студенты бакалавриата
В статье рассматриваются возможности платформ «Leapchat», «Jamboard», «MIRO», «Canva», «Crello», «Book Creator», «Story Jumper», «TinyTap», «Барабук», «Floop» и «CloudText», используемых для создания разнообразных интерактивных заданий. Помимо этого приводятся их описания и примеры упражнений, созданных на базе рассматриваемых платформ.
В современных условиях, характеризующихся высокими требованиями образовательных стандартов, и стремительно изменяющейся социально-экономической средой, уровень образования и личностного развития обучающегося зависит от выбора и применения образовательных технологий и их методов [1]. Одними из наиболее эффективных педагогических методов являются интерактивные технологии. In addition, certain opportunities arise to controlemotionally research works (R&D) of students by creating interest to the work related with digitalization of scientific activities [5].
Применяя интерактивные технологии, учитель обретает возможность сохранить индивидуальный подход в обучении [3]. Любая работа с языком все более становится интерактивной, примером чему служат «интерактивные ссылки (синие и подчёркнутые), которые обозначают гипертекстовые связи… Можно предположить, что в современном научном тексте, публикуемом в электронном виде, традиционные ссылки… скоро будут вытеснены гиперссылками» [2, с. 60]. Этот же процесс наметился и в обучении.
По существу, интерактивное обучение – это обучение в диалоге, во время которого происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств обучающихся. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что образовательный процесс реализуется при условии постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. При этом в рамках данного процесса педагог и обучающийся являются равноправными субъектами обучения [1].
В настоящее время современных инструментов, которые можно применить при обучении, огромное количество. И перед учителями появилась проблема выбора: какой сервис наиболее удобен в применении. Необходимо помнить, что существует тонкая грань уместности сервиса. Не все цели, которые ставит учитель перед каждым уроком, могут быть реализованы с помощью современных инструментов [4]. Иногда, сами того не замечая, учителя создают упражнения ради развлечения, и обучающиеся уже не особо сконцентрированы на учебной задаче.
В данной статье мы рассмотрим 5 идей, каждая из которых будет представлена несколькими инструментами. Некоторые примеры, представленные нами ниже, составлены к уроку русского языка, но также их можно использовать на любом уроке начальной и средней школах.
Идея 1. Спланировать. Каждый из нас любит предлагать идеи, поэтому есть такие инструменты, позволяющие планировать вместе. Мы можем расширить экран, дать доступ другому человеку, который тоже может работать, например, на интерактивной доске. Также к платформам можно добавлять онлайн-чаты, один из которых называется «Leapchat». Он действует три месяца. В нем можно писать жирным шрифтом или курсивом. Ученики могут входить в него и выходить из него в любое время.
Доски удобны тем, что на них можно рисовать, включать интерактив, отражать «маршрут» обсуждения и многое другое. Есть простая платформа «Jamboard» и посложнее «MIRO». Все эти доски на русском языке. На платформе «MIRO» бесплатно могут работать 100 человек. Она платная, но для бесплатного пользования доступны 5 досок. Рассмотрим более подробно «Jamboard». Доска имеет современный интерфейс. Это продукт от Google. Здесь есть лазерная указка, ручка, текстовое поле, ластик, стикеры, холсты в виде блокнота. В чем ее преимущества? Платформа бесплатная, каждую доску можно сохранить в виде картинки, ученики могут работать индивидуально. Единственный минус — неудобно писать ручкой. Пример работы на данной доске вы можете увидеть снизу (рис.1).
Рис. 1. Доска «Jamboard»
Идея 2. Заинтриговать. После того как создан некий план, нужно дать посыл к тому, что будет в конце. Это можно сделать с помощью постера, красивой картинки и анимации. Например, в таких инструментах как «Canva» и «Crello». Уделим внимание именно Canva.
Canva – сервис для создания элементов графического дизайна. Он легок в использовании, поэтому им могут пользоваться и непрофессионалы. В первую очередь нужно зарегистрироваться или можно воспользоваться аккаунтами Google, Facebook или Apple. В этом сервисе собрано огромное количество шаблонов – видео, презентаций, публикаций в Instagram, плакаты, логотипы и т.д., где можно менять местами все элементы внутри макета, убирать детали или добавлять картинки/видео, фигуры, стикеры, делать анимацию, фотокоррекцию и многое другое – здесь все ограничивается только вашей фантазией. Безусловно есть платные и бесплатные шаблоны, но количество бесплатного материала настолько велико, что этого будет достаточно. Можно сохранять и скачивать свои работы, а также давать доступ другим пользователям. В качестве примера приведем плакат “-тся, -ться”, созданный на базе данного сервиса (рис. 2).
Рис. 2. Плакат в приложении «Canva»
Идея 3. Вовлечь, смотивировать. Здесь начинается фаза учебного контента, но необходимо представить его так, чтобы всем было интересно. Резонно использовать контент, который сделан в виде интерактивной книги «Story Jumper» для различных возрастов. Регистрация простая, есть подсказки, как пользоваться сервисом. Можно подобрать фон или обложку, добавить страницы, наложить собственный голос для чтения этой «книжки». Есть ещё один сервис «Book Creator» на котором можно сделать даже комиксы. Дети могут делать на этих сервисах домашнее задание, даже несмотря на английский язык. Все иконки удобны и понятны детям. Ниже мы даем ссылку на «Сказку про русский язык» Ирис Ревю, сделанную нами в формате книги именно на базе платформы «Story Jumper».
Идея 4. Поиграть. Когда мы что-то изучаем, необходимо проверить насколько все это усвоилось. В этом нам поможет сервис «TinyTap». На нем уже есть созданные игры, а также есть возможность самим создать их. Карточки «Барабук» можно использовать для запоминания ударений, понятий. Они двусторонние, есть озвучка слов. Эти карточки вводятся в игру на различных этапах урока. Здесь учитель может выбирать обложку и формат карточки, а также язык. Для удобства работы в этом приложении его необходимо скачать. Скриншот приложения представлен ниже (рис.3).
Рис. 3. Доска «Jamboard»
Идея 5. Дать индивидуальную обратную связь. Один из важных этапов, особенно при проверке творческой работы. Есть англоязычный «Floop», где ученик может отправить работу, а учитель её посмотреть и русскоязычный «CloudText» сервисы. На первом есть возможность создавать комментарии и наносить специальные значки в нужные места, а на втором учитель может написать критерии выполнения задания. Оба этих сервиса бесплатны, но имеют платный функционал. Благодаря им работы ваших учеников будут проверены качественно и вовремя.
Таким образом, с помощью интерактивных технологий теоретический материал, который может быть сложным для восприятия, можно представить в интересном формате, что позволяет добиться больших результатов в обучении, так как они вовлекают обучающихся в активную деятельность на уроке.
Литература
- Аметова, Э. К. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / Э. К. Аметова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 19-21.
- Лихачев С.В. Коммуникативные аспекты функционирования гибридных текстов / С.В.Лихачев // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 47-65.
- Пашковец, К. А. Интерактивные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка / К. А. Пашковец // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Уфа,, 21 апреля 2020 года. – Уфа: «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 220-223.
- Савенков А.И. Практико-ориентированная подготовка будущих учителей / Савенков А.И., Серебренникова Ю.А., Жирикова М.В. //Начальная школа. 2021. № 1. С. 3-6.
- Silchenkova L. Controlling research activity of students by digital tools / Likhachev S., Likhacheva T., Silchenkova L., Krivorotova E., Plesnik L. // SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks”. 2020. С. 1010.
The article discusses the possibilities of the platforms such as «Leapchat», «Jamboard», «MIRO», «Canva», «Crello», «Book Creator», «Story Jumper», «TinyTap», «Barabook», «Floop» and «CloudText», used to create a variety of interactive tasks. In addition, their descriptions and examples of exercises created on the basis of the platforms under the consideration are given.
Key words: interactive technologies, platform, Russian language, «Jamboard», «Canva», «Story Jumper», «Barabook».
http://izvestia-ippo.ru/voevodina-t-v-fomenko-m-v-primenenie-i/