Янхотова Е.О., Ходакова Н.П. | ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: КЛЮЧ К ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Янхотова Е.О.

студент 5 курса ГАОУ ВО МГПУ ИППО,

учитель начальных классов

ГБОУ города Москвы «Школа № 138»

Ходакова Н.П.

доцент, доктор педагогических наук, профессор ГАОУ ВО МГПУ

С каждым годом важность создания инновационной образовательной среды обращает внимание на более современные подходы к содержанию обучения. Существует необходимость в том, чтобы образовательный материал был скорректирован согласно общественным и государственным запросам. Для образовательных учреждений значим выбор образовательной траектории, что подразумевает не только дополнительные и разнообразные учебные программы, но и разработку современных образовательных технологий. Геймификация в этой связи является ярким примером, особенно в контексте повышения заинтересованности в обучении у младших школьников.

Введение. Определений термина «геймификация» существует целое множество – как кратких, так и более объемных – но все они имеют единую смысловую нагрузку. Так, геймификацию можно рассматривать, как «использование элементов игры и техник дизайна игры в неигровом контексте» [1, 2]. Если же исходить из той точки зрения, что геймификация выполняет роль «инструмента», можно сформулировать следующую мысль: геймификация – это отдельный инструмент, позволяющий вовлечь аудиторию во что-либо с помощью интеграции основного вида деятельности с игровыми элементами.

Методы: Кроме того, исследователь К. Капп в собственных работах подчёркивает два вида геймификации: структурную и содержательную. Заимствование игровых элементов в образовательный процесс отражает структурную геймификацию. А когда учебный процесс выстроен по определенному тематическому сюжету и имеет наличие правил, то он называется содержательной геймификацией. Благодаря сценарию игры, визуализации, интерактивности и ощущению присутствия происходит стимулирование обучающихся [4].

Результаты: Согласно С.В. Титовой и К.В. Чикризовой, большинство преподавателей чаще используют структурную геймификацию. Так как она обогащает процесс обучения соревновательными элементами, например, наличие баллов, наград, именных карточек. Метод геймификации в своей основе обязательно должен иметь данные элементы, поскольку мотивация учащихся возрастает благодаря им. Но при этом также необходимо обращать внимание на возрастные особенности и эмоциональное состояние учеников, чтобы скорректировать процесс обучения [3].

Важно разделять понятия «геймификация» и «игра», поскольку содержательная структура данных методов является разной. Геймификация представляет применение игровых элементов для реализации конкретных образовательных целей, а не развлекательных. А игра подразумевает под собой развлекательные задачи и сюжетные линии, которые приводят к определенному результату, не связанному с процессом обучения. Более того, геймификация имеет отличительные принципы, которые не трансформируют действительность в игру, в то время как ученику даются игровые установки, которые относятся к процессу обучения.

Обсуждение результатов: Для более глубокого понимания данных принципов стоит их прокомментировать. Посредством быстрой обратной связи и наличия системы оценивания реализуется принцип сознательности и активности обучаемых, так как инструменты геймификации позволяют мгновенно предоставить результаты учащимся и разобрать неверно выполненные упражнения. Принцип наглядности осуществляется при интерактивной и динамичной подаче материала. Благодаря удобной навигации и необычному дизайну наглядного материала процесс обучения становится более понятным и разнообразным. Что касается принципа последовательности и систематичности, то он воплощается за счет постепенного повышения сложности игрового и учебного материала. Таким образом возникает система, в которой учащимся необходимо двигаться от простых упражнений к более сложным. В целом геймификации подразумевает хорошо организованную обратную связь, при её осуществлении учитель имеет возможность подкорректировать образовательный материал или процесс, учитывая частные особенности учащихся. Благодаря этому и реализуется принцип индивидуализации обучения. За счет того, что учебный материал преподносится учащимся в новом и современном формате, активность и заинтересованность возрастает, так как задействованы эмоциональные центры учеников. Именно данным средством реализуется принцип прочности.

Стоит рассмотреть компонентный состав геймификации для полного понимания данного метода и внедрения его в процесс обучения. Важно учитывать алгоритм создания геймифицированного процесса, при создании которого необходимо подразумевать каждую составляющую геймификации. А именно, механический компонент, личностный и эмоциональный.

Механический компонент:

  • Регистрация в методе геймификации является освоением игры учеником. Стоит отметить, что именно данный механический элемент способствует росту понимания игры и её правил, благодаря качественной навигации и рекомендациям по использованию от учителя учебный процесс проходит слажено и спокойно.
  • Уровневая система. В течение которой учащиеся могут ставить цели и наблюдать свой прогресс. Набор определенного количества очков предполагал переход на следующий уровень. Важно отметить, что предпочтение лучше отдать уровневой системе, а не рейтинговой. Если при первом подходе учащиеся стремятся к собственному росту, то при втором в первую очередь ориентируются на своих одноклассников, что может привести к демотивации в случае низких результатов учеников.
  • Обратная связь. Это немаловажный элемент геймификации, потому что выполнение заданий должно отражаться в образовательной игре, чтобы ученик смог узнать и запомнить более корректный вариант ответа. Поэтому в методе геймификации во время принятия решения, результат виден сразу. На многих современных образовательных платформах используются достижения в качестве повышения мотивации обучающихся.

Личностный компонент:

  • Одна из форм проведения геймификации является групповая работа. Она способствует развитию коллективного мышления и ответственности в процессе обучения. Поскольку что в компьютерных играх, что в командных видах спорта, участники не желают подвести команду и выполняют свои задачи правильно.

Эмоциональный компонент:

  • Все вышеперечисленное настраивает учащихся на образовательную деятельность и мотивирует их к достижению целей, а также полной сосредоточенности на поставленной задаче. Более того, при правильной организации геймификации ученики кроме знаний, смогут получить яркие эмоции. Также существует необходимость учитывать эмоциональное состояние учащихся, которое имеет сильное влияние на их интеллектуальные способности.

Элементы геймификации также имеют важное значение для понимания того каким образом протекает этот процесс. Так, среди элементов геймификации выделяют следующие:

  1. Сторителлинг, постановка и перевоплощение в разных персонажей. Сами постановки обладают большим образовательным потенциалом, поскольку в них есть все, что так сильно привлекает нас в играх.

Вместо применения старых методов в обучении – заучивании бесконечного количества дат, произведений, событий, другой различной информации, которая, быть может, и не пригодится в жизни – гораздо эффективнее, если педагог предложит учащимся поставить сценку, разыграть события. Это позволит ученикам пережить на собственном опыте определенные события, вжиться в определенную роль, что не только позитивно скажется на запоминании информации, но и позволит развить другие качества и навыки, которые им несомненно пригодятся во взрослой жизни.

  1. Сотрудничество и соперничество. Разбив коллектив на несколько групп, появляется возможность создать определенную атмосферу, позволяющую учащимся устроить соревнование между собой. Таким образом, каждый из участников будет придерживаться принципа работы в команде, поддерживая своих товарищей для достижения победы. Очень важно следить за тем, чтобы конкуренция была «здоровой» – не приводила к негативным последствиям. Цель педагога здесь заключается в том, чтобы он смог проконтролировать и своевременно отреагировать на определенную ситуацию.
  2. Уровни. Процесс внедрения игры должным быть поэтапным, в чем еще будет возможность убедиться, однако чуть позже, рассматривая этапы внедрения геймификации в образовательный процесс. Так, первоначально педагогу необходимо поставить перед обучающимся простую задачу, не способную вызвать у него каких-либо трудностей. Это необходимо для того, чтобы ученик смог постепенно улучшать свои навыки, способности, умения, что позволит ему в дальнейшем перейти на «новый уровень» и проявить себя при решении более сложных задач.
  3. Показатели прогресса. При внедрении геймификации педагогу необходимо помнить о том, что для ученика важно видеть свой прогресс. Ему необходимо каким-либо образом поощрять учащегося за определенные старания или достигнутые результаты для того, чтобы мотивировать его на дальнейшую деятельность. Однако, важно также не перестараться, иначе внешняя мотивация целиком заменит внутреннюю, что приведет отсутствию желания у ученика заниматься самостоятельно, без стимулирования его деятельности.
  4. Обратная связь. Фидбек от педагога также имеет важное значение. Он позволяет обучающимся отслеживать свои достижения. В качестве организации обратной связи можно использовать рейтинг в виде лидерборда. Когда учащиеся видят свой прогресс, это может послужить для них поводом для гордости или же напоминанием о том, что необходимо приложить больше усилий в следующий раз.

В завершение рассмотрения теоретической составляющей понятия «геймификация» необходимо определить преимущества и недостатки ее применения в образовательном процессе. Так, среди достоинств использования игровых технологий, можно выделить следующие:

  1. Делает процесс обучения более эффективным. Основная задача педагога состоит вовсе не в том, чтобы передать учащимся знания, которые им необходимо получить, следуя программе образовательного учреждения. Учителю, как профессиональному оратору, гораздо важнее удержать внимание своей аудитории и отталкиваться от их интересов, уметь адаптироваться к публике. Привычные занятия в форме лекций, как правило, с малой вероятностью способны удержать внимание учащихся в течение длительного времени – с этим знакомы многие учителя. Практические же занятия, пускай и эффективнее, чем теоретические, однако многое зависит от грамотно составленных заданий, решение которых позволит обучающимся закрепить изученное, а в идеале – вообще применить знания в реальной жизни. Пожалуй, внедрение игровых элементов в образовательный процесс является одним из возможных методов повышения эффективности обучения. Дейв Берджес однажды сказал: «Создайте для своих учеников возможность получить необычные впечатления, и они вознаградят вас редкостным прилежанием и особым отношением».
  2. Мотивирует учеников заниматься и во внеурочное время. Второе по счету преимущество можно связать с предыдущим, поскольку процесс обучения становится действительно эффективным за счет того, что учащиеся готовы набираться дополнительных знаний во внеурочное время. Это означает, что учитель справился с одной из своих задач.
  3. Превращает обучение в увлекательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателя. В образовательном процессе учитель играет одну из главных ролей, поскольку с его помощью учащиеся смогут открыть для себя ранее неизвестное. Однако, в повседневной жизни можно столкнуться с тем, что педагог не увлечен своим предметом, не знает каким образом передать знания. Из-за этого страдают и учащиеся, и он сам.
  4. Формирует адекватное отношение к ошибкам. Ошибки, полученные в результате игры, воспринимаются людьми как нечто привычное, не столь критичное. В связи с этим, если учащиеся будут воспринимать занятие не как урок, а прежде – как игру, это позволит им сформировать адекватное отношение к собственным ошибкам, как к естественному жизненному процессу, без которого невозможно добиться желаемого результата, успеха. Томас Уотсон говорил: «Хотите узнать формулу успеха? Она элементарна. Удвойте количество неудач».
  5. Отводит учащимся роль активных игроков в образовательном процессе. Игровая деятельность, как и любая другая, невозможна без каких- либо действий со стороны участников. При использовании на занятиях игровых элементов, либо же игры как самого урока, педагог акцентирует внимание на том, что именно через деятельность самих учащихся развиваются дальнейшие события.
  6. Использование современных технологий и приемов для обучения. В современном мире невозможно представить себе нашу жизнь без каких-либо технологий. Они настолько сильно стали частью нашей повседневной жизни, что мы не представляем себя без них. При умелом использовании современных технологий человек способен на многое. Современному педагогу важно уметь адаптировать современные технологии под его деятельность.

Пускай такой прием как игра и не является чем-то принципиально новым в образовании, однако умелый подход позволит педагогу повысить эффективность проводимых им занятий.

Заключение. Таким образом, благодаря развитию технологий и новых образовательных онлайн-платформ геймификация стала актуальным педагогическим маршрутом обучения. Результативность и актуальность данного метода обусловлена тем, что элементы геймификации улучшают образовательный процесс и благоприятно влияют на мотивацию учащихся. Поэтому необходимо обратить внимание на дидактическую ценность геймификации. Все вышеупомянутое доказывает, что геймификация в образовании – это объединение свойств игры, игровых технологий и дизайна в образовательный процесс. Поскольку данные составляющие вовлекают учащихся в процессе обучения, а также повышают их активность на уроках, концентрацию и мотивацию при выполнении упражнений.

Геймификация также может быть использована для развития социальных навыков учеников, среди которых выделяются следующие: умение работать в команде, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, игровой подход может выполнять роль инструмента, с помощью которого появляется возможность оценки и контроля знаний учеников с целью их дальнейшей корректировки.

Однако, необходимо учитывать, что геймификация не является универсальным решением относительно всего. Некоторые ученики могут не заинтересоваться игровым подходом вовсе, тогда как другие будут слишком заняты соревнованием, что создаст неравные условия для обучения.

В целом геймификация может иметь положительный эффект на образовательный процесс, но ее внедрение должно происходить с учетом индивидуальных особенностей каждой группы учеников.

 

Литература

  1. Антонова А.В., Ходакова Н.П. Новые вектор педагогического образования в России: проблемы и перспективы. // Известия Института педагогики и психологии образования. № 2 Год: 2024 С. 4-9
  2. Биджиева С.Х., Урусова Ф.А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN420.pdf (доступ свободный).
  3. С.В. Титова, К.В. Чикризова Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал / С.В. Титова, К.В. Чикризова // Теория и методика професионального образования. – 2019 – С. 136-140
  4. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. / Kapp K //JohnWilly and Sons & Sons – 2012 – p. 58

http://izvestia-ippo.ru/yankhotova-e-o-khodakova-n-p-geymifikaci/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *