студент Московского городского педагогического университета
E-mail: vlada.01@list.ru
Автор статьи рассматривает сущность понятия «гражданская идентичность», особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников. Отмечается педагогический потенциал театрализации, раскрывается специфика организации театральной деятельности обучающихся в начальной школе.
Роль гражданской идентичности в построении личности гражданина очень велика. Гражданская идентичность встроена в контекст гражданства. Гражданская идентичность – это ощущение человеком того, кем он является, основанное на его принадлежности к группе граждан определенной страны.
Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Гражданское воспитание является одним из опорных элементов обществоведческой подготовки, а обществоведческая подготовка, в свою очередь, выступает важным фактором повышения эффективности процесса воспитания.
А.Г. Асмолов гражданскую идентичность рассматривает с двух точек зрения: во-первых, как личностное осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл; во-вторых, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта [1]. Таким образом, гражданская идентичность подразумевает самоассоциацию личности с гражданами определенной страны. Понятие гражданской идентичности шире, чем, понятие этнической идентичности, так как человек может не быть этническим русским, но при этом ощущать себя полноценным гражданином России и иметь соответствующую гражданскую идентичность.
При детальном рассмотрении нынешней ситуации формирования гражданской идентичности и патриотизма, можно заметить следующую тенденцию. Образовательные организации в силу загруженности по основному направлению деятельности – обучению школьников, делают акцент на организации внеурочной деятельности обучающихся. Конкурсы, общественные организации, посещение музеев и памятных мест как аспекты формирования гражданской идентичности и патриотического воспитания нередко не касаются собственно учебной деятельности [2].
Например, среди обучающихся ведется разъяснительная работа по вопросу сущности экстремизма, терроризма, организуется и профилактическая работа по формированию стойкого неприятия идеологии насилия, поскольку одним из ключевых ценностей в гражданско-патриотическом воспитании и в формировании гражданской позиции обучающегося является умение противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Данные проблемы обсуждаются в рамках классных часов или общешкольных мероприятий с участием приглашенных специалистов, где большая ответственность ложится на плечи классного руководителя. Педагог задействует воспитательный потенциал предметных уроков, так как урочные занятия предполагают, что ученики не только присутствуют на них (в отличие от необязательности дополнительных активностей), но и выполняют задания учителя по тому или иному предмету. Считаем, что только через достижение единства процессов воспитания и обучения возможно достичь положительных результатов в решении данной области.
Значительными возможностями в решении проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников обладают уроки литературного чтения, на которых учитель, как правило, использует целый комплекс разнообразных методов и приемов работы, в ряду которых выделим эффективность применения приема театрализации. Многие методисты отмечают, что использование средств театральной педагогики способствует не только социальному и эстетическому воспитанию школьников на уроках литературного чтения, но и является эффективным средством формирования основ гражданской идентичности у подрастающего поколения [4].
Театрализованная деятельность является средством развития грамотной, литературной и образной речи учащегося, а также позволяет «войти в роль» для лучшего понимания изучаемого литературного произведения. Театрализация на уроке литературного чтения является игрой, которая имеет сложную структуру, участвуя в которой, ученик получает необходимые знания, эмоции и удовлетворяет ряд личностных и образовательных интересов и потребностей. Инсценирование рассказов, частей художественных произведений, чтение и разыгрывание диалогов по ролям активно используются на уроках для повышения интереса к изучаемому предмету, для развития творческих способностей и для формирования гражданской идентичности [5].
Для того чтобы театрализация в школе служила средством формирования основ гражданской идентичности обучающихся, необходимо обеспечить соблюдение определенных особенностей в ее организации, а именно: 1) выбор социально-ориентированной темы; 2) выбор литературного материала для работы, целесообразно предоставить различные произведения; 3) организация групповой работы в классе [2].
Многие педагоги и психологи считают, что главными преимуществами приема театрализации являются развитие у младших школьников способности к образному мышлению. В процессе исполнения и проживания роли того или иного героя, наряду с читательской грамотностью, у детей целенаправленно формируются качества личности, которые соответствуют национальным и общечеловеческим ценностям: доброта, ответственность, честность, забота о ближних, любовь к Родине, самоотверженность и др. [3].
Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа России» показал, что для театрализации в начальной школе учителя могут использовать многочисленные сказки. Так, драматизация сказки «Каша из топора» помогает увлечь младших школьников задором, мудростью и находчивостью русского народа. Сказка «Снегурочка» показывает роль родителей в судьбе ребенка; учит уважать и почитать родственников, старшее поколение. Драматизация сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Теремок» повышают интерес младших школьников к русским традициям; формируют понимание необходимости оказывать помощь близким, уважать старших; воспитывают чувство ответственности за все, что окружает человека.
Таким образом, можно заключить, что театрализация на уроке литературного чтения возможна на большом количестве художественных произведений, являющихся культурным наследием России, что воспитывает у обучающихся уважительное отношение к традициям своего народа и непосредственно способствует формированию гражданской идентичности младших школьников.
Литература
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С.65–
- Кожурова А.А., Дьячковская, Н.А. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством театральной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – №3. – С. 122–
- Семенюк Н.М. Роль театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников / В сб.: Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Департамент образования города Москвы, Гос. авт. образовательное учреждение высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; [редакционный совет: Е. А. Алисов и др.]. – М.: Спутник+, 2016. – С. 100–
- Семенюк Н.М. Театрализованные игры во внеурочной деятельности младших школьников // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (2 марта 2023 года) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Известия ИППО, 2023. – С. 159–
- Семенюк Н.М. Театрализация литературных произведений как средство формирования интереса к чтению у младших школьников / В кн.: Большая конференция МГПУ. Сб. тезисов: в 3 т. – Московский городской педагогический университет. – М., 2023. – С. 247–
http://izvestia-ippo.ru/v-i-gorokhova-formirovanie-grazhdansko/