Белякова Татьяна Евгеньевна, аспирант общеинститутской кафедры теории и истории педагогики, ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Е-mail: evatar@rambler.ru
Аннотация: В статье рассмотрены преимущества сетевого взаимодействия вуза со сторонними организациями различного типа в процессе формирования культуры проектной деятельности студентов-дизайнеров; раскрыты некоторые организационные особенности формирования проектной культуры посредством выполнения учебных дизайн-проектов.
Сегодня в различных сферах человеческой деятельности по всему миру наметилась тенденция к переходу от иерархической организации к сетевой координации. В том числе, это происходит в образовании [2, 5, 6]. Н.С. Бугрова даёт следующее определение сетевому взаимодействию в образовании: это «форма особым образом структурированных связей между отдельными педагогами, образовательными учреждениями, процессами, действиями и явлениями, осуществляемыми на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идеи открытости для достижения общей цели» [1, с.91]. Базовым условием сетевой организации образования становится переход от административного типа руководства к таким типам работ, как курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей, т. е. переход от руководства к сервису [2].
С точки зрения формирования проектной культуры будущих дизайнеров, сетевое взаимодействие со сторонними организациями помогает, во-первых, обеспечить социальную значимость учебных дизайн-проектов, которая способствует формированию у студентов представления о месте их профессии в жизни социума. Во-вторых, студенты получают актуальный опыт в сфере дизайн-проектирования полного цикла, начиная от исследований потребностей заказчика и целевой аудитории и заканчивая сопровождением реализации проекта, прогнозированием и отслеживанием его будущей судьбы. Опыт взаимодействия с реальным заказчиком оказывается бесценен, ведь сегодня ситуация в сфере профессионального дизайн-проектирования складывается таким образом, что именно умение качественно вести переговоры, понимать запросы общества и конкретной организации, с одной стороны, и способность обосновать свою профессиональную позицию, с другой стороны, являются залогом успешной практики в сфере дизайна и, соответственно, важными составляющими культуры проектной деятельности будущих специалистов. В-третьих, именно сетевое взаимодействие вуза с организациями различных типов, а не стандартная процедура предоставления баз практики, может обеспечить необходимую организационную гибкость процессу учебного дизайн-проектирования, при которой возможна успешная работа над комплексными междисциплинарными и межгрупповыми проектами, являющимися основой формирования проектной культуры студентов. В-четвёртых, использование компьютерной сети позволяет сегодня выстраивать сетевое взаимодействие и решать задачи образовательных дизайн-проектов не только в масштабах городов и сел, но и целых континентов.
Для успешного сетевого взаимодействия со сторонними организациями, с нашей точки зрения, процесс учебного дизайн-проектирования в вузе должен быть организован аналогично тому, как это происходит в дизайн-агентствах соответствующего профиля. Педагоги в такой модели занимают позицию экспертов-консультантов, а студенты – различные функциональные роли. При этом руководящие позиции предоставляются магистрантам или студентам выпускного курса бакалавриата, а студенты младших курсов занимают подчиненное положение или выполняют отдельные поручения старших. Основной целью предложенной нами педагогической модели является формирование проектной культуры будущих дизайнеров на необходимом уровне: на уровне арт-директоров – для магистров, ведущих дизайнеров – для выпускников бакалавриата, руководителей рабочих групп – для студентов третьего курса и помощников дизайнера – для студентов младших курсов. Каждый студент в такой модели получает возможность взаимодействовать с представителями сторонней организации по поводу именно своей задачи в общем проекте, конечно, согласуя те или иные решения с другими участниками учебного дизайн-проекта. Представители компании-партнёра, в свою очередь, могут найти для себя наиболее подходящее лицо в вузе (преподавателя или студента) для решения проектных задач разного уровня сложности. Ведь, образовательная сеть, как в том числе пишет С. В. Тарасова, всегда предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия [7].
Субъектами сотрудничества в образовательной сети являются, в первую очередь, организации государственного, частного, добровольного общественного способа финансирования, некоммерческие общественные объединения и т.д. [3]. Тем не менее, вуз может взаимодействовать с разными типами организаций – подчиняющимися не только органам управления образованием, но и другим ведомствам. По наличию цели извлечения прибыли все организации, с которыми взаимодействует вуз, можно разделить на коммерческие и некоммерческие. При этом сотрудничество именно с некоммерческими организациями будет наиболее благоприятно для осознания социальной значимости дизайн-проектирования, так как они не ставят перед собой первостепенной задачей извлечение прибыли. В свою очередь, коммерческие организации часто выполняют важную общественную функцию, в том числе образование, здравоохранение и др., но мы считаем, что выполнение дизайн-проектов для коммерческих организаций сопровождается смещением акцентов в сторону экономической рентабельности дизайн-проекта. Сама по себе экономическая рентабельность тоже важна, но в процессе формирования культуры проектной деятельности имеет второстепенное значение после задач социальной значимости и эстетической ценности результатов проектирования, поэтому мы можем рекомендовать включение в проекты сетевого взаимодействия с коммерческими организациями тех студентов, которые уже успешно проявили себя при работе над некоммерческими проектами. Это условие, в свою очередь, будет способствовать постепенному усложнению задач учебного проектирования, ведь участие в проектах, нацеленных на экономический успех, накладывает на проектировщика дополнительные ограничения по сравнению с некоммерческими проектами.
В рамках нашего эксперимента по апробации модели формирования культуры проектной деятельности будущих дизайнеров кафедра искусств и художественного творчества РГСУ участвовала в сетевом взаимодействии вуза со следующими организациями:
- МГИМ им. Шнитке и Музей Альфреда Шнитке (проект виртуального музея Альфреда Шнитке);
- МОО поисковый отряд «Витязь» и ГБОУ СОШ №9 (патриотический проект «Моя Победа» в рамках задач оформления выставочного пространства);
- Рекрутинговые компании SuperJob и Ancor (проект «Реновация и брендирование аудиторий»);
- Сообщества художников, музыкантов и искусствоведов русского зарубежья из Израиля, Хорватии, Австрии, Франции и Канады (вёрстка журнала «Мир искусства») и Правительство Москвы (вёрстка журнала «Мир искусства»).
Структура взаимодействия с той или иной сторонней организацией менялась в зависимости от специфики проекта и условий, предлагаемых самой компанией; но организационная структура учебного дизайн-проектирования в вузе оставалась относительно неизменной, доказав свою эффективность для формирования проектной культуры будущих дизайнеров на определенном уровне (бакалавриат или магистратура). При этом, одна из наиболее сложных задач налаживания процессов взаимодействия с заказчиками и экспертами извне ставилась перед студентами не раньше 4-го курса бакалавриата и в магистратуре, что соответствует принципу постепенного вхождения студентов в проектную культуру, когда спектр стоящих перед будущими дизайнерами задач увеличивается от курса к курсу при сохранении общей этапности проектной деятельности. Организационная гибкость сетевого взаимодействия, возможность менять структуру взаимодействия под задачи конкретного проекта в кратчайшие сроки позволили нам в рамках образовательного процесса познакомить студентов с реалиями их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе на соответствующем запросу современного общества уровне может осуществляться эффективно только в рамках сетевого взаимодействия вуза с организациями различных типов.
Список литературы
- Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дисс. .. канд. пед. наук. – Омск, 2009. –188 с.
- Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий: научный доклад / под ред. Н.В. Смородинской. – М.: Институт экономики РАН, 2012. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inecon.org/docs/ Smorodinskaya_2012.pdf (дата обращения: 20.09.2014).
- Леван Т.Н. Сетевое взаимодействие в образовании [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2015. No 9 (128). URL: http://www.edscience.ru/jour/article/viewFile/513/459 дата обращения: 07.03.2017).
- Научно-методический поиск моделей практической подготовки в зарубежном высшем педагогическом образовании / О.А. Любченко, Б.А. Кирмасов, А.В. Бахарев // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2015. – №4. – С.38.
- Скидан Е.И. Сетевое взаимодействие в образовании [Электрон. ресурс] // Студенческий научный форум, 2014. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3535.pdf (дата обращения: 07.03.2017).
- Смородинская Н.В. Смена парадигмы развития и зарождение сетевой экономики [Электрон. ресурс] // Портал «Экономическая политика», 2012. Режим доступа: http://www.ecpol.ru/index.php/2012–04–05–13–39–38/2012–04–05–13–39–53/481-smena-paradigmy-razvitiya-i-zarozhdenie-setevoj-ekonomiki (дата обращения: 20.09.2014)
- Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – СПб., 1998.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/vozmozhnosti-setevogo-vzaimodeystviya-2/