Верёвкина Н.В. | Народные игры и игрушки в воспитании и обучении детей младшего возраста

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

магистрант института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ,

e-mail: 5920607@mail.ru  

Национальная культура занимает особое место в жизни любого современного государства. Ее востребованность сегодня более чем актуальна, поскольку она является лицом страны и дает представление о самобытности народа. Воспитание подрастающего поколения с учетом опыта народной игровой культуры, использование традиционных игр и игрушек является важной частью всего педагогического процесса.

 Цель любого образования-любить красоту

Платон

В настоящее время сфера игры и игрушки и актуализирована, и проблематизирована в социальном сознании. Исследователям игры, хранителям традиций и праздничной игровой культуры, немногочисленным сотрудникам специализированных музеев игрушек и игр приходится сталкиваться с явлением, названным в социологии «играизацией», а также с медицинскими и психолого-педагогическими аспектами игромании, активно вторгающимися в социальную и педагогическую практику. ХХ век стал временем все большего применения игровых средств в самых разных сферах деятельности, включая обучение и воспитание. Об этом писали: C.Л. Рубинштейн, Н.Д. Бартрам, В.Г. Марц, С.Т. Шацкий, Е.М. Минскин, Е.А. Покровский, С.А. Шмаков и др. Все происходящее требует от нас широких системных представлений об изменяющемся месте игрушки и игры в социальной жизнедеятельности и культуре общества. Важным моментом таких представлений является психосемантика игры и игрушки, рассматриваемая в культурно-исторической логике развития.

Отечественные экспериментальные работы по психосемантике игрушки связаны с работами Е.Ю. Артемьевой и ее сотрудников, начатых в 1970-х г. в МГУ. В этих работах изучалась детская игрушка как важнейший объект восприятия [1]. Путем экспериментов было доказано, что в субъектно-объектных отношениях важным являются не вещи, не явления, а целостное восприятие мира через взаимодействия с данными объектами. Оценивалась игрушка по 40-шкальному семантическому дифференциалу. По этим критериям выстраивалась как общая оценка игрушки, так и оценка, связанная с дальнейшим осмыслением через эмоциональное состояние.

Культурологический и психологический анализ современной игрушки должен учитывать особенности психосемантики сознания человека разных культурно-исторических эпох. Важным это становится, когда идет психолого-педагогическая оценка игр и игрушек. Часто решения судьбы традиционных и современных игр и игрушек, представленных на полках особенно крупных магазинов, связано с некомпетентностью, снобизмом и прочими специфическими экспертными мнениями [3].

Развитие игровой культуры включает рождение и становление новых игровых форм: игровых предметов, собственно игр, игровых отношений и т. п. [4]. При этом необходимо учитывать и анализировать также реальный жизненный цикл игрушек и игр и психологические утраты, потери тех игровых форм, игровой продукции, которые постепенно выходят из активного употребления.

О том, какую важную роль в разные периоды нашей отечественной истории сыграла народная культура, хорошо известно. Сравнительно недавно (к концу 80-х гг.) многие начали по-настоящему осознавать истинную ценность того, что составляет основу всякой национальной культуры: ее традиционность. Именно традиционность, преемственность ценностей является своего рода стрежнем народной культуры и искусства. Именно это дает им силу и потенциальную энергию для дальнейшего развития. Традиция определяется сложившейся системой норм, которые можно назвать канонами, но от этого она не перестает развиваться.

Воспитательная и образовательная функции традиционной культуры всегда имели большое значение. Сегодня это утверждение выдвигается на первый план, подтверждается практикой. Неслучаен интерес современной педагогики именно к области традиционного народного искусства. Действительно, изучение основ народной культуры, а именно народной игровой культуры и одновременно приобщение к ним в результате освоения разных видов творчества может принести неоценимую пользу в воспитании будущих поколений.

С ростом интереса к нашей национальной истории и культурному наследию заметно усиливается необходимость в широкой популяризаторской деятельности, поэтому неотъемлема роль детских садов, школы, музеев в этом вопросе. Например, наряду с образовательными программами музеи все чаще предлагают игровые и интерактивные программы, праздничные народные программы, основанные на народном календаре – живом, ярком и образном..

Возрождение традиционных народных праздников с применением народных игрушек и игр стало характерным явлением в нашей стране в последнее время. Для современных педагогов, психологов, исследователей стало бесспорным положение об огромной значимости игры для всей будущей жизни человека. Оно выработано в ходе многолетних наблюдений и экспериментов, но в народной педагогике эта истина была установлена гораздо раньше и закреплена в игровых традициях. Многовековым опытом народа создан неповторимый комплекс игр и забав, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни и являющийся неотъемлемой частью традиционной культуры и быта.

В наши дни в сфере культурного досуга, к сожалению, преобладают элементы, созданные западной индустрией развлечений, хотя и наблюдается стабильный интерес людей к исконно русским традициям и обрядам, особенно к тем, в которых можно самим принять активное участие.

Народные игры – это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Пример народных игр: бабки, бегунки, блошки, кубари и закидушки, фурчалки и бирюльки, камешки и кости, калечина-малечина, чижик, жаворонок, перетягивание каната, хороводы, имевшие сакральный смысл  и пр. Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций русского народа в повседневную жизнь важно в воспитательном процессе для российского общества в целом.

Наверное, большим шагом к пониманию и воспитанию любви к народным игрушкам и играм, особенно в раннем детском и младшем школьном возрасте будет собранный набор игр и игрушек не только в детском саду, школе, музее, но и в семье. Сама идея не нова. Первые подобные «наборы» появились в нашей стране в 30-х годах в Сергиевом Посаде Московской области. В этом же музее хранится сундук царевича, изготовленный во Франции. Он представляет собой целую игротеку. Известно также, что царская семья всячески поощряла простые крестьянские игрушки для своих детей. Во время поездки в Троицу-Сергиеву Лавру для покупки игрушек царским детям существовала отдельная статья расходов.

В середине ХХ века один из главных создателей игротеки Московского городского Дворца пионеров (ныне Дворец Творчества на Воробьевых горах) Е.А. Минскин разрабатывал идею переносной игротеки, которая могла быть очень емкой, но компактной (образец можно увидеть в Отделе игры Дворца) [2].

Большим подспорьем в вопросе знакомства детей с народной игровой культурой для педагогов, родителей и воспитателей является московский Музей народной игрушки «Забавушка» (https://zabawushka.ru/). Для приобщения детей младшего школьного возраста к игровой культуре, выделяется тема игрушки, как центр игровой деятельности в музее. В основе музейных игр лежит вопросно-поисковый метод. Ребенок должен не просто пройти по экспозиции, а что-то угадать, рассмотреть, высказать свое суждение, проанализировать, соприкоснуться с народным искусством. В этом увлекательном путешествии по стране игр и игрушки рядом с детской группой идет музейный педагог. Во время экскурсии дети попробуют себя в роли подмастерьев и мастеров, живущих в какой-то далекой деревне, сидящих у окна своего дома с комочком глины в руках, который превращался в коня, собачку, птичку: затем на их глазах подсохшая игрушка отправлялась в печку и, наконец, представала перед ними уже в ярком убранстве росписи. Дети побудут и сказочниками, а в финале программы их ждет награда – настоящая промысловая игрушка, которая не просто заиграет как музыкальный инструмент, но и засверкает яркой звездочкой в детских руках. Ведь каждый ребенок бережно, ярко и необычно распишет народную свистульку!

Прошло время забвения, и вот уже младшие школьники с интересом изучают историю религии, краеведение, ходят в воскресные школы. Становятся востребованными, изучаются материалы, собранные в экспедициях учеными-филологами, искусствоведами, музыкантами-народниками. Эти материалы ценны не только для музейного обозрения, но и для практической работы с детьми. Современные дети легко и с живым интересом воспринимают то, чего были лишены их взрослые члены семьи.

Уверены, городской ребенок «вживется» в прошлое своего народа, полюбит народные игры, разглядят красоту за простотой крестьянской игрушки. Не помешает ему в этом супер-увлеченность компьютерными играми, обилие противоречивой и очень часто пустой информации, если рядом будет увлеченный и знающий народную культуру взрослый.

 

 Литература

  1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во: URSS. 2007. 136 с.
  2. Минскин Е.М. Игры детей и подростков. М.: Профиздат, 1976. 75 с.
  3. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки / Ю.А. Акимова, С.Н. Вачкова, О.И. Ключко, А.И. Савенков, П.В. Смирнова, О.В. Цаплина. М.: МГПУ, 2016. 112 с.
  4. Цаплина О.В. Игровые технологии в образовательном процессе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. 2020. С. 80-85.

 

Folk games and toys in the education and training of young children

National culture takes a special place in the life of any modern state. Its relevance today is more than relevant, since it is the face of the country and gives an idea of ​​the identity of the people. The upbringing of the younger generation, taking into account the experience of folk game culture, the use of traditional games and toys is an important part of the entire pedagogical process.

Key words: folk game, folk toy, traditional game culture, folk pedagogy, interactive program in the museum, toy museum.

http://izvestia.ippo.ru/veryovkina-n-v-narodnye-igry-i-igrushki/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *