Виноградов В.А., Почукаева С.А., Шаталова Т.А. | ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Виноградов В.А.,
студент Московского городского педагогического университета
shut1996@yandex.ru
Почукаева С.А.,
студент Московского городского педагогического университета
svetlana.pochuckaeva@gmail.com
Шаталова Т.А.,
студент Московского городского педагогического университета
deathnotefan@mail.ru

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

 Статья посвящена освещению методической литературы в области формирования орфоэпических норм. Авторы статьи уточняют трактовку понятия методика орфоэпии, описывают виды орфоэпических ошибок, приводят примеры использования цифровых технологий.

В начале XXI века интенсивность миграционных потоков по всему миру значительно возросла. Российское государство стремится реализовать идею интеграции мигрантов в культуру и жизнь общества, вследствие чего социум приобретает полиэтнический, поликультурный характер. Сказанное объясняет необходимость решения задачи овладения мигрантами, детьми мигрантов русским языком, что обеспечивает достижение понимания между людьми, возможность получения работы и образования [2].

Очевидна актуальность вопросов обучения русскому языку в поликультурной среде современной школы столичного мегаполиса [2].

Вопросами формирования орфоэпических норм у обучающихся поликультурной школы занимались многие методисты, в их числе: Э.Г Азимов, А.А. Бондаренко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук, Т.А. Ладыженская, Я.С. Лаутеншлегер, М.Р. Львов, О.А. Матвеева, М.Л. Мальчевская, А.Ю. Чирво и др.

Трактовка понятия «методика орфоэпии» представлена в работах М.Р. Львова: «Методика орфоэпии – раздел методики русского языка. Изучает методы совершенствования произносительной культуры учащихся, исправления типичных недочетов произношения звуков речи, соблюдения орфоэпических норм. Методика орфоэпии связана с методикой выразительного чтения и методикой фонетики» [5, с. 106].

Изучение научной методической литературы показало, что она располагает описанием понятия «орфоэпические ошибки учащихся». Так, в трактовке М.Р. Львова орфоэпические ошибки учащихся – «вид ошибок по русскому языку, которые имеют место в устной речи» [5].

Современные методисты уделяют внимание вопросу о типах орфоэпических ошибок в речи младших школьников. Традиционно выделяются следующие типы орфоэпических ошибок: 1) произносительные ошибки, вызываемые воздействием письма (например, орфографическое чтение); 2) орфоэпические ошибки просторечного характера (например, транвай, конпот); 3) орфоэпические ошибки диалектного происхождения (например, еще – [ишо]; к [о] кие); 4) ошибки, обусловленные влиянием родного нерусского языка (например, в речи детей мигрантов) [4, с. 328–329].

А.А. Бондаренко и М.Л. Каленчук выделяют умения, необходимые для успешного овладения учащимися нормами литературного произношения: «1) умение слушать звучащую речь; 2) умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи; 3) умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца; 4) умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи; 5) умение соотносить слышимое слово и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова; 6) умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении» [1, с. 48–49].

Методистом А.А. Бондаренко разработан орфоэпический минимум, основу которого составляют слова и формы, отличающиеся устойчивостью.

В научном описании названы условия успеха в работе по усвоению норм орфоэпии: «Во-первых, следует сделать установку на необходимость усвоения правильной речи: это столь же важно, как усвоение норм правописания. У ученика необходимо сформировать стремление овладеть нормативной стороной речи как одной из слагаемых понятий “культура речи”, “культурный человек”. Во-вторых, целесообразно сформировать у учащихся представление о понятии “произносительная норма” как о принятом в русском языке обязательном правиле произношения. В-третьих, следует обеспечить многократное повторение правильного варианта произношения слова для выработки нужного автоматизма. В-четвертых, необходимо реализовать системный подход в проведении орфоэпических упражнений» [цит. по: 4, с. 329].

Методисты (Т.И Зиновьева, Т.А. Ладыженская и др.) определяют виды орфоэпических упражнений, в их числе: 1) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений; 2) выбор одного из данных (ошибочного или нормативного) языковых средств; 3) замена ошибочных вариантов произношения нормативными; 4) запоминание слов из орфоэпического словаря в контексте [4].

Методисты единодушны в вопросе использования в орфоэпической работе образцов на основе принципа ориентации на идеал. Опираясь на установки Примерной основной образовательной программы, принцип ориентации на идеал следует рассматривать в контексте программы духовно-нравственного воспитания, где идеал трактуется как высшая ценность, норма нравственных отношений, превосходная степень нравственных представлений, определяющая смыслы воспитания. Идеалы сохраняются в традициях, служат ориентирами человеческой жизни, развития личности.

Нам близка позиция Т.И Зиновьевой, которая принцип ориентации на идеал трактует как принцип ориентации на риторический идеал: «Риторический идеал представляет собой совокупность качеств совершенной (образцовой) речи (высказывания), эталон ответственного речевого поведения, которому необходимо следовать, который в основных чертах соответствует устоявшимся в социуме представлениям о гармонии, о прекрасном» [3, с. 29].

А.Ю. Чирво предлагает использовать прием анализа звуковых образцов: «Звуковой образец – аудиовизуальное дидактическое средство, содержащее речевой материал, который позволяет вести работу по наблюдению и всестороннему анализу (дикционному, орфоэпическому, интонационному) произносительных особенностей устной речи» [6, с. 225].

Мы считаем, что в условиях цифровизации образования возможности для орфоэпической работы расширяются. С помощью современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий каждый учитель имеет может активно применять соответствующие цифровые образовательные ресурсы, а также – привлечь родителей к совершенствованию устной речи ребенка (например, с помощью специальных приложений можно установить напоминание о необходимости работы над орфоэпическими нормами).

Таким образом, цифровизация образовательного процесса предоставляет педагогу возможности по совершенствованию образовательного процесса с учетом поликультурного состава современной начальной школы.

 

Литература

  1. Бондаренко А.А. Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
  2. Зиновьева Т. И. Поликультурная школа современного российского мегаполиса // Известия ИППО. – 2020. – №1. – URL: http://izvestia-ippo.ru/zinoveva-t-i-polikulturnaya-shkola-so/
  3. Зиновьева Т.И. Методическая система развития речевой деятельности на основе принципа ориентации на риторический идеал // Начальная школа. – 2020. – №9. – С. 27–30.
  4. Зиновьева Т.И. Усвоение норм орфоэпии // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – C. 328–330.
  5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Изд. центр Академия, 1999. – 271 с.
  6. Чирво А.Ю. Эффективные приемы формирования произносительной культуры обучающихся поликультурной школы // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. – С. 224–

http://izvestia-ippo.ru/vinogradov-v-a-pochukaeva-s-a-shatalova/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *