Ткачук О.А. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ США В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Соискатель Департамента педагогики,

 ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва

В статье рассматриваются исследования американских ученых-педагогов, посвященные формированию педагогической этики студентов, принадлежащим к разным культурам и национальностям, предлагаемые ими варианты курсов по обучению этике в поликультурной среде, а также научно-обоснованные методы, способствующие решению проблемы нравственного воспитания в поликультурной среде образовательной организации.

Проблема нравственного воспитания, обучения этики в поликультурной среде образовательных организаций рассматривалась различными учеными многих стран. Так, например, ученые Соединенных Штатов Америки, Джудит Колб, Хонг Лин, Делуаза Фриске большое внимание уделяют решению вопроса, связанного с преподаванием этики в поликультурной группе, где целью обучения является подготовка студентов для принятия этичных решений в поликультурной среде [3]. Авторы отмечают, что социальные ценности различаются в разных обществах и, что, следовательно, этика, основанная на этих ценностях, также отличается в зависимости от принадлежности к той или иной культуре. Для примера сравнивались действия и мотивы двух групп менеджеров: из Индии и из Соединенных Штатов. Менеджер из Индии при приеме работников на какую-либо должность, считал: «я должен нанять людей, которых я знаю или которые принадлежат к моему кругу, потому что я могу им доверять». Американский менеджер, напротив, считал: «я должен нанять человека, который лучше всего подходит для этой работы, независимо от его класса, расы, религии или национального происхождения». В то время как первая форма поведения уместна в Индии, — в США эта практика является незаконной и неэтичной. Действия обоих групп менеджеров зависели от культуры и по этой причине не подлежали критике.

В качестве еще одного примера авторы приводят данные социологического опроса выпускников американского колледжа; три четверти из них сообщили, что они считают, что понятия добра и зла зависят от различий в индивидуальных особенностях и от культурной принадлежности [3]. Только около одной четверти сообщили, что они считают, что каждый должен быть оценен по определенным и единым стандартам, — правильно это или неправильно.

Другие опросы студентов, проведенные еще в трех Штатах, показали, что культура конкретного региона является значимой переменной в формировании моральных ценностей студентов [3]. Некоторые другие исследования обнаружили, что студенты, обучающиеся в сфере менеджмента (из США, Китая, Египта, Финляндии, Кореи и России) заранее договаривались о том, что будут представлять собой их этические нормы в ходе ведения бизнеса, а участники из других культур имели значительные различия в понимании толерантности и этичности поведения. Например, студенты американских и китайских ВУЗов, имеют различное отношение к взяточничеству. При этом важно помнить, что даже если учащиеся в классе имеют в своем составе только студентов из США, то велика вероятность, что они все равно будут работать в поликультурной среде. Осознание культурных проблем будет полезно в любом случае, делают вывод американские исследователи, а специальная подготовка поможет руководителям компаний облегчить процесс принятия решений при наличии различных конфликтов и недоразумений на почве разных культурных традиций.

Для решения и предупреждения подобных конфликтов авторами-разработчиками (Джудит Колб, Хонг Лин, Делуаза Фриске) предлагаются несколько курсов по обучению этике в поликультурной среде [3].

I курс. Это обучающий курс, основной задачей которого является стимуляция диалога по профессиональной этике поведения на рабочем месте, и поощрение критического мышления об этических проблемах, с которыми люди часто сталкиваются в ходе своей работы. В ходе этого курса преподаватель дает примеры распространенных типов этических ситуаций, возникающих в учебном процессе, а поскольку студенты, в большинстве случаев, специалисты среднего звена, они способны добавить и несколько собственных примеров. Затем студенты работают в небольших группах, чтобы обсудить этические вопросы и варианты поведения, используя образец, предоставленный преподавателем. Учитывая высокий процент иностранных студентов, присутствующих в классе, некоторые культурные аспекты изучаются прямо в ходе этих обсуждений. Чем больше студенты воспринимают культурные ценности, отличающиеся от их собственных, тем больше они осознают трудности своей работы в поликультурной среде.

Реализация, систематическое проведение данного курса показало хорошие результаты, — на основе наблюдений преподавателей и студентов, такой подход стимулировал дискуссии по этическим проблемам и в других областях образовательной деятельности. Кроме того, анонимный опрос показал, что студенты ценят такие дискуссии по этике и анализируют свои действия, считая, что это поможет им при работе с людьми, принадлежащими как к одной культуре, так и к разным.

II курс. Второй курс посвящен теме «Этика на рабочем месте», в рамках которой рассматриваются темы и вопросы, актуальные для работников образования, проведения научных исследований и практики. Студенты обсуждали вопросы, в которых их мнения существенно различались в зависимости от родной культуры студента. Например, студенты открыто обсуждали вопрос взяток и подкупов, в поисках ответа на вопрос, — как можно отстаивая свои собственные убеждения, уважать в то же время ценности других культур? Также были рассмотрены отдельные, организационные и культурные факторы, которые оказывают давление в этических ситуациях.

В следующем списке предложены примеры актуальных тем, которые могут помочь начать работу (задания для обсуждения в классе):

  • добросовестное использование интернет-ресурсов,
  • допустимость плагиата в своей работе,
  • этические нормы в научно-исследовательской деятельности,
  • этические вопросы в бизнесе,
  • использование профессиональных и корпоративных кодексов на рабочем месте,
  • этика соответствия инструкциям в организации,
  • актуальные этические вопросы, стоящие перед компаниями.

Помимо этих вопросов авторы-исследователи предложили обсудить следующие вопросы: нарушение авторских прав; конфиденциальность информации, полученной от сотрудников в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей; нарушение профессиональной этики; фальсификация; честность; поддержание уважительного отношения в учебных ситуациях [3].

Второй курс был запланирован после того, как авторы ознакомились с литературой по этике. При определении задач курсов, разработчики руководствовались прежде всего пониманием того, как можно достичь наилучшего результата в своей работе по этике. Используя опрос студентов, удалось повысить осведомленность об этических проблемах, возникающих в ходе их работы, стимулировать диалоги по этим вопросам, поощрить критическое мышление и развить чувствительность к межкультурной точке зрения.

Таким образом, в своей работе авторы использовали «гибридный» подход, объединяющий оба – и культурный релятивизм (относительный подход, учитывающий культурные особенности) и универсальные понятия об этических элементах. Конечная цель обучения — помочь студентам в их трудностях при решении этических дилемм на рабочем месте.

Другие американские исследователи Д. Маккучик, И. Пресли в своих работах предложили конкретные идеи по повышению успеваемости студентов поликультурных групп через модель развивающего обучения [2]. Среди них можно отметить следующие конкретные научно-обоснованные методы:

  1. Поддерживать личную связь с каждым студентом.
  2. Заявлять о своих высоких ожиданиях к каждому студенту, и заверять их в том, что они могут удовлетворить эти ожидания.
  3. Объяснить учащимся, что использование диалектов, отражающих культуру, не является правильным или неправильным. Но объяснить студентам, что стандартный американский английский может быть необходимым для достижения успеха в этой стране.
  4. Работать в составе небольших