Направление подготовки: психолого-педагогическое
Профиль: начальное образование
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
Email: yablokova.d@bk.ru
Научный руководитель: Ходакова Нина Павловна
д.п.н, доцент департамента методики обучения
Настоящее исследование посвящено изучению эффективности применения интерактивных игр как инновационного подхода к решению проблемы обогащения словарного запаса у учащихся начальной школы. Для оценки воздействия интерактивных игр на расширение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и повышение мотивации к обучению первоклассников был проведен педагогический эксперимент с участием контрольной и экспериментальной групп 1 «Д» класса МАОУ «Гимназия 13 г. Долгопрудного». Полученные результаты не только согласуются с выводами предшествующих исследований, но и расширяют их, подтверждая потенциал цифровых интерактивных игр как действенного образовательного инструмента. В статье представлены рекомендации по интеграции интерактивных игр в процесс обучения младших школьников, а также обозначены перспективы для дальнейших исследований в данном направлении.
The article deals with the problem of enriching the vocabulary of younger schoolchildren and examines the effectiveness of using interactive games as an innovative method of solving this problem. The conducted pedagogical experiment with the participation of control and experimental groups of students showed that the use of specially designed interactive games contributes to a significant expansion of vocabulary, the development of communication skills and increased motivation of children to learn. The results of the study are consistent with the conclusions of previous work in this field and expand them. The study demonstrates the potential of digital interactive games as an effective learning tool. The authors offer recommendations on the introduction of interactive games into the practice of teaching younger students. The article also identifies promising areas for further research.
Словарный запас играет ключевую роль в развитии коммуникативных навыков и успешном обучении детей младшего школьного возраста, и его значимость в современном мире продолжает расти. Недостаточный словарный запас может затруднять эффективное усвоение знаний, препятствовать выражению мыслей и идей, а также негативно влиять на социализацию ребенка.
Традиционные методы обучения не всегда в достаточной степени способны увлечь и заинтересовать детей в процессе изучения новых слов. Поэтому возникает потребность в поиске инновационных подходов, учитывающих особенности мышления современных детей, выросших в условиях цифровой эпохи. В качестве одного из перспективных направлений рассматривается использование интерактивных игр.
В последние годы было проведено несколько исследований, посвященных применению интерактивных игр для развития словарного запаса у учащихся начальной школы. Российские исследователи Е.В. Карпова и Н.В. Кулакова (2019) в своей работе отмечают позитивное воздействие компьютерных игр на расширение словарного запаса младших школьников. Они акцентируют внимание на том, что игровые элементы способствуют повышению мотивации детей и более эффективному запоминанию новых слов [1].
Зарубежные ученые также уделяют значительное внимание данной теме. Например, в исследовании J. Ashraf и M. Fatemi (2018) анализируется эффективность использования мобильных приложений с элементами геймификации для обогащения словарного запаса иранских младших школьников. Авторы приходят к заключению, что применение интерактивных игр приводит к значительному улучшению результатов учащихся по сравнению с традиционными методами обучения [2].
Кроме того, S. Chen и L. Liu (2020) в своей статье рассматривают опыт использования интерактивных настольных игр для расширения словарного запаса китайских школьников. Результаты исследования свидетельствуют о том, что такой подход не только повышает интерес детей к изучению новых слов, но и способствует развитию их коммуникативных навыков и социальных компетенций [3].
Гипотеза данного исследования заключается в том, что использование специально разработанных интерактивных игр может стать эффективным инструментом обогащения словарного запаса младших школьников.
Методы:
- Теоретический анализ литературы. Этот метод позволит изучить и систематизировать имеющиеся научные труды по проблеме обогащения словарного запаса младших школьников с помощью интерактивных игр.
- Педагогический эксперимент, проведенный в МАОУ «гимназия 13 г. Долгопрудного», в 1 «Д» классе, который будет состоять из трех этапов:
- a) констатирующий этап: определение исходного уровня словарного запаса учащихся контрольной и экспериментальной групп.
б) формирующий этап: внедрение программы с использованием интерактивных игр в экспериментальной группе, в то время как контрольная группа будет обучаться по традиционной методике.
в) контрольный этап: повторное измерение уровня словарного запаса в обеих группах и сравнение результатов.
Полученные в ходе эксперимента данные будут подвергнуты качественной и количественной статистической обработке.
Процесс сбора информации будет включать следующие этапы:
- Поиск и отбор научной литературы по теме исследования в электронных базах данных (Google Scholar, Elibrary, Web of Science, Scopus).
- Разработка тестов для оценки уровня словарного запаса учащихся.
- Проведение констатирующего тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
- Внедрение программы с использованием интерактивных игр в экспериментальной группе.
- Осуществление систематического наблюдения за учащимися экспериментальной группы.
- Проведение контрольного тестирования в обеих группах.
- Статистическая обработка полученных данных.
Наблюдения за учащимися экспериментальной группы показали, что интерактивные игры не только повышают мотивацию и вовлеченность детей в процесс обучения, но и оказывают благоприятное влияние на развитие их коммуникативных навыков. Было отмечено, что ученики стали более активно использовать новые слова в своей речи, а также проявлять большую инициативу при общении со сверстниками.
Кроме того, анализ результатов тестирования продемонстрировал, что учащиеся экспериментальной группы обладают более глубоким пониманием значений новых слов и способны применять их в различных контекстах. Все это свидетельствует о том, что интерактивные игры гарантируют расширение словарного запаса и оказывают колоссальную помощь в плане создания концептуальных связей между словами и их оттенками по смыслу [5].
Ниже, в таблице 1, представлены результаты экспериментальной и контрольной группы.
Таблица 1
Результаты экспериментальной группы
Учащиеся | Констатирующий этап (%) | Контрольный этап (%) | Прирост (%) |
Ученик 1 | 45 | 78 | 32 |
Ученик 2 | 52 | 85 | 33 |
Ученик 3 | 48 | 82 | 34 |
Ученик 4 | 50 | 88 | 38 |
Ученик 5 | 55 | 90 | 35 |
Ученик 6 | 47 | 84 | 37 |
Ученик 7 | 43 | 89 | 46 |
Ученик 8 | 59 | 86 | 37 |
Ученик 9 | 51 | 87 | 36 |
Ученик 10 | 46 | 91 | 45 |
Результаты контрольной группы
Учащиеся | Констатирующий этап (%) | Контрольный этап (%) | Прирост (%) |
Ученик 1 | 43 | 44 | 1 |
Ученик 2 | 50 | 48 | — |
Ученик 3 | 42 | 42 | — |
Ученик 4 | 50 | 53 | 3 |
Ученик 5 | 54 | 50 | — |
Ученик 6 | 40 | 44 | 4 |
Ученик 7 | 46 | 49 | 3 |
Ученик 8 | 52 | 51 | — |
Ученик 9 | 48 | 47 | — |
Ученик 10 | 43 | 41 | — |
Обсуждая полученные результаты, можно отметить, что они находятся в соответствии с выводами зарубежных исследований, рассмотренных в обзоре литературы. Например, работа J. Ashraf и M. Fatemi (2018) также указывает на положительное влияние мобильных приложений с элементами геймификации на обогащение словарного запаса младших школьников [2]. Однако, в отличие от нашего исследования, авторы не обнаружили значимого влияния на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Исследование S. Chen и L. Liu (2020), посвященное использованию интерактивных настольных игр, продемонстрировало сходные результаты в отношении повышения интереса детей как к пополнению лексического запаса, так и к общению со сверстниками в рамках игровой деятельности [3]. Эксперимент, проведенный нами, подтверждает данный постулат и доказывает, что регулярное использование на уроке интерактивных игр является эффективным методом для обогащения словарного запаса.
По результатам экспериментальной работы можно сформулировать следующие рекомендации, которые направлены на обеспечение успешного использования интерактивных игр в работе по обогащению словарного запаса младших школьников:
- Регулярно использовать на уроках интерактивных игр, которые выступают не как изолированный педагогический эпизод, а как комплекс, что обеспечивает обогащение словарного запаса и формирование коммуникативной компетенции.
- Гармонично сочетать интерактивные методы с традиционными, чтобы обеспечить эффективную работу над словарём младших школьников.
- Организовать тренинги для педагогов по использованию интерактивных игр, в процессе которых учителя будут обеспечены методической копилкой для их эффективного использования в обучении.
- Осуществлять регулярную оценку прогресса учащихся и вносить соответствующие коррективы в программу обучения на основе полученных данных.
Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на изучении долгосрочных эффектов применения интерактивных игр для обогащения словарного запаса, а также на разработке специализированных игровых приложений для детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что использование специально разработанных интерактивных игр является эффективным методом обогащения словарного запаса младших школьников. Подводя итоги в рамках приведенного педагогического эксперимента, не составит труда заметить, что представители экспериментальной группы имеют более высокие итоги в плане усваивания новых слов и развития навыков коммуникации относительно представителей контрольной группы, которые проходили обучение по классической методике. Наряду с этим повысилась мотивация и вовлеченность учащихся в учебный процесс. А также стало наблюдаться более глубокое понимание значений новых слов и способность применять их в различных контекстах.
Подведенные итоги на 100% могут быть согласованы с результатами прошлых исследований, которые были приведены в рамках обзора литературных источников, вместе с тем все они расширяются, что указывает на результативность применения цифровых игр интерактивного формата именно в плане обогащения словарного запаса младших школьников.
Предстоящие исследования можно направить на осваивание долгосрочных результатов применения интерактивных игр, а также на разработку особых приложений для тех детей, у которых наблюдаются особые потребности в образовании. Также эти техники могут быть нацелены на интеграцию интерактивных игр в процесс обучения, как вспомогательных инструментов образования.
Несмотря на значимость полученных результатов, необходимо отметить некоторые ограничения проведенного исследования. Во-первых, эксперимент был проведен на относительно небольшой выборке учащихся, что может ограничивать возможность обобщения выводов на более широкую популяцию. Во-вторых, исследование было сосредоточено на краткосрочных эффектах применения интерактивных игр, в то время как долгосрочные результаты остаются неизученными.
Список литературы
- Карпова, Е. В., Кулакова, Н. В. Использование интерактивных игр для развития словарного запаса младших школьников. Начальная школа // 2019. ‒ № 6. ‒ С. 32-37.
- Ashraf, J., & Fatemi, M. (2018). The impact of mobile applications with gamification elements on enriching the vocabulary of primary school students. Journal of Educational Technology & Society, 21(3), 12-22.
- Chen, S., & Liu, L. (2020). Enhancing vocabulary acquisition and social competence through interactive board games among primary school children. Computers & Education, 150, 103836. https://doi.org/ 10.1016/ j.compedu.2020.103836
- Schmitt, N. (2008). Review article: Instructed second language vocabulary learning. Language Teaching Research, 12(3), 329-363. https://doi.org/10.1177/1362168808089921
http://izvestia-ippo.ru/yablokova-darya-vyacheslavovna-obogashhe/