Ткачук О.А. | РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

аспирант ГАОУ ВО МГПУ

В статье рассматривается определение нравственного воспитания с позиций разных дисциплин; проводится исторический анализ становления современной поликультурной среды в России.

 

Ретроспективный анализ становления и развития нравственного воспитания показывает, что данная категория имеет как светский, так и религиозный аспект, иными словами есть традиция светского нравственного воспитания, и есть – религиозного: духовно-нравственное воспитание. Как показывает время, эти две традиции развивались и действовали по-разному в зависимости от исторического периода. В Советском Союзе – нравственное воспитание было исключительно светским, в настоящее время данное понятие включает в себя духовный аспект, называясь духовно-нравственным.

Проблема нравственного воспитания носит междисциплинарный характер, так как относится к основным проблемам и философии, и теологии, и культурологии, и психологии, и педагогики. Во всех этих пяти сферах данное понятие трактуется по-разному.

С философской точки зрения, по мнению А.А. Гусейнова, нравственность является высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится в основании самой человеческой деятельности. Таким образом, нравственность можно назвать идеалом – критерием оценки человеческого поведения. К нравственности нельзя применить правило «цель оправдывает средства», так как нравственность не средство, а добродетель [2].

Теология (религиозный аспект): Безрукова В.С. в словаре «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)» отмечает, что нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, нравственную деятельность и воспитание веры в Создателя. В результате этого происходит становление нравственно устойчивой личности. В душе деятельного высоконравственного человека не остается места для ненависти, злобы, вражды, зависти, тщеславия и т.д. [5].

Психологический аспект: Человек может влиять на собственное нравственное развитие через самосовершенствование и самовоспитание, а также развитие своих собственных поступков и поведения, складывающихся и образующих нравственные черты характера. Аристотель говорил: «Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека» [1]. Посредством личного примера можно оказывать влияние на других людей. А. Швейцер писал: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» [2].

Словарь по педагогической психологии М.В. Гамезо, определяет нравственное воспитание как воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека [6].

Культурологический аспект. Более узким значением термина «нравственное воспитание» является обучение нормам общественного поведения, принятым в данной культурной среде: от поведения за обеденным столом до религиозных ритуалов. Нравственные предписания приучают человека критически смотреть на себя со стороны и вырабатывать уважение к себе и окружающим. Придавая большое значение этике, нельзя недооценивать роль этикета: хорошие манеры, приличное, достойное поведение – всё то, что именуется культурой поведения, является вместе с тем необходимой составляющей нравственности [2].

Педагогический аспект. «Нравственное воспитание», в словаре-справочнике Е.И. Суховой и Н.Ю. Зубенко, трактуется как: 1. целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих общественной морали; 2. одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе [7].

Нравственное воспитание в дошкольной педагогике определяется как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [3]. Постепенно овладевая с течением времени принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, ребенок присваивает, т.е. делает принадлежащими себе способы и формы взаимодействия с окружающими людьми, с природой. Дошкольная педагогика определяет нравственное воспитание как результат появления и утверждения в личности ребенка определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [3].

Нравственное воспитание в поликультурной среде использует все пять перечисленных аспектов, находясь на стыке нескольких дисциплин (философии, теологии, психологии, культурологии и педагогики).

Интересно проанализировать изменения поликультурной среды в недавний исторический период нашей страны: в период существования Советского Союза и в постсоветский период — после разрушения СССР в 1991 году.

С 20-х гг. ХХ в. в Советском Союзе была провозглашена единая общность – советский народ. В центральной России, в Москве, во многих других областях страны школы и детские сады были социально и культурно однородными. Большинство детей составляли русские, представители других национальностей были в меньшинстве. В детских коллективах (в группах детского сада, в школьных классах) было не более 10% этнически не русских детей. При этом практически каждый из них считал себя русским. Таким образом, можно говорить, что общественная среда в советский период в целом была монокультурной. Поликультурная среда в этот период в основном была на Кавказе; например, в Дагестане насчитывалось более чем 121 национальность [4]. Несмотря на сложный этнический состав, даже там население относило себя к единой общности – советский народ, что позволяло объединить людей разных этносов посредством наднациональной идентичности.

Основой нравственного воспитания в советский период было военно-патриотическое: чтить подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, уважать людей труда, почитать старших. Интересы коллектива были выше интересов отдельного человека. Идеология воспитания была направлена на объединение всех наций и народностей, проживающих в СССР едиными целями, основанными на культурно-исторических традициях, сложившихся на территории российского государства, поддерживающими не только мирное сосуществование поживающих территории Советского союза народов, но и учитывающее культурное своеобразие, этапы развития каждого этноса и национальности.

После распада СССР в 1991 г. сложившаяся национальная идентичность «советский народ» была разрушена. Разрыв многих экономических связей между бывшими советскими республиками, закрытие предприятий, экономический упадок многих отраслей экономики стали причиной миграции широких слоев населения в поисках заработка.

На примере Москвы последствия миграции особенно заметны. В настоящее время в столице Российской Федерации число представителей других национальностей, для которых русский язык не является родным, достигает 30%. В московских школах и детских садах этнический состав групп, классов и даже педагогических коллективов соответственно такой же. В результате утраченной общности «советский народ» и массовой миграции большинство людей перестали идентифицировать себя как русские, и в большинстве районов страны сложилась поликультурная общественная среда проживания людей, говорящих на разных языках, но понимающих, что для того, чтобы реализовать себя и свои, в т.ч. экономические потребности, люди должны научиться говорить на языке и принимать культуру того народа, который составляет государство образующую нацию, т.е. говорить на русском языке и принимать культуру русского народа.

Такие глобальные процессы в стране не могли не отразиться на сложившейся за многие годы системы ценностей и нравственном воспитании подрастающего поколения. Потребительские интересы отдельной личности стали ставиться выше интересов коллектива. Так как изменилась государственная идеология, изменилось и отношение к религиозному воспитанию, что позволило включить его как часть в содержание отдельных аспектов нравственного воспитания. В складывающейся в 90-е годы ХХ в. новой системе ценностей, изменений ценностных ориентиров у взрослой части населения, и как результат, смещение приоритетов нравственных и культурных ценностей у молодежи, формирующейся в Москве неоднозначной поликультурной общественной среде, отсутствие единой идеологии, повысилась вероятность возникновения межэтнических конфликтов на культурной, и особенно на конфессиональной почве. В таких условиях акцент на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи стал особенно актуален. В связи с этим системе образования необходимо было решать следующие задачи нравственного воспитания:

  • формирование начал патриотизма и гражданственности;
  • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
  • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
  • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);
  • воспитание уважительного отношения к труду.

Таким образом, результативность работы по нравственному воспитанию детей/молодежи во многом зависит от мировоззренческой составляющей взрослого/педагога, его личностных особенностей, профессиональной и педагогической компетентности, способности отмечать и опираться в своей деятельности на все богатство культур различных этносов, применять на практике опыт и традиции народной педагогики в нравственном воспитании ребят, чтобы научить их дружить, уважать друг друга и почитать старших. Только опираясь на исторический опыт совместного проживания во взаимопонимании и поддержке наших народов взрослые/педагоги смогут общими усилиями научить ребят с уважением относиться к людям разных национальностей.

Литература

  1. Аристотель Сочинения: В 4-х т. — М.: АН СССР, Институт философии, 1975. -240с.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 171
  3. Козлова, С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.
  4. Национальности Дагестана: особенности, список и интересные факты URL: https://www.syl.ru/article/326178/natsionalnosti-dagestana-osobennosti-spisok-i-interesnyie-faktyi (дата обращения: 17.12.2017)
  5. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. – 937с.
  6. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии: словарь / Ред. М.В. Гамезо. — М.: Педагог. о-во России, 2001. — 128 с.
  7. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь-справочник): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Экон-информ, 2012. – 309 с.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/tkachuk-o-a-retrospektivnyy-analiz-zav/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *