Ветрова О.Е. | ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 6 Средний: 4]

ГБОУ «Школа № 1874», г. Москва E-mail:oo-2011@yandex.ru 

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы преодоления страхов у детей дошкольного возраста в связи с формированием ценностно-мотивационных компонентов личности, знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста. Осуществляется поиск тех основных общечеловеческих ценностей, которые защищают сознание ребенка от страхов.  Автор акцентирует внимание на развитии  познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста как важнейшей предпосылке преодоления детских страхов. В работе определяется система необходимых  знаний, умений и навыков, которая поможет детям преодолеть страх, позволит раскрыть  наиболее существенные и доступные связи и отношения, сформировать достаточно полные и реалистичные представления в данной области. 

Дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени, в детском саду ребенок усваивает новые для него виды деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, и от того, насколько эмоционально комфортной окажется атмосфера вокруг него, смогут ли педагоги преодолеть возникшие у ребенка страхи, будет зависеть умение ребенка активно действовать, решать различные возникающие перед ним задачи, проявлять свою индивидуальность.

Многозначность термина «страх» и его универсальное употребление вызывает необходимость упорядочить и ограничить это понятие в применении к теме нашего исследования, увидеть в «страхе» педагогическое начало и педагогические характеристики, «определить, что связывает  эмоции с внешним миром, с внутренним состоянием, с тем, что может поддаваться педагогической реконструкции» [1: с.19].

Ориентируясь на понимание эмоций А.И. Белоусовым, В.В. Зеньковским, А.Н. Леонтьевым, У. Мак-Дауголлом, О.Г. Хухлаевым мы даем свое «педагогическое» определение понятия «страх». Страх –  тип отношения к ситуации, деятельности, общению и своим проявлениям в них как неуспешным или даже потенциально опасным для ребенка, основанный на сформированных потребностях, мотивах, ценностных ориентациях, знаниях и навыках индивида.

Следовательно, задача воспитателя детского сада преобразовать отрицательное эмоциональное отношение ребенка к ожидаемой деятельности и (или) общению, к ситуации, в которой они происходят в безразличное, а затем, если это необходимо, в положительное отношение. При этом педагогу необходимо, по нашему мнению, обратить внимание на формирование ценностно-мотивационных компонентов личности ребенка, его знания, умения и навыки.           

В современной российской науке проблемой ценностей занимались представители различных направлений научного знания: философы, психологи, социологи, педагоги, биологи, этнографы: П. С. Гуревич, М. В. Загоскин, А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Н. С. Розов,  С. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин   и многие другие,  понимавшие ценность как феномен  (явление,  идеал,  предмет),  который  становится  значимым  для  субъекта  благодаря  своим  свойствам,  способным  удовлетворить  потребности  субъекта, как  духовный  фундамент личности человека, смысл его жизни, продукт  жизненного опыта человека, совокупность мыслей, чувств и практического действия субъекта.

Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим, детерминирующим ее мотивацию, и, следовательно, поведение. Именно формирование ценностных ориентаций является главной целью воспитания [4: с. 125].

Для нашего исследования важным является поиск тех общечеловеческих, объективных ценностей, которые будут продуктивными в преодолении страхов у детей дошкольного возраста.

Огромнейшее влияние, как на западное общество, так и на русскую цивилизацию имело христианство, моральные заповеди, золотое правило нравственности. Золотое правило нравственности помогало регулировать      поведение человека в ответ на совершенное по отношению к нему добро и зло. В соответствии с этим правилом человек должен был соизмерять свои действия в ответ на добро или зло, причиненные ему окружающими. Золотое правило нравственности или принцип альтруизма, по мнению В.С. Соловьева, естественно расчленяется на два частные. Отсюда два правила альтруизма — отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай (Neminem laede, imo omnes, quantum potes, juva). Первое, отрицательное, правило называется, в частности, правилом справедливости, второе — милосердия. В соответствии с золотым правилом нравственности важнейшими общечеловеческими ценностями являются: Справедливость, Милосердие и  Смелость, которая часто необходима для совершения человеком тех или иных поступков.

Опираясь на взгляды В.А. Караковского, В.И. Равкина, В.С. Соловьева, по нашему мнению, к четырем основным ценностям, защищающим сознание  ребенка от страхов, на которые представляется воз­можным ориентировать дошкольников в педагогическом процессе, следует отнести следующие: Человек — подобное (близкое) всем людям одушевленное существо, стремящееся жить и наслаждаться благами жизни, Справедливость, Милосердие и Смелость.  С одной стороны, эти ценности достаточно легко воспринимаются детьми, с другой стороны, они могут соотноситься с содержанием образования.

По мнению В.С. Бушуева, Н.В. Космачевой, Н.В. Крыловой, в дошкольном возрасте существует особый способ присвоения культурных ценностей, базирующийся, прежде всего, на врожденных формах психики, влияние которых особенно сильно в детском возрасте. Это – социальный импринтинг («впечатывание», «запечатление») норм, ценностей, правил, в ходе  которого особую роль играют чувства ребенка, с одной стороны, и его врожденные потребности, с другой. Немаловажно, что социальный импринтинг осуществляется главным образом на  подсознательном уровне [3].

В этом случае именно эмоционально-чувственное восприятие дошкольника дает возможность формировать систему нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций, которые по мере его взросления подкрепляются работой разума и рефлексией (С.А. Козлова, Н.В. Космачева, В.С. Мухина и др.).

Социальный импринтинг предполагает наличие примера, морального эталона, образца для подражания. По нашему мнению, для того, чтобы преодолеть детские страхи, ориентиром, образцом для ребенка должен стать взрослый, отдающий предпочтение таким традиционным общечеловеческим нравственным ценностям, как Человек (ядерная ценность), Смелость, Справедливость, Милосердие. Вместе с тем, влияние взрослых  на личность ребенка должно быть эмоционально насыщенным и богатым информацией [2,5].

Механизм формирования нравственных ценностных ориентаций, по мнению Н.В. Космачевой, идентичен механизму нравственного становления личности, предложенному С.А. Козловой: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество [3].

Важнейшей предпосылкой преодоления страхов у детей дошкольного возраста в образовательном процессе, по нашему мнению, является не только формирование нравственных ценностных ориентаций, но и формирование интересов у детей и, прежде всего, познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к человеку (взрослому и сверстнику) и тем занятиям и видам деятельности, которые вызывают у ребенка страх.

Ребенок рождается с потребностью познать окружающий мир,  и вобрать его в себя. Можно сказать, что младенец рождается с «психологией завоевателя мира» (М. Монтессори). Но при встрече с новым закономерно возникает страх, противоречие между желанием познать окружающую действительность, действовать и страхом сделать что-то не так, страхом перед неизведанным. Имеющееся противоречие можно разрешить с одной стороны, создавая внешние условия для его преодоления, а с другой стороны,  стимуляцией познавательных  интересов ребенка к определенной области деятельности, занятиям, объектам и явлениям окружающей действительности, вызывающим у него страх.

По мнению большинства исследователей (А.И. Захаров, К.Э. Изард, В.Г. Колягина, У. Мак-Дауголл и др.), устойчивый патологический страх, как правило, играет роль своеобразного тормоза, служащего для прекращения неэффективного и даже опасного, по мнению ребенка, вида деятельности. Страх не позволяет двигаться дальше, мыслить, рассуждать, предполагать и строить планы и вынуждает отстраниться, дистанцироваться от сложившейся ситуации и «застыть», сохраняя то, что уже достигнуто в процессе индивидуально развития ребенка.  Интерес и сопровождающие его положительные эмоции и чувства содержат мощный положительный потенциал и тем самым поддерживают и активизируют деятельность ребенка (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Н.А. Попова,  Г.И. Щукина и др.), позволяя сделать педагогический процесс привлекательным для него (С.В. Кожокарь).

Следовательно,  для преодоления страхов в области контактирования с людьми, особую роль, по нашему мнению, приобретает формирование познавательного интереса ребенка к себе, своему внутреннему миру, своей внешности, окружающим ребенка взрослым и сверстникам, как части удивительного мира достойного познания.

Для преодоления страха, вызываемого ожиданием неуспеха в предстоящей деятельности — формирование интереса к человеку, его внутреннему миру,  а также интереса к тем занятиям и видам деятельности, которые вызывают у ребенка страх (занятиям по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, физкультурные и музыкальные занятия, занятиям продуктивными видами деятельности).

В ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы возник вопрос об объеме, полноте, характере знаний, получаемых ребенком в процессе преодоления детских страхов. Что же может быть положено в основу целостной системы знаний,  которая поможет детям преодолеть страх, позволит раскрыть детям наиболее существенные и доступные связи и отношения в данной области действительности и сформировать достаточно полные и реалистичные представления?

Прежде всего, следует, опираясь на работы тех философов, в которых страх представлен как важнейший феномен бытия отдельного человека и человеческого общества, рассмотреть основные функции (страх — защитник, помощник, учитель), формы и виды страха.  В центре внимания ребенка должен быть человек, в сложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, осознанного  выбора  поведения и ответственности за него. Изменения, происходящие в сознании человека в результате его выбора — вот что является ядром в данной системе знаний и позволяет раскрыть, развернуть сложное содержание понятия «страх». Только таким образом, по нашему мнению,  смысл страха как важнейшего феномена человеческого бытия может быть раскрыт и понят детьми.

Необходимы знания о таких нравственных ценностях, как Человек (ядерная ценность, потому что вне жизни человека вообще нет, и не может быть ценностей), Смелость, Справедливость, Милосердие и их личностной значимости. Умение распознавать и выражать эмоциональное отношение  к данным ценностям. Способность к нравственному поведению.

Для преодоления страха в области контактирования со сверстниками  важную роль имеет обучение необходимым для игры умениям и навыкам, обогащение предметно-содержательной стороны игровой деятельности (А.А. Рояк), коммуникативным навыкам (Т.Антонова), для преодоления страха в области контактирования с взрослыми — обучение коммуникативным навыкам. Для преодоления страха в области деятельности следует формировать  знания, умения, и навыки, повышающие результативность в тех видах деятельности и на тех занятиях, которые вызывают у ребенка страх (Т.О. Смолева). Обучать детей простейшим методам преодоления страхов с помощью различных игр и упражнений.

Таким образом, мы определили, что в таком состоянии ребенка, как страх может поддаваться педагогической реконструкции: интересы ребенка, знания, умения, навыки, его ценностные ориентации.

Литература:

  1. Белоусов, А.И. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой / А.И. Белоусов: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. – 163 с.
  2. Козлова, С.А. Воспитание положительного отношения к взрослым /С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 8. – С. 66-68.
  3. Космачева, Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников / Н.В. Космачева: автореф. диссерт. канд. пед. наук. Рязань, 2009. – 20 с.
  4. Нугаева, О.Г., Криводонова, Ю.Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / О.Г. Нугаева, Ю.Е. Криводонова // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 120-128.
  5. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М.: ИНФА – М, 2016. – 146 с.

Vetrova O.E.

State budget educational institution ‘ School № 1874’ Moscow
E-mail:oo-2011@yandex.ru 

OVERCOMING OF PRE-SHOOL CHILDREN’S FEAR

This article deals with the problem of overcoming pre – school children’s fear  at the period of forming value – motivational components of  pre –school children’s personality, knowledge, skills and abilities. The author  tries to specify the three main human values that protect children’s consciousness from fears. The author  focuses on the development of high pre – school children’s cognitive demands as the vital precondition of overcoming children’s fears and also gives the pattern of necessary knowledge, skills and abilities that can help children to overcome fears and enable children to develop vital ties and relations and get a full and realistic notion of the world around them.

Key words: A pedagogical definition of the word ‘fear’, value – motivational components of child’s personality, knowledge, skills, abilities.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/vetrova-o-e-preodolenie-strakhov-u-det/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *