Узакова З. Ф. | ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ТЕАТРОВ)

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Узакова З. Ф., Дф (PhD), доцент

Заместитель директора по учебной работе Филиала Национального исследовательского ядерного университета  МИФИ,  г.Ташкент, Узбекистан

E-mail: uzf-dba@mail.ru

Лица с инвалидностью более глубоко ощущают остроту тех или иных эмоций со стороны людей, в том числе близких, соответственно воспроизводя неоднократно образы положительно или негативно отразившихся них в процессе их жизнедеятельности. Целью данной работы является проанализировать роль рефлексии в творческом самоопределении лиц с инвалидностью, а также связать особенности развития сильной стороны личности посредством слабости, в частности при отсутствии или слабости одного органа, в частности, физического (орган слуха, зрения, тела, ЦНС и др) посредством развития компенсаторной функции у лиц с инвалидностью.

В статье также рассматривается роль рефлексии на примере действующих в республике инклюзивных театров, и изменении стереотипов людей об инвалидности посредством зрительного и чувственного восприятия через образы, музыку и хореографию.

Persons with disabilities more deeply feel the severity of certain emotions on the part of people, including loved ones, accordingly, repeatedly reproducing images that have positively or negatively affected them in the process of their life. The purpose of this work is to analyze the role of reflection in the creative self-determination of persons with disabilities, as well as to connect the features of the development of the strong side of the individual through weakness, in particular in the absence or weakness of one organ, in particular the physical (organ of hearing, vision, body, central nervous system, etc.) through the development compensatory function in persons with disabilities.

The article also examines the role of reflection using the example of inclusive theaters operating in the republic, and changing people’s stereotypes about disability through visual and sensory perception through images, music and choreography.Key words: reflection, compensatory function, inclusive theaters, creativity, self-actualization.

Чтобы мышление человека приобрело творческий характер, оно должно иметь такие свойства как рефлексивность и теоретичность. Лица с инвалидностью более глубоко ощущают остроту тех или иных эмоций со стороны людей, в том числе близких, соответственно воспроизводя неоднократно образы положительно или негативно отразившихся них в процессе их жизнедеятельности. В научной литературе данного эмоциональное чувственное восприятие именуется рефлексия. Следует отметить, что лицам с инвалидностью присущ высокий уровень рефлексивности и развивается сильнее в связи с тем, что они хорошо понимают, что допущенные ими ошибки в повседневной жизни приводят к более тяжелым последствиям, чем у других людей. А развитие рефлексии связан с жизненной необходимостью.

Целью данной работы является проанализировать роль рефлексии в творческом самоопределении лиц с инвалидностью, а также связать особенности развития сильной стороны личности посредством слабости, в частности при отсутствии или слабости одного органа, в частности, физического (орган слуха, зрения, тела, ЦНС и др.) посредством развития компенсаторной функции у лиц с инвалидностью.

Рефлексия мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Слово рефлексия происходит от латинского «обращение назад», словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Рефлексия – это процесс глубокого самопознания субъектом своих внутренних психических состояний, актов. Внимание особо направлено на деятельность собственной души, а также на необходимый уровень зрелости субъекта.

Важной особенностью творческого мышления, связывающей его с рефлексией, является его проявление на высших уровнях структуры личности. Творчество, являясь актом самовыражения, затрагивает ценности и убеждения человека, что, согласно представлениям А. В. Карпова о рефлексии как интеграторе человеческой психики [1], может доказывать рефлексивную обусловленность творческого процесса.

Подобная позиция отражена в работах Н. В. Шелепановой: автор рассматривает креативность и рефлексивность во взаимосвязи как способности творчески активной личности, а влияние рефлексии на успешность решения творческих задач объясняется развитием самосознания, активизирующим креативные проявления [2]. Кроме того, творческое мышление связывают с работой бессознательного, рефлексия же является механизмом, благодаря которому происходит осознание продукта творческой деятельности.

К примеру слепоглухота – это уникальное заболевание, при котором люди имеют наибольшее из возможных количество ограничений основных категорий жизнедеятельности (способность к самостоятельному обслуживанию, ориентации в пространстве, общению), а также серьезные сложности при обучении, выборе трудовой деятельности [3]. Как правило, у слепоглухих есть психологические проблемы, связанные не только с физическим развитием, но и с эмоциональным интеллектом. Им практически невозможно как вписаться в социум без посторонней помощи и поддержки, так и раскрыть свой внутренний потенциал. Одним из эффективных средств реабилитации, социализации и развития для них может стать терапия через театральные практики.

Сегодня инклюзивные театры не только объекты социализации и творческой реализации лиц с инвалидностью, но и играют большую роль в формировании и развитии инклюзивного общества, в адекватном восприятии лиц с инвалидностью. Но немаловажную роль инклюзивные театры играют в самоактуализации самих людей с инвалидностью, позволяя им на сцене проявлять свои эмоции и внутренние переживания посредством высокого уровня рефлексивности, которые имеют большое влияние на зрителя.

