Ведякина А. В. | Изучение креативности и личностных особенностей одарённых детей

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

                                                                   магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва

E-mail: Alena_Baykal@mail.ru

Научный руководитель:

Ларионова Л. И., доктор психологических наук, профессор,  ГАОУ ВО МГПУ, Москва

В данной статье на основе анализа литературы и проведённых исследований рассматриваются креативность и личностные особенности одарённых детей.  Представлен исторический экскурс появления термина «креативность», концепций и взглядов первых зарубежных учёных на проблему, характер и компоненты креативности.  Приведены методики для изучения креативности и личностных особенностей одарённых детей. Сделаны выводы по поддержке и психологическому сопровождению одарённых детей.

Based on  this article examines the creativity and personal characteristics of gifted children.  The historical background of the emergence of the term «creativity», concepts and views of the first foreign scientists on the problem, nature and components of creativity is presented.  The methods for studying the creativity and personal characteristics of gifted children are given. Conclusions are drawn on the support and psychological support of gifted children.

 

В современном мире креативность — обязательное условие различных видов деятельности.  К понятию креативности некоторые учёные, педагоги, психологи-практики относятся с осторожностью. Кто-то не приемлет в научном контексте само понятие «креативность», другие отождествляют креативность с таким понятием как творческие способности, другие утверждают, что креативность – это сочетание интеллекта и воображения.  Существуют мнение о том, что креативность можно тренировать.  Есть и альтернативная точка зрения о несостоятельности этих убеждений.  Анализ литературы по изучению данного вопроса показал необходимость понимания природы креативности на примере существующих зарубежных и российских концепций креативности. Понятие это относительно молодое. В официальной науке понятие творчества и креативности разграничиваются. Экскурс в историю появления самого понятия «креативность» приведёт нас к учёным, которые разработали концепцию креативности как познавательной деятельности и деятельности, имеющей универсальный характер  (американский психолог Джой Пол Гилфорд), современной теории творчества и инкубационной модели обучения  (американский педагог и психолог Элис Пол Торренс). Последний является создателем современного теста оценки творческого мышления, создателем программы «Решения проблем будущего».

Эти учёные не просто дали описание понятию «креативность», но и разработали диагностический инструментарий, серию (батареи) тестов по изучению этой способности. Необходимо отметить, что применение этого диагностического инструментария до сих пор оправдано их надёжностью. Актуальность применения обоснована и возрастными параметрами, их границы достаточно широки.  Тесты удобны и информативны.

По мнению Э.П. Торренса [3], креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Дж. Гилфорд описал два типа мыслительных операций и выявил их существенные отличия. И эти операции: конвергенция и дивергенция.  Схождение, либо конвергентное мышление проявляется тогда, когда необходимо найти одно решение, единственное и верное. Дивергентное же мышление актуализируется тогда, когда мыслительная функция проявляется в разных направлениях. В этом мышлении допускается большой полёт фантазии, воображения, способов для решения задачи либо проблемы. И результат, как правило, бывает ошеломляющим, неожиданным.  Учёный считал операцию дивергенции базовой площадкой креативности как общей творческой способности. Но преобразования и импликации не исключает, считая, что это взаимодополняющие функции.

Необходимо отметить, что некоторые учёные, которые занимались изучением интеллекта, делали выводы о незначительной связи креативности со способностями к обучению и тем же интеллектом. Первым на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Луис Терстоун, который придумал многофакторную модель интеллекта. Ввёл понятие «первичные умственные способности» [2]. Особую роль в творческой активности больше имеют особенности темперамента, способность к быстрому усвоению и придумыванию идей, а решение творческих задач происходит релаксации, тогда, когда внимание больше рассеивается нежели концентрируется с усилием воли, осознанно.  Взгляды этого учёного развивал Гилфорд. Его модель структуры интеллекта является базой очень многих психологических и диагностических методик. На основе этой модели построены некоторые концепций развития и обучения одарённых детей и дальнейшего прогнозирования их жизненной траектории. Сегодня эта модель считается наиболее известной и самой практичной из существующих моделей личностного развития.

Исследования по проблеме креативности получили популярность в 1967 г. после обнародования и официальной публикации научных работ Дж. Гилфорда.

Дж. Гилфорд рассматривает параметры креативности, и их, по его мнению, 6: обнаружение и постановка проблемы, способность большое количество идей генерировать; гибкость; способность улучшать, усовершенствовать какой –либо объект; и само решение проблемы, способность анализировать и производить синтез.

В каких же условиях проявляется креативность, что для это необходимо, какое окружение, какая социальная среда, что нужно учесть, чтобы креативность в сочетании с личностными особенностями помогла ребёнку социализироваться в обществе и приносить пользу и этому обществу, являясь его потенциалом, и себе, как личности развивающейся и гармоничной. Проявление креативности детей невозможно без создания условий для эмоциональной чувствительности и эмоциональной отзывчивости ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.  Только то, что представляет интерес для ребёнка, мотивирует его на творческую деятельность.  Начинается это раскрытие способностей в семье. Сначала неосознанное отражение ребёнком окружения, окружающей действительности перерастает в сознательное отображение своих впечатлений, наблюдений, затем, в воображение и творческий продукт.  На этом этапе важно создать ту среду, которая будет подчиняться эстетическим нормам, и выстроить доверительное и отношение между ребёнком и взрослым.  Любая творческая деятельность создаёт основу для полноценного общения детей со взрослыми и между собой.  Терапевтический момент этого общения заключается в снятии нервного напряжения, улучшении положительного эмоционального фона, который ведёт к позитивному закреплению полученного творческого опыта, к созидательной активности.

Далее, чтобы поддержать мотивацию ребёнка к проявлению, а тем более развитию креативности помогает педагог, который профессионально компетентен в вопросах одарённости. Следующим шагом выполнения условий для развития креативности будет разработка и реализация специальных программы, которые через развитие креативности развивают личностные способности.

Сегодня  не может идти речь о «стихийном отборе» и формальном  наполнении банка данных одарённых детей, так как система  общего  и дополнительного образования  предоставляет большие  возможности  индивидуального, дифференцированного обучения, построения индивидуальных маршрутов развития для каждого одарённого ребёнка,    конкурсное и олимпиадное движение, проектная и исследовательская деятельность, наличие специальных школ, предпрофессиональных  программ, открытие учебных  и развивающих центров  для одарённых детей — это помогает практикам и учёным  лучше понимать природу одарённости и проявление её в различных сочетаниях. Уловить, а тем более, исследовать взаимосвязь между творческими способностями, эмоциональными и личностными особенностями достаточно трудная задача.  Приведённые выше аргументы в пользу применения зарубежных адаптированных методик позволили нам сделать следующее.  Мы на базе школ искусств (музыкальные и художественные), школы с углублённым изучением  математики   города Иркутска   попытались выстроить план  диагностики детей подросткового возраста, включающей в себя следующие методики:  тест креативности Торренса и Гилфорда;  культурно – свободный тест интеллекта Рэймонда Кеттела; Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) Кеттела;
Тест – опросник структуры  темперамента В.М. Русалов (версия для подростков 13 – 17лет).

Необходимо отметить, что для   минимизации отрицательного влияния   и негативных моментов на испытуемых (стресса, недоверия), нами были использованы арт-терапевтические приёмы, которые помогли установить контакт и расположить испытуемых.

В своей работе с одарёнными детьми мы взяли за основу идеи культурно-психологической теории развития личности Л. И. Ларионовой [3], согласно которой важная роль в развитии одарённости отводится феномену опосредования. «Идеальная форма настолько богата, что может обеспечить возможность практически любой реализации человеческого потенциала, если человек найдет себя в материале. Одаренные люди могут подняться до вершин идеальной формы и даже превзойти ее» [3, с. 69].

Сколько будет существовать одарённость в различных её проявлениях, столько будет существовать интерес к ней. Сегодня сохраняются проблемы подбора диагностического инструментария для изучения одарённости, сочетания диагностических методик, как для установления феномена одарённости, так и для отдельных её  характеристик.  Но очевидно одно, эффект от изучения взаимосвязи отдельных особенностей личности одарённых детей и креативности поможет лучше простроить систему психологического сопровождения.

Анализ результатов показал, что дети, обладающие незаурядными способностями, показывают высокий уровень креативности, но в то же время, обнаруживается невротический характер их личностного развития. Наши исследования нашли подтверждение в научных трудах В. Д. Дружинина, что «…социальное микроокружение личности имеет определенную «модель способности», репрезентированную в групповом сознании, и группа оценивает способности личности в терминах этой модели, влияя как на проявление, так и на развитие способностей личности» [1, с. 119].

Список литературы

  1. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. СПб.: ИМАТОН. 2001. – 224 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., С. 29-30.
  3. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. – 320 с.
  4. Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. I ll, 1974. – 22 с.
  5. Корнилова Т.В., Шестова М.А., Павлова Е.М. Эмоциональная креативность в системе связей с эмоционально-личностной сферой и имплицитными теориями креативности // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 4. С. 19-31.
  6. Ermakova E.S. CREATIVITY AND COMMUNICATIVE QUALITIES OF STUDENTS // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». 2023. № 2. С. 32-34. (https://elibrary.ru/copyright.asp)

http://izvestia-ippo.ru/vedyakina-a-v-izuchenie-kreativnosti-i/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *