Коканд, КГПИ
Научный консультант А.К. Рашидов
Статья посвящена подготовке школьников к творческой работе по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Предлагаемые материалы дают обучающимся информацию об истории создания текста, моральной проблематике и об отношении самого писателя в роману. Вывод статьи содержит утверждение, что собранные сведения целесообразно использовать при подготовке обучающихся к творческим работам.
The article is devoted to the preparation of schoolchildren for creative work based on the novel by F.M. Dostoevsky «The Brothers Karamazov». The proposed materials provide students with information about the history of the creation of the text, moral issues and the attitude of the writer himself in the novel. The conclusion of the article contains the statement that the collected information should be used in preparing students for creative work.
Творческая работа, сочинение и изложение, всегда вызывала у школьников значительные трудности. Решать эту проблему можно как изменением формата творческой работы, так и усилением подготовки к ней. В современном образовании прежние цели творческой работы – найти среди учеников одаренных литераторов уже не ставятся. «Перед образованием уже не стоит задача принудить всех писать сочинение, чтобы не пропустить талант творца. Напротив, нужно научить школьника отбирать информацию и быть ее грамотным потребителем, не стремясь стать во что бы то ни стало писателем или журналистом» [1, с. 203]. Однако необходима подготовительная работа с нормой языка [2, с 277]. В такой ситуации ученик нуждается в том, чтобы ему была предложена развернутая информация по теме предполагаемо творческой работы, откуда можно было бы отбирать идеи для своего вторичного текста [3, с. 224]. В нашей статье ставится цель собрать и в доступном виде изложить информацию о романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» с целью подготовки учеников к сочинению по этому гениальному произведению.
В течение всего творческого пути Достоевский многократно снискал неподдельный восторг почитателей литературы. Глубокое признание читателей стало плодом его собственных сочинений. Как известно, весьма значительное одобрение у современников вызвали романы «Бедные люди», «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», и конечно же, «Братья Карамазовы». Кроме того общеизвестно, что Федор Михайлович был очень образованным человеком, знатоком литературы, философии, истории [5, 254 — 257], искусства, он был эрудитом в области истории и географии, хорошо знал несколько иностранных языков. Во время работы над романом Достоевский изучал историю, философию, читал книги по праву, политике и литературе. И еще много других фактов, свидетельствующих о том, какой интерес проявлял писатель к жизни и деятельности своего героя, как много он знал об обстоятельствах этой жизни.
Русская литература является литературой задач для раздумий. Творческая работа Достоевского над «Братьями Карамазовыми» – яркий тому образец. Невзирая на необходимый при чтении весьма значительный труд, великие творения знаменитого прозаика читает и изучает весь мир, как в кругу личного чтения, так и в учебных заведениях. В «Братьях Карамазовых» Достоевский дал нам два, по сути дела, нераздельных мира: мир «униженных и оскорбленных» и мир «неудачников», мир «жильцов» и «просителей». В первом, «благородном» мире, живут «лишними» людьми самые разные герои Достоевского, в том числе и Иван Карамазов, и Алеша, и сам автор. Во втором, «низком», мире – «нелюдимы», «выродки», «калеки», по выражению Ивана Карамазова. Здесь, среди «нелюдей», живут персонажи, которых Достоевский вывел из-за черты «света», из «высшего мира».
Книга «Братья Карамазовы» является заключительным романом писателя, над коим он трудился на протяжении двух лет. Однако как формировалась книга, что стало толчком к написанию романа, как создалась концепция сюжета, известна не всякому читателю. В этой статье мы постараемся возобновить хронологическую биографию романа «Братья Карамазовы». История жизни данного произведения способна быть своего рода мостиком, связывающим звеном, что облегчит трансформацию от восприятия романа к интерпретации его эстетически-общефилософской проблематики.
Нам остается только предполагать, как представлял хронологическую биографию романа непосредственно сам автор романа Достоевский. По этой причине постараемся, основываясь на историко-текстоведческих данных, отследить хронологию формирования конечного текста романа Достоевского. В основе сюжета романа лежит конфликт между двумя братьями. Первый из них, Дмитрий, во всем слушается отца и является идеальным его портретом, второй, Иван, напротив, все время бунтует и поступает наперекор отцу. Дмитрий, который в романе выступает в роли идеального портрета отца, оказывается, по сути, совершенно не способным к жизни, он не способен найти себя в ней, не имеет своего мнения, а только слепо следует за отцом.
Достоевский вспоминает о человеке, который делится, что когда-то он прикончил собственного отца ради наследства. А затем сам же, через несколько недель, заявил работникам полиции, то, что папа пропал. Преступное деяние было открыто только лишь через месяц. В течение всего этого времени этот человек коротал все время относительно легко: в разгуле, а также пьянстве. Сам автор подмечал, то, что жестких, а также ожесточенных действий от этого героя ни один человек не замечал.
Однако творческая проницательность никак не обманула автора «Братьев Карамазовых». Он увидел, что в жизни все еще нет, да и никогда не будет, «идеального порядка», «идеальной правды». И только в искусстве, в творчестве, по мысли Достоевского, возможно подлинное торжество добра. Поэтому важно сохранить в себе способность к творчеству, способность создавать новое, нести людям добро. В этом, полагает Достоевский, и состоит смысл «жизни человека».
Между ситуацией злополучного прапорщика Дмитрия Ильинского (таким образом звали человека, убившего собственного отца) в фабульном взаимоотношении, а также ситуацией Мити Карамазова добросовестный чтец способен осуществить параллели сходства. Возможно, из-за этого, непосредственно в черновиках романа Митя Карамазов достаточно долгое время упоминается под именем Ильинским. Тут, конечно, необходимо выделить, то, что сама проблема отцеубийства тронула душу, а также разум писателя еще за двадцать лет до того, как он стал создавать свой последний роман.
Еще одним образцом обращения к теме исключительного поведения человека может послужить рассказ Достоевского о Фоме Данилове из «Дневника писателя». Этот рассказ в свою очередь, стал базой формирования главы «Контроверза». Именно о действиях, случившихся в Маргилане в 1875 г., а именно о том, как обычный русский солдат Фома Данилов не отказался от своей религии во имя в благополучия, а также служению хану, о его мученической гибели «во имя Государя и ради Христа», рассуждают герои романа Смердяков, Григорий, Федор Карамазов, а также Алёша Карамазов.
Тут необходимо отметить то, что многочисленные мысли, воплощенные в данном романе, обретали собственное место не только в тексте «Братьев Карамазовых», но и в заметках из «Дневника писателя». Тут необходимо отметить то, что многочисленные мысли об великом романе о Карамазовых обретали собственную роль, что отразилось в заметках из «Дневника писателя». Это же произошло и с его собственной ролью, о чем мы говорили выше. В «Дневнике писателя» он часто упоминает о том, что он не писатель, а лишь историк литературы, и поэтому не следует делать из него литератора. «Я не литератор и не критик, я только историк, который пишет историю литературы». А затем, в другом месте: «я не литератор, а только историк литературы».
Замысел романа возник у Достоевского еще в начале 1840-х годов, когда он читал произведения Бальзака, Диккенса и Толстого [4, 198]. В начале 1878 года Достоевский пробовал создавать первоначальные наброски романа, составлял план. Но 16 мая погибает Алёша, младший сын писателя. Данную потерю автор переносил весьма тяжело.
В июле Достоевский выехал из Петербурга в Москву, а оттуда через Киев в Оптину пустынь. Здесь он пробыл до 5 августа и посетил старца Амвросия, который благословил его на написание нового романа. В середине августа Достоевский вернулся в Петербург. По возвращении в столицу писатель начал работу над «Братьями Карамазовыми» и вскоре завершил ее.
««Вы не поверите, – писал Ф.М. Достоевский в августе 1880 года И. С. Аксакову, – до какой степени я занят, день и ночь, как в каторжной работе! Именно – кончаю «Карамазовых», следственно подвожу итог произведению, которым я, по крайней мере, дорожу, ибо много в нем легло меня и моего. Я же и вообще то работаю нервно, с мукой и заботой. Когда усиленно работаю – то болен даже физически. Теперь же подводится итог тому, что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось…». Однако данная тяжкая деятельность, физиологическое напряжение, а также душевная воля писателя стоили результата: роман «Братья Карамазовы» был завершен в 1843 году. Роман «Братья Карамазовы» получил всемирное признание, переведён на множество языков и по праву считается достоянием мировой культуры.
Опираясь на предложенный материал, школьники могут создавать тексты творческих работ на темы, связанные с историей создания романа, с устройством композиции, с морально нравственной проблематикой и некоторыми особенностями системы образов. Кромке того, материал полезен для раскрытия тем, связанных с восприятием романа самим автором.
Литература
- Лихачев С.В. Подготовка к сжатому изложению научного текста на основе свертывания умственного действия // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.И. Савенков. 2019. С. 202-207.
- Рашидов А.К. Некоторые особенности орфоэпии русского языка // Молодежь и наука: реальность и будущее. материалы IX Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. С. 277-278.
- Рашидов А.К. Отличительные черты постмодернизма США // Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2017. С. 224-225.
- Рашидов А.К. Идея соборности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Система непрерывного филологического образования: школа – колледж – вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования. Сборник научных трудов XX Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 197-200.
- Рашидов А.К. Античные мотивы в романе-эпопее «Война и мир» // Система непрерывного филологического образования: школа – колледж – вуз. Современные подходы к преподаванию дисциплин филологического цикла в условиях полилингвального образования. Сборник научных материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 254-257.
http://izvestia-ippo.ru/tursunova-zulfiya-rashidovna-podgoto/