На сегодняшний день в Ташкенте действуют два специализированных театра, которых привлекают к творческой самореализации профессиональных актеров и лиц с инвалидностью: Театр движения «Лик» и инклюзивный театр, имеющих статус ННО. Театр ЛИК основан в 1982 г., как ансамбль современной хореографии, с 2003 г. является интегрированной компанией, т.е. объединяет детей и молодых людей с инвалидностью, их обычных сверстников и профессиональных актёров. В настоящее время коллектив объединяет около 40 человек, 25 из них – молодые люди с физической, умственной и психической инвалидностью: «колясочники», незрячие, неслышащие, ребята с ДЦП, с олигофренией, синдромом Дауна, миопатией Дюшена и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интересно отметить, что на первые спектакли с участием инвалидов, поставленные в 2003-2005 гг. было очень трудно привлечь зрителей. Люди не были готовы соединить такие понятия, как «искусство» и «инвалиды». Сейчас «Театр Движения Лик» – важная, неотъемлемая часть культурной жизни Ташкента. Спектакли проходят на лучших сценах столицы при полном аншлаге, даже если это – огромные залы Русского драматического театра или Большого Театра оперы и балета им. А. Навои. Всё это подтверждает то, что «особый» театр близок, по сути, к подлинному искусству, т.к. имеет в своей основе реальное преодоление, внутреннее стремление к совершенству и благотворное воздействие на зрителя. Такие наглядные постановки очень позитивно влияют на воспитание у окружающих чувств взаимопомощи, сострадания, уважения друг к другу, так как они сильнее нравоучений.

Исходя из проведенных наблюдений при посещении школьников и студентов инклюзивных спектаклей, при участии на совместных творческих постановках молодых здоровых людей и молодежи с инвалидностью снимаются барьеры во взаимоотношениях, у молодых людей меняется мировоззрение и ценности видя, как молодые люди имея заболевание стремятся к развитию и изменению стереотипов об их ограниченных возможностях. Так как инклюзивный театр обеспечивает глубокое, осознанное постижение нравственной проблематики, воспитывает внимание к внутреннему миру другого человека, способность понимать его состояние, сопереживать с ним, обогащает моральные и психологические знания зрителя.

Каждый человек имеет ряд потребностей, в число которых входит и духовная и эстетическая потребность, и люди с инвалидностью в этом не исключение. Если обратиться к работе А. Маслоу “Мотивация и личность”, отмечено, что физиологические потребности удовляетворяются на 85%, потребность в безопасности на 70%, потребность к расположенности группы на 50%, потребность в уважении, одобрении на 40%, самореализации достигают примерно 10%. Удовлетворение  базовых потребностей является предпосылкой для развития потребностей более высокого порядка, удовлетворение всех потребностей приводит человека к  полной самореализации. Таким образом зритель осуществляет покрытие своих духовных потребностей посредством посещения театра, другие посредством воспроизведения роли и своих возможностей. Однако наряду с рефлексией, посредством которой осуществляется творческий процесс, немаловажную роль играет у лиц, имеющих ту или иную форму инвалидности, играет и компенсаторная функция.

Компесаторная функция появляется следующим образом, что посредством детального анализа той или иной инвалидности, определения сильного органа, возможна замена данного недостающего звена, посредством усиления супервозможностей, в том числе творческих и развития одаренных личностей, несмотря на оособенности психолого-физиологического развития человека.

Как отмечает, Г. Баринова «инвалидности присуща также компенсаторная функция инвалидности, обеспечивающая замещение физической (психической) ограниченности, сглаживающая отчуждение инвалидов от общества, нивелирующая зависимость людей с ограниченными возможностями от объективных условий и субъективных факторов существования» [4], однако все данные функции рассмотрены с позиции оценки общества. Ли ЮЕ [5] представила анализ компенсаторных функций детей с инвалидностью пи занятии музыкой и развитие суперспособностей, на основе концентрации. Таким образом основная часть работ направлен на рефлексию и ее роль в развитии творческих способностей, но ни в одних работах не представлена взаимосвязь компенсаторной функции и ее усиления посредством слабого или отсутствующего органа.

Следующий аспект, это развитие компенсаторных функций у лиц с инвалидностью, так, к примеру актер с отсутствие зрения глубоко слышит и впоследствии «видит» музыку, ощущая ее изнутри, таким образом его творческие способности и навыки одного органа усиливаются при отсутствии или слабом проявлении другого органа [6].

В связи изложенным вносится предложение: — усилить научные изыскания на развитие творческих навыков лиц с инвалидностью; в области рефлексии и развития компенсаторных функций; — стимулировать открытие инклюзивных театров в каждой областей, с прикреплением к ним образовательных учреждений, культурных центров для обеспечения им места на безвозмездной основе для постановки своих благотворительных спектаклей, развития творческих возможностей лиц с инвалидностью их инклюзии в общество.

Список литературы

  1. Карпов А.В. Рефлексия как интегратор системы психических процессов. Ярославский психологический вестник. 2005. Вып.16. С. 5-9.
  2. Шелепанова Н.В. Рефлексия детерминация креативных проявлений. Дис… канд. псих. наук, 2003. 183 с.
  3. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». М.: АНО «Инклюзион», 2018. 100 с.
  4. Баринова Г.В. Содержание инвалидности: рефлексивный анализ // Дискуссия. 2015. №2 (54). С. 14-18.
  5. Ли Юе. Компенсаторные способности детей с ограниченными возможностями здоровья в начальном обучении музыки // Жунал СПбу. 2017.
  6. Узакова З. Духовная сила искусства и культуры // Санъат ва маданият таълими-бадиий тараққиётнинг харакатлантирувчи кучи. Ташкент, 2014.

 

http://izvestia-ippo.ru/uzakova-z-f-vliyanie-refleksivnosti-n/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *