Волкова О. Е., Магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: AljasovaOE@mgpu.ru
Сухинина А. А., Магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: MalyshevaAA@mgpu.ru
Научный руководитель:
Семенюк Н. М., кандидат педагогических наук, доцент,
ГАОУ ВО МГПУ, Москва
Аннотация. В статье обозначена актуальность проблемы развития познавательного интереса у детей; отмечены особенности развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста; рассмотрены возможности развития познавательного интереса дошкольников средствами искусств; приведены примеры технологии работы с детьми по ознакомлению с произведениями искусства; рассмотрены особенности изучаемого материала с учетом возрастной специфики дошкольников. Выделены и охарактеризованы компетенции педагога, необходимые для развития познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Введение. Вопросы и проблемы, связанные с развитием познавательного интереса, занимают одно из важных мест в педагогике и психологии. Если познавательный интерес ребенка не растет, если его не интересует взаимодействие с окружающим миром людей, природы и вещей, то накопление жизненного опыта, впечатлений, которые являются основой системы знаний о мире, становится невозможным. Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике. Интерес является индивидуально-психологической характеристикой человека, в свою очередь познавательные интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к объекту познания и самому процессу обучения. Развивая познавательный интерес у дошкольников, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции к деятельности, потребность познавать предметы и явления окружающего мира, понять их суть, установить взаимосвязи.
Нередко молодые педагоги сталкиваются с проблемой нежелания детей выполнять задания, они быстро теряют интерес и не проявляют необходимой эмоциональной и познавательной вовлеченности. Дети с высоким уровнем познавательного интереса легче и точнее запоминают материал, быстро и образно его воспроизводят.
В ФГОС ДО целевыми ориентирами работы с дошкольниками являются развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Этим обоснована актуальность выбранной нами проблемы.
Роль познавательного интереса заключается в том, что он является средством и мотивом продуктивной и творческой деятельности. Ряд исследователей отмечают, что многие проблемы в обучении детей обусловлены недостатками в развитии у них именно познавательного интереса. В своих работах Г.И. Щукина отмечает, что познавательный интерес может проявляться как:
— средство повышения обучаемости (дошкольники, который с интересом учат новый материал, познают окружающий мир, активно участвуют на занятии, лучше запоминают информацию, а также их знания, умения надолго остаются в памяти);
— мотив учебной деятельности (дети проявляют стремление к изучению всего нового из-за того, что им интересно);
— устойчивое качество личности (дошкольники обладают ненасыщаемой познавательной потребностью; они все время хотят чем-то заниматься, что-то изучать, познавать, думать, решать и т.д.).
Основное предназначение педагога – сформировать познавательный интерес как устойчивое качество личности. Осуществляя работу по развитию познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства, педагог должен учитывать, что этот процесс многовекторный и протекает по разным направлениям:
— повышение внутренней и внешней мотивации, через развитие интересов ребенка;
— работа по формированию познавательных действий, в том числе универсальных учебных действий;
— развитие творческой стороны личности, воображения;
— расширение представлений об окружающем мире, о предметах и людях вокруг и их взаимодействии, о себе, как отдельном субъекте и как части социума.
Реализация каждого из направлений обеспечивается подбором определенного комплекса условий, педагогических технологий, а также освоением педагогом необходимых компетенций.
Познавательный интерес дошкольников в области художественно-эстетического развития в большей степени проявляется в виде наблюдения или тактильного исследования объектов искусства и преобразования различных материалов. Ребенок, рисуя каракули, исследует собственные возможности, в дальнейшем учится рисовать ровные линии и превращать их в нужные ему рисунки. Смешивая краски, проводит своего рода эксперимент, исследуя возможности цветов.
Методика. Будущий педагог, знакомящий детей с миром искусства, должен владеть современными образовательными технологиями. Рассмотрим применение технологии проектной или исследовательской деятельности в развитии познавательного интереса дошкольников. Для знакомства с произведениями искусства можно использовать как проекты, подготовленные детьми совместно с родителями, представленные ребенком перед группой, так и проекты, которые создаются совместными усилиями всей группы в процессе занятия. Например, «Радуга в коробке», «Загадочные инструменты художника» и другие проекты. Также можно создать проект «Детские художники 20 века», где каждый ребенок будет рассматривать картины художников и искать сходства и отличия от работ у других детей. Педагог в данном случае помогает детям оформить их умозаключения в форму проекта.
Метод экспериментирования. Ребенок под присмотром педагога, пробует свои творческие силы в любой направленности, которая ему приходит в голову. Например: на что похожа эта клякса, какие бываю линии, что из них можно сделать, во что можно превратить отпечаток вашей ладошки и другое. Данная методика имеет огромный потенциал в работе с детьми дошкольного возраста, ведь экспериментирование одна из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте. Она способствует развитию представлений детей о взаимоотношении объектов друг с другом, идет обогащение личного опыта ребенка, что способствует не только росту познавательного интереса, но и развитию памяти, мышления, моторики и эмоциональной сферы ребенка. Говоря об ознакомлении ребенка с произведениями искусства, мы с помощью экспериментов не только знакомим его с разными видами творчества, но и способствуем усвоению взаимосвязи между ними.
Не стоит забывать про главный вид деятельности учащихся ДОО. Правильно организованная игровая деятельность, связанная с творчеством, непременно способствует развитию познавательного интереса. Для организации игровой деятельности, посвященной знакомству с произведениями искусства, педагог должен уметь правильно формулировать цель и правила игры. Здесь имеет место театрализованная, сюжетная игра, в которой дети разыгрывают сцены по мотивам увиденных картин [5, с. 71]. Можно организовывать игры под музыкальные произведения, заостряя внимание детей на выборе музыки [6, с. 131]. Настольно-печатные игры для развития умения сравнивать и различать формы, узоры, элементы рисунков «Узоры Дымки» или «Народное творчество», «Найди пару», «Дорисуй фигуру», «Кляксы» и др.
Отдельно стоит остановиться на творческой деятельности, как самостоятельной технологии работы с детьми. Это процесс предметно-преобразовательной деятельности, в котором задействованы и общение, и игра, развитие воображения и мотивационно-эмоциональной стороны личности ребенка. В художественных образах дети учатся отражать действительность, мы получаем возможность воспитывать определенное отношение к событиям и явлениям нашей жизни, через осознание и принятие различных чувств самого ребенка и других людей. В дошкольном возрасте ярко выражен интерес ребенка к творчеству и познавательным действиям с различными материалами, подражание взрослым, тяга к оставленному следу на бумаге или пластилине и появление в результате этого ассоциативного образа, появление первых замыслов, фантазий. В творческой деятельности ребенком движет естественная потребность человека в самовыражении, желанию выразить новые впечатления, позитивные и негативные эмоции.
Экскурсии в художественные галереи, музеи, выставки, как ни что другое обогащает детей духовно и способствует повышению познавательного интереса. А использование современных информационных технологий позволяют нам посетить интересное нам мероприятие, не выходя за пределы учебного кабинета. Компьютерные технологии так же расширяют возможности показать и рассказать о многих произведениях искусства, используя аудио и видео материалы, показывая фотоматериалы, применяя интерактивные задания для развития творческого потенциала детей.
Результаты. Педагог должен сам хорошо разбираться в композиции картины, уметь рассказывать о цветовой гамме, настроении которое она передает, в структуре прочитанного произведения, уметь интонацией передать настрой поэта в стихотворении. То есть самому обладать широкими знаниями в мире искусства. Старшие дошкольники хорошо выделяют цвета, могут связать его с настроением, через цветовую гамму дети нередко оценивают эстетические достоинства картины, что нередко приводит к тому, что «светлые» картины детям кажутся более привлекательными, чем «темные». Педагог должен быть готов объяснить, как цвет влияет на настроение, и почему автор выбрал именно такую гамму. Наиболее трудным моментом работы с картиной является композиционное построение картины. Педагог должен научить детей всматриваться в картину, устанавливать зависимость между композицией и основной идеей.
Частой ошибкой молодого педагога является: отсутствие вводной беседы и шаблонные вопросы. Огромное значение при работе с произведениями искусства имеет вопрос, с которым взрослый обращается к детям. Работая с картиной/ рассказом/ стихотворением/ глиняной фигуркой не имеет значения, педагог должен четко понимать логику построения диалога, к чему должен прийти ребенок, какие чувства у него должен вызвать этот предмет, что нового о нем он должен узнать и т.д., то есть должен пробудить в ребенке мыслительный процесс, те или иные чувства, желание к действию. Рассматривание, беседы, обыгрывание разнообразных художественных образов тоже имеют сильное познавательное воздействие [2, с. 38].
Для раскрытия художественного образа при анализе произведений живописи и графики, стоит использовать схему анализа композиции, которая содержит ряд вопросов:
- Общие вопросы, содержащие общие сведения о картине и авторе.
- Вопросы, развивающие умение детей самостоятельно анализировать содержание картины.
- Вопросы, направленные на личный опыт ребенка.
Говоря о познавательном интересе, мы наблюдаем ряд особенностей его протекания, связанных со спецификой возраста. В период дошкольного возраста у детей происходит постепенное образование целого ряда новых психологических механизмов деятельности и поведения, а именно: сознательное управление своим вниманием и удержание его на конкретных предметах, благодаря чему, улучшается ориентировка во внешней среде, эмоциональное к ней отношение; большая самостоятельность и зависимость от социального окружения; развитие воображения; постепенная замена игровой деятельности на учебную, а также возникает новый тип мотивации – иерархия мотивов.
Дети дошкольного возраста руководствуются своими сиюминутными желаниями, они не могут откладывать удовольствие сейчас, ради чего-то лучшего в будущем. При организации образовательной деятельности детей или досуга, необходимо учитывать их возрастные особенности и возможности. Отношение к ребенку должно быть уважительным, как к полноценной личности, необходимо давать им возможность свободно мыслить, не бояться сделать ошибку. По возможности педагог должен обогащать предметно-пространственную среду (среда должна соответствовать возрасту воспитанников; уметь трансформироваться; должна нести функциональные возможности; быть вариативной, доступной, насыщенной и безопасной), способствующую активному развитию детей, внешне стимулировать познавательный интерес ребенка [1, с. 16].
Рассматривая педагогические условия развития познавательного интереса, можно выделить следующие:
— продуманные дидактические занятия. У педагогов большой сектор выбора форм занятий: занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-игра, соревнование и т.п. Также можно выбирать различные методы и приемы работы с детьми (наглядность, устные беседы, применение хоровых ответов, коллективная работа, работа с мини-группами или индивидуально). На занятиях нужно использовать все групповое пространство.
— Педагог должен внимательно относиться к каждому ребенку, поддерживать неуверенных в себе воспитанников. Робкие, не коммуникабельные дошкольники на занятиях часто открыто не проявляют свой интерес из-за своей неуверенности и страха привлечения внимания. Безусловно, задачей воспитателя является раскрепостить детей, включить их в активную работу, помочь им в достижении успеха.
— Для активизации и развития познавательных интересов детей, важное значение играют принципы, на которых строится образовательный процесс. Опора на принципы развивающего обучения, когда детям предоставляются не готовые знания или информация и не сама деятельность по подражанию и образцу, а познавательные задачи (игровые обучающие ситуации), способы решения которых дошкольники должны искать самостоятельно, приобретают здесь решающее значение.
В группах младшего дошкольного возраста используют ознакомление с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. В процессе чтения книг идет эмоциональная оценка художественных образов.
В средней группе дети ближе знакомятся с профессией художника. Дети могут узнавать и называть явления и предметы окружающего мира в художественных образах, оценивать эмоциональную составляющую этих образов.
Дошкольники старшей и подготовительной групп развивают и расширяют свое эстетическое восприятие. Идет отделение образцов отечественной живописи от зарубежных. Картины отечественных художников представлены в различных жанрах живописи и представляют средство для развития у детей интереса к изобразительному искусству.
В своей профессиональной деятельности педагог должен учитывать ряд компонентов, которые поощряют развитие познавательного интереса:
— положительные эмоции (необходимо искренне хвалить, радоваться успехам детей, проявлению их активности);
— разнообразие оценок (необходимо отмечать положительные стороны, а недостатки выражать без каких-либо отрицательных эмоций. Любой недостаток должен рассматриваться как недочет, который необходимо исправить, доработать, изменить, все это нужно должным образом объяснить ребенку, направить его деятельность, замотивировать на получение новых знаний для исправления тех или иных ошибок);
— свобода в рамках определенных правил (можно воспитанникам позволить творить, но четко обозначив границы).
Знакомство дошкольников с предметами искусства обладает большим педагогическим потенциалом. Таким образом, применять искусство в образовательном процессе можно в качестве:
— стимула, активизирующего другие виды познавательной активности;
— художественной репрезентации явлений природы или жизни человека;
— фона, оформления чего-либо;
— ответной реакции (изобразите свое отношение к чему-либо, передайте настроение с помощью красок и др.).
Используя предметы искусства в процессе развития познавательного интереса дошкольников, мы способствуем обучению творчески мыслить, выстраивать логические цепочки, преодолевать затруднения. У детей возникают положительные эмоции по отношению к учебным занятиям, процессу обучения в целом, как следствие развивается познавательная активность и творческая сторона личности.
Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу, что, осуществляя работу по развитию познавательного интереса дошкольников, педагог должен обладать рядом профессиональных и общепрофессиональных компетенций:
- Педагог сам должен хорошо разбирать в теме искусства, знать направления и виды, уметь отличать их, быть культурно развитым человеком, обладать знаниями по истории изобразительного искусства и следить за развитием современного искусства [7, с. 15].
- Педагог, обладающий творческим мышлением, должен развивать творческое мышление в детях, работая с мотивацией детей, грамотно и спокойно помогая решать трудности, возникающие в процессе ознакомления с предметами искусства и последующей работе.
должен хорошо владеть различными техниками, приемами, средствами изображения, уметь решать художественно-творческие задачи, которые возникают в ходе работы с детьми.
- Поощрять творческий подход, поддерживать баланс между творческим решением и формированием изобразительной грамотности, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
- Педагогу важно развивать интерес и потребности в общении с искусством, формировать понимание о том, что изобразительная грамотность и художественная культура пригодиться всем.
- Необходимы базовые компетенции, свойственные любому педагогу: быть ответственным, коммуникабельным, обладать способностью видеть и решать проблемы, иметь гуманное отношение к детям, быть доброжелательным и позитивным.
Список литературы
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2012. № 5. – С.36-39.
- Гриценко З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 19-27.
- Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления детей с произведениями художественной литературы): Дис. канд. пед. наук. – Тбилиси, 2017. – 121 с.
- Семенюк Н.М. Музыка и движение в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения». – 2017. – № 2. – С. 69-72.
- Семенюк Н.М. Современные подходы к развитию творческого восприятия музыки у детей дошкольного возраста / Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ГАОУ ВО МГПУ г. Москвы «Московский городской педагогический университет». – М.: Изд-во «Спутник+», 2016. – С. 130-134.
- Семенюк Н.М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Семенюк Наталья Михайловна. – М., 2004. – 26 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2012. – 632 с.
- Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 280 с.
- Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // XIX Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. По общей ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина. Изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – СПб: 2015. – С.89-92.
Abstract. The article identifies the relevance of the problem of the development of cognitive interest in children; the features of the development of cognitive interest in preschool children are noted; the possibilities of developing the cognitive interest of preschoolers by means of arts are considered; examples of the technology of working with children to familiarize themselves with works of art are given; the features of the studied material are considered taking into account the age specifics of preschoolers. The competencies of the teacher necessary for the development of the cognitive interest of preschoolers in the process of familiarization with works of art are highlighted and characterized.
Keywords: сognitive interest; works of art; art lesson; preschool age; professional competencies.
http://izvestia-ippo.ru/volkova-o-e-sukhinina-a-a-podgotovka-pe/