Волкова Е. В. | РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

учитель английского языка, МАОУ лицей №7, Томск

Email: volkovaelenavalentinovna@mail.ru

 

В статье автор рассматривает понятие креативного мышления, делится собственным педагогическим опытом по развитию креативного мышления у учащихся при обучении английскому языку в урочной и внеурочной деятельности. Описывает принципы, которых следует придерживаться учителю, приводит примеры некоторых рабочих приёмов, упражнений, различных видов стихотворных форм, направленных на развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся. Автор подробно описывает форму, структуру и алгоритм создания каждого вида стихотворения, приводит примеры стихотворных форм на английском языке. Даёт практические советы и рекомендации по организации учебной деятельности на уроках английского языка для развития творческих способностей обучающихся. Автор обращает внимание на преимущества приёмов, объясняет причины, пользу и целесообразность их применения.

In the article the author considers the concept of creative thinking, shares her own pedagogical experience in developing students’ creative thinking when teaching English at academic and extracurricular classes. Principles are described that should be followed by the teacher, examples of some productivity techniques, exercises, different types of poetic forms are given, aimed at the development of students’ creativity and creative thinking. The author describes in detail the form, structure and algorithm of creating each type of poems, gives examples of poetic forms in English. Practical advice and recommendations are given on the organization of learning activities in English lessons to develop students’ creative abilities. The author draws attention to the advantages of the techniques, explains the reasons, usefulness and expediency of their application.

В настоящее время, когда обществом востребованы креативно мыслящие люди с хорошо развитыми коммуникативными умениями, способными работать в команде, готовыми самостоятельно найти необходимую информацию и принять решение, возникает необходимость формирования и воспитания творческого ученика, обладающего данными умениями [2], [6]. Для решения поставленной задачи необходимо уделять особое внимание развитию творческих способностей учащихся на уроках, в том числе при изучении английского языка.

Впервые понятие креативного мышления было введено Дж. Гилфордом, указавшего на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Согласно Гилфорду, креативное мышление – это «тип мышления, идущий в разных направлениях», характеризующийся четырьмя основными качествами: быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью [8]. Благодаря креативному мышлению принимаются оригинальные неожиданно правильные решения.

Задания, способствующие развитию творческих способностей, повышают заинтересованность и мотивацию учащихся, что позволяет учить иностранный язык без принуждения. В процессе применения учителем творческих заданий на уроке реализуется индивидуальный подход, у учеников развивается терпение, находчивость и настойчивость, создаётся основа для развития абстрактного творческого мышления.

Для формирования креативности учащихся, учителю следует придерживаться следующих принципов: способствовать созданию творческой атмосферы, формированию позитивной самооценки учащихся, учитывать индивидуальные достоинства обучающихся, их вклад в процесс обучения, уважение расхождений во взглядах и создание классного коллектива, в котором сотрудничество и взаимодействие являются нормой. Проявляйте креативность сами. Так для привлечения внимания и управления поведением могут использоваться определённые знаки, жесты, или «штрафы», например как в футболе, система жёлтых и красных карточек.

Предоставляйте учащимся возможность выбора от самого простого способа формирования рабочих групп «по желанию» до выбора домашнего задания, тем для изучения или организации урока (меню урока – выбор последовательности упражнений, свобода формата – постер, брошюра, презентация, журнал, альбом, видео и другое).

Творческие процессы характеризуются такими универсальными признаками как: проявление мотивации, выражающейся в выборе человеком нададаптивных форм активности [1], [3], «захватывающий» характер, вызванный повышенной неопределенностью и активностью «внешней среды», предполагающих максимизацию усилий человека и проявление рефлексии [5]. Нестандартный характер любой творческой задачи требует от человека изменений его первоначальных установок и подходов к ней, и именно это и обеспечивает рефлексия. Рефлексивные усилия человека, понимаемые как осмысление и переосмысление им содержаний своего сознания, деятельности, общения позволяют обнаруживать новые возможности, которые и становятся основой для творческих продуктов (результатов) [4], [5], [7].

Очевидно, что учителю необходимо создавать условия для формирования креативности у учащихся, но как это сделать на практике.

На наш взгляд, игра является одним из наиболее эффективных способов развития креативного мышления у школьников. Учителю на уроках следует предлагать учащимся грамматические и лексические игры такие как «Крокодил», «Снежный ком» и другие. Описывать картинки, сочинять рассказы по картинкам или с заданными словами. Всё это можно делать как в парах или группах, так и индивидуально.

Рисование также способствует развитию креативного мышления, так как креативное мышление предполагает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Таким образом, учащимся будет полезно рисовать слова и фразы; иллюстрировать тексты, стихотворения, скороговорки, песни, пословицы, цитаты, грамматические правила и другое. Различные виды кроссвордов, головоломки, загадки, ребусы являются отличными «помощниками» учителя в развитии творческих способностей учащихся. Примечательно то, что их можно не только разгадывать, но и придумывать самим.

Ещё один приём формирование креативности – это ассоциации, сравнение предметов, нахождение общих черт и отличий. Следует учить школьников заучивать иностранные слова при помощи ассоциаций, так как такие слова запоминаются легко и надолго.

Одним из любимых видов развития творческих способностей – это стихотворения. Работа со стихотворениями позволяет нам по-новому взглянуть на знакомые события, найти необычные стороны всем известных предметов. Сначала учащиеся знакомятся с видами стихотворений, форматом и алгоритмом написания стихотворных форм. Учитель предлагает учащимся примеры стихотворений на русском и английском языках. Как правило, учащиеся с удовольствием и энтузиазмом сочиняют стихотворения, радуются своим результатам, читают их не только в школе, но и дома.

Виды стихотворений и примеры:

  1. Place poems. В этих стихотворениях речь идёт о каком-либо месте.

Tomsk

Siberia

History

Students

Universities

Wooden laces

My home town

  1. I remember poems, предлагают список вещей или событий, которые помнит ученик по заданной теме.

Summer

I remember the bright sun.

I remember green grass and trees.

I remember a light breeze

blowing in my face.

I remember birds

singing in the trees.

I remember our warm evenings

walking around the town.

  1. Colour poetry. В данных стихотворениях описывается цвет и вещи, ассоциируемые с этим цветом.

Yellow

Yellow symbolizes joy and happiness

Yellow as the sun.

Yellow for sunflowers.

Yellow is for autumn.

Yellow is the colour of bees.

Yellow makes us happy.

  1. Five W’s poetry. Стихотворение состоит из пяти строк, и каждая строка начинается с вопросительного слова. 1 строка – Who? 2 строка – What? 3 строка – When? 4 строка – Where? 5 строка – Why?

My cat

Plays with a toy

All day long

In my room

‘Cause he is very active.

  1. Five senses poems. Имеют определённую структуру, состоят из шести строк. 1 строка – тема. 2 строка – I see / can see. 3 строка – I hear / can hear. 4 строка – I smell / can smell. 5 строка – I taste / can taste. 6 строка –I feel /can feel. Каждая строка начинается с глагола чувственного восприятия.

Spring

I can see puddles on the road.

I can hear birds’ singing.

I can smell flowers.

I can taste birch juice.

I can feel spring in the air.

  1. Акростих – это стихотворение, в котором тема задаёт количество строк. Каждая строка начинается с букв названия стихотворения. Первая строка первая буква названия, вторая буква образует вторую строку и т.д. Как правило, это одно слово, но может быть и больше.

Sky

So blue and high.

Kites and clouds are flying by.

Yellow sun is shining bright.

  1. Хокку, нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5). 1 строка: Что? Кто? (тема). 2 строка: Что делает? 3 строка: Что будет? Наши чувства?

My elder brother (5)

Helps sick people to be healthy (7)

I am proud of him (5)

Преимущество хокку состоит в том, что в нём сочетается понятие и эмоциональное отношение автора к этому понятию, его личное переживание. Особенность хокку заключается в простоте поэтического языка и свободе изложения.

  1. Танка также имеет определённую структуру, содержит 31 слог. 1 строка: 5 слогов. 2 строка: 7 слогов. 3 строка: 5 слогов. 4 строка: 7 слогов. 5 строка: 7 слогов.

Summer holidays (5)

In seven months they will come (7)

We can hardly wait (5)

All my friends will play a lot (7)

From the morning till the night (7)

Танка отличается от хокку поэтическим изяществом и лаконичностью.

  1. Синквейн, имеет определённую структуру, состоит из 5 строк. 1 строка: Кто? Что? 1 существительное. 2 строка: Какой? 2 прилагательных. 3 строка: Что делает? 3 глагола. 4 строка: Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5 строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Summer

Warm, lovely

Relaxing, playing, swimming

Fantastic time for children

Holidays

  1. Диаманта. Стихотворная форма из семи строк. Седьмая строка – понятие с противоположным значением темы стихотворения. Имеет следующую схему:

1 строка: тема (существительное).

2 строка: определение (2 прилагательных определяют тему стихотворения).

3 строка: действие (3 причастия относятся к теме стихотворения).

4 строка: ассоциации – 4 существительных (2 существительных относятся к теме диаманты (1 строка), 2 существительных характеризуют понятие в последней строке).

5 строка: действие (3 причастия характеризуют понятие в последней строке).

6 строка: определение (2 прилагательных относятся к последней строке).

7 строка: тема (существительное).

Winter

White, snowy

Sledding, skating, skiing

Christmas, presents, holidays, friends

Relaxing, swimming, walking

Hot, sunny

Summer

Написание диаманты способствует пониманию школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Проведённое анкетирование учащихся и учителей показывает, что обе группы опрошенных считают вышеперечисленные задания полезными и важными на уроках. Учителя отмечают, что они способствует развитию творческих способностей учащихся. Более 70% обучающихся хотели бы заниматься написанием стихотворений на уроках.

Таким образом, можно сделать вывод, что рисование, систематическое использование игр, упражнений на ассоциации, разнообразных головоломок помогает создать благоприятную атмосферу урока, повышает увлеченность и заинтересованность учащихся. Применение различных видов стихотворений формирует умение выделять главное, обеспечивает рефлексию деятельности и развитие креативного мышления учащихся.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002. 320 с.
  2. Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 2–14.
  3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  4. Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных навыков младших школьников в ходе проектно-исследовательского обучения // В сборнике «Психология одаренности и творчества». Сборник научных трудов II Международной научно-практической он-лайн конференции. 2020. С. 160-163.
  5. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 174 с.
  6. Степанов С.Ю., Кремер Е.З. Педагогика сотворчества: сплав теории и практики // Образовательная политика. 2011. № 2 (52). С. 19-22.
  7. Сухоруков А.С. Факторы формирования устойчивой креативности в школе // Сб. статей XIV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения». Ч. 1. – Москва: «5 за знания», 2022. С. 800-804.
  8. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27–32.

http://izvestia-ippo.ru/volkova-e-v-razvitie-kreativnogo-mysh/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *