

Нами были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что «Короленковская» школа, так же принимал участие и в экономической деятельности города и государства. Так в одном из протоколов заседаний на обсуждение поднимался вопрос о «займе индустриализации» заведующему школой Ю.А. Бабинцеву, который «объяснял значение и результаты второго займа индустриализации». В результате постановили приобрести по 1/5 части облигации на каждую группу и 1/5 на всю школу. Таким образом школа выступала так же и как организация способная вести некоторые экономические операции. К сожалению, нами не было найдено документов, которые бы свидетельствовали о том, чем закончились эти операции [3, с. 45].

Необходимо указать и на тот момент, что не всегда школа была именно организатором культурных мероприятий. В 20 годы школа часто привлекалась для различных шествий и митингов, посвященных крупным памятным датам, как например 9 годовщине Октябрьской революции. Данное событие отмечалось в городе в огромных масштабах. К празднеству должны были присоединится все школы города. Интересен и тот факт, что официальный документ, направляемы в администрацию города по сути являлся сценарием проводимого праздника. В нем прописывалось почти все, от направления движения до песен которые нужно петь в определенный момент и фразы которые школьники должны были отвечать в ответ на реплики различных групп людей, как военные, моряки или рабочие [3, с. 32]. В тоже время с точки зрения школьников данное мероприятие для них не отличалось какой-либо свободой творчества. Так старшим ученикам – школьникам 2 ступени приписывалось организовывать карнавалы и шествия по возможности, если на это было место и ресурсы. Ученикам же 1 ступени было необходимо готовить доклады и торжественные заседания с привлечением представителей от партийных и общественных организаций и взрослого населения [3, с.34].

Так же необходимо сказать и о том, что не всегда школьникам удавалась осуществить задуманное. Иногда в виду нехватки времени, но чащи всего из-за нехватки материалов и сцены для своих представлений. Об этом так же честно говорят члены заседания школьного коллектива, выясняя причины и обстоятельства не состоявшихся или неудачных мероприятий [2, с.17].

Зачастую детьми организовывались чтения докладов, выпуск стенгазет приуроченных к знаковым событиям – то что можно было сделать без крупных трат, ресурсов и времени. Однако и такие доклады не всегда проходили только для самих школьников. Разумеется чаще всего слушателями были родители и учителя. Но интересны сами темы докладов учеников. Этими докладами учащиеся приобщали своих родителей к советской идеологии, разоблачали «религиозный культ», объясняли родителям что такое Советы [2, с. 8].

Таким образом, мы видим, что школа Глазова не всегда могла быть именно организатором культурно-массовых мероприятий, да и сами мероприятия не всегда отличались масштабом. Но глазовские школьники никогда не были в стороне от культурных и обучающих мероприятий своего нового социалистического государства. Как и сейчас зачастую школы приглашаются для проведения каких-то массовых мероприятий, но тогда в 20 гг. XX вв. если школьники придумывали что-то сами они делали это с душой, желанием и не скупясь на это дело ни ресурсами, ни своими силами.

Список использованной литературы.

  1. М.В. Богуславский. Инновационные и ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике: потенциал и риски. Народное образование 6-7. 2018
  2. Протоколы общего собрания учащихся 4 октября 1927 – 12 мая 1931. Архивный отдел администрации Глазовского района. Ф -70, оп.1, д.8
  3. Протоколы школьных советов и школьных коллективов с 24 января 1925 по 5 декабря 1929 года. Архивный отдел администрации Глазовского района. Ф -70, оп.1, д.9
  4. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ
    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 

http://izvestia-ippo.ru/yastrebov-pavel-sergeevich-edinaya-trud/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *