Вотинцева Е.П. | ТВОРЧЕСТВО — КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

воспитатель МАДОУ детский сад №59 «Золотая рыбка, ЩМР МО, магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

Развитие личности и формирование педагогической компетенции педагога с концепцией педагогики сотворчества и рефлепрактик.

Всё реже и реже мы слышим ответы от детей на вопрос: «Когда вырастешь, кем хочешь стать, учителем воспитателем?». Ответ: «Нет». Встаёт вопрос: «Почему?»

Были времена, когда дети со школьной скамьи уже отдавали предпочтение педагогической деятельности, а сейчас это достаточно редкое явление.  Да педагогические ВУЗы не пустуют, но сколько выпускников идут работать по профессии и как надолго задерживаются в ней?  Педагог нашего времени это уникальная личность, он образован, он в поиске, он в  саморазвитии, он компетентен и так далее.

Не так давно в профессиональную деятельность педагога вошло такое понятие, как профессиональная компетентность. Пришло оно к нам из-за рубежа в 60-е годы М. Кленон (теория мотивации) ввёл это понятие и определил как власть, успех, общение, конкурентоспособность. Этот термин больше относился к менеджменту, в России он появился в двухтысячных годах и был определён как система ЗУНов: знаний, умений, навыков, которые сводились и сводятся до сих пор к определённым рамкам реализации профессиональной деятельности.

В настоящее время система образования отошла от ЗУНов, но перешла к стандартам, одни ограничения поменяли на другие. Тогда как же трактовать компетентность в которой педагог заключен  в определённые рамки системы: знаний и  умений, педагогических качеств реализации профессиональной деятельности, психологической устойчивости, сформированной личности и не просто личности, а  развивающий творческой личности и при этом быть в определенных рамках ограничений?

Требования к педагогам постоянно меняются в соответствии времени, нужен педагог, а как же личность педагога? Мы говорим о детях — это личность, а педагог кто? Ведь только зрелая и творческая личность педагога может воспитать и развить личность ребенка, сформировать устойчивость к перипетиям взрослой жизни, привить гуманные ценности, передать знания о мире и о жизни.

Профессиональная компетентность учителя формируется всю жизнь, так как должна соответствовать современным запросам общества, здесь и сейчас. Перемены происходят, затрагивая всё вокруг и отражаясь в них.  Мы не можем работать по-старому, а по-новому не всегда готовы потому, что боимся и не хотим что-то менять в себе, не знаем как это можно сделать. Но тогда мы становимся некомпетентными в системе образования.

На наш взгляд, творчество педагога является ключом к тому, чтобы не только быть готовым к принятию идущих перемен, но и к активному участию в их свершении, к вдохновенной и продуктивной профессиональной деятельности.  Вместе с тем именно в творчестве педагог может выразить свое видение, понимание, заявить о себе как об уникальной и креативной личности, показать и научить детей видеть в обычных вещах необычное, заинтересовать, вовлечь в поиск нового и вовлечь в «зону ближайшего развития» и перейти в «зону актуального развития», как сказал бы Лев Семёнович Выготский  [1]. Развивается в зоне ближайшего развития через творчество и сотворчество педагога и ребёнка, можно говорить о развитии личности которые узнают, развивают, формируют и становится психологически восприимчивыми для новизны взглядов, для преодоления стереотипов опыта и шаблонных  решений.

Наиболее полным инновационным с методической и ценностно-мировоззренческой точки зрения потенциалом для развития творческих компетентностей у современного педагога является концепция педагогики сотворчества С.Ю. Степанова. В работах его, а также его учеников и последователей [2, 3, 4] это неоднократно показано и доказано. В предложенной им методологии сценарирования сотворческих событий (уроков, занятий и т.п.) и рефлексивных практик для педагогических коллективов школ и других типов образовательных организаций наиболее полно представлены методические средства развития творческого потенциала как отдельных педагогов, так и целых коллективов учителей. К таковым относятся и полилогическая организация взаимодействия обучающихся и педагогов, и позиционально-ролевые дискуссии, и аукционы идей, и композиции зон развития, и психоимпровизации, и социографирование, и многое другое другое, что существенно повышает разнообразие развивающей деятельности, а значит и ее мотивированность основных субъектов образовательной деятельности, их личностный и компетентностный рост [2, 3, 5].

Литература

  1. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. -М.: Смысл, Эксмо, -2004. -512с.
  2. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций: монография. – М.: Наука. — 2000. – 174с.
  3. Степанов С.Ю. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации // С.Ю. Степанов, И.В. Рябова и др.; под научной ред. С.Ю. Степанова. – М.: МГПУ. – 2017. – 292 с.
  4. Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Ключи педагогики сотворчества. – М.: ПРИЗ. – 2010. – 120с.
  5. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. – М.: ПЭРСЭ. – 2002. – 320 с.

http://izvestia-ippo.ru/votinceva-e-p-tvorchestvo-kak-pedagog/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *