УДК 373.34
vitolina2003@mail.ru
студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Материалы второй студенческой конференции «Стратегия развития педагогики до 2025 года»
Статья посвящена отбору притч, изучение которых целесообразно для формирования и развития у обучающихся в начальной школе представлений о языковой картине мира. Автор определяет понятие языковой картины мира как общность знаний, сохранившихся в языковой форме. Анализ приточного материала позволяет отобрать три текста, изучение которых целесообразно для решения поставленных задач. Выводом к статье служит утверждение о том, что притчи являются перспективным и эффективным средством формирования представлений у младших школьников о языковой картине мира. И образовательный ресурс притч в этом ракурсе еще далеко не реализован.
Понятие картины мира (в том числе и языковой) прежде всего опирается на изучение представлений человека о мире. Картина мира – это общий результат полученных сведений о человеке и его среде. Как определенный образ, она представляет собой для обучающихся основу миропонимания, мироощущения и раскрывается в различных формах поведения человека, к которым относится и речь. Определенная система взглядов формирует общие представления обучающихся в начальной школе о языковой картине мира и требует от них осмысления.
«Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе» [4, с. 122] и все это в значительной мере касается именно изучения притч, как произведения морально-воспитательной направленности. При этом притча – речевой жанр, реализующий законы того языка, на котором она создана.
Каждый язык, отражает способ восприятия и систематизацию мира некоторым этносом, который отличается своей историей, культурой, своими ценностями. Этот набор особенностей, собственно, и составляет определенную картину как национальную модель мира и выявляет целостный образ человека. Язык – это главное средство определения и хранения знаний человека про мир, который определен в слове. Общность этих знаний, сохранившихся в языковой форме, называется «языковой картиной мира». Языковая картина мира является образом индивидуальным и понимается как неповторимое воссоздание мира непосредственно самой личностью. Иными словами, «языковая картина мира» – это этническое и культурное представление о жизни людей, выраженное средствами и единицами языка. Можно сказать, что именно национальный язык выявляет систему истин и знаний, обусловленной психологическими аспектами народа. Языкова картина мира требует воспринимать действительность в вербальности и определяться сознанием.
Общеизвестно, что основными факторами формирования языковой картины мира личности ученика начального звена является среда его жизни, обучения и воспитания. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «активная речевая деятельность приближает к пониманию языковой картины мира, при условии последовательной работы с единицами языка всех уровней: звуками, словами, фразеологизмами, предложениями, текстом» [2, с 244]. Для освоения обучающимся языковой картины мира нужно опираться на образовательное пространство личности ребенка, в котором должны быть предусмотрены принципы развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Реализация основных идей и принципов формирования языковой картины мира учеников начальной школы, возможна в процессе обеспечения целостности педагогического процесса, привлечения школьников к активному исследованию и познанию окружающего мира, где ученики самостоятельно могут «открывать истины», расширять и обогащать свой чувственный опыт про окружающий мир, в том числе и на материале притч. Однако «далеко не весь фольклорный материал может быть использован для изучения окружающего мира, так как языковая картина мира существенно отличается от научной» [3, с 363], в частности это относится и к притчам, которые для образования и воспитания обучающихся в начальной школе должны быть целенаправленно отобраны.
В процессе образования и воспитания младших школьников мы все чаще задаем себе вопросы: «Как сформировать у подростка потребность в поиске смысла жизни, в поиске правильного вектора движения? На кого и на что опереться?» [1, с. 58]. Ответом могут стать именно специально отобранные притчи. В процессе изучения притч эффективнее всего для понимания детей донести информацию про самосознание и мировоззрение народа, которое является его примером в выражении культуры.
Становление такого жанра как притча, связанно с формированием морально-этических норм в обществе. Этот жанр хранит в себе информацию об истории, психологии и отражает языковые факторы сквозь призму духовной культуры и создают свою неповторимую картину мира, спрятанную в складках подтекста. «Подтекстовая информация напрямую связана с фактуальной, извлекается из текста с помощью опоры на представленные в тексте факты, через описание места и времени действия, с помощью характеристики персонажей. Однако переход от конкретных фактов к смыслу, к некоторому их обобщению – задача отнюдь не легкая, особенно для учащихся начальных классов» [5, 312]. Поэтому ученику в понимании скрытого смысла притч должен обязательно помочь чуткий и понимающий наставник – учитель.
Как социальный феномен тексты притч отражают культуру, традиции и особенности эпох. Например, в известной таджикистанской притче «Жемчужинка» говорится о семейных ценностях и духе народа. В простой мудрости отражены житейские радости людей. Притча служит проводником тех основных идей простонародного мировоззрения, называемого здравым смыслом, которое и составляет существо языковой картины мира. Она представляет собой форму для обсуждения о разнообразных знаниях о жизни, системе ценностей людей в обществе. Есть притчи, которые воспитывают нравственные и духовные качества личности. Например, притча «Сердце мышонка» в которой юный читатель может узнать себя, проанализировав свои поступки, возникающие в разных жизненных ситуациях. Эта история учит быть смелее и не останавливаться перед трудностями жизни.
В притчах отражается разнообразная информация с особой важностью разнообразия тем, тем самым обобщая и типизируя жизненный опыт людей. Назовем, к примеру притчу «Все в твоих руках», обобщающую значительный жизненный опыт.
Эти обобщенные образы становятся элементами формирования языковой картины мира младшего школьника, которые так актуальны сегодня в педагогическом процессе воспитания личности. Притчи разных этносов имеют много общего, и одновременно различаются кардинально. Так, в историях ученик узнает про самобытную культуру того или иного народа, его традиции и культуру. Также из притч школьники узнают про добро и зло, нравственность и низость, раскроют архаизмы и устаревшие обороты речи, сравнят названия тех или иных действий разных наций. Воздействие на сознательную деятельность обучающегося в начальной школе в его мышлении осуществляется стилистическими средствами текстов притч: многочисленными простыми и развёрнутыми метафорами, красочными эпитетами и сравнениями, переводящими прямое наставление в аллегорическую форму, а также наставлениями, что немаловажно для современных обучающихся в начальной школе.
Притчи являются перспективным и эффективным средством формирования представлений у младших школьников о языковой картине мира. И образовательный ресурс притч в этом ракурсе еще далеко не реализован.
Литература
- Боровская, Е.Р. Влияние выбора образа жизни на развитие общества с теологической точки зрения / Боровская Е.Р., Семянников С.Н. // Христианское чтение. 2019. № 2. С. 57-64.
- Лихачев С. В. Возможности кейсовых заданий при подготовке будущего педагога к формированию языковой картины мира городского школьника / С.В. Лихачев // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Ред. А. И. Савенков. 2018. С. 240-246.
- Лихачева, Т. С. Проблема отбора фольклорного материала в современном естественнонаучном образовании / Т. С. Лихачева // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Д. Б. Петренко. 2019. С. 362-366.
- Орлянская, Р.Р. Речевая активность как социально-педагогическая проблема. / Р.Р. Орлянская // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 121-124.
- Сильченкова Л.С. Навыки понимания текста в аспекте профессиональной подготовки учителя начальных классов. / Сильченкова Л.С. // Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации Сб. научных трудов: в 2 томах. Под ред. Н.В. Аниськиной, Л.В. Уховой. 2017. С. 310-317.
The article is devoted to the selection of parables, the study of which is expedient for the formation and development of primary school students’ ideas about the linguistic picture of the world. The author defines the concept of the linguistic picture of the world as a community of knowledge preserved in a language form. The analysis of the inflow material allows to select three texts which study is expedient for the decision of tasks in view. The conclusion to the article is the statement that parables are a promising and effective means of forming the ideas of younger schoolchildren about the language picture of the world. And the educational resource of parables in this perspective is far from being realized.
Keywords: parable, primary school student, language picture of the world, morality and morality, process of education and upbringing.
http://izvestia-ippo.ru/vitolina-a-v-formirovanie-u-mladshikh-sh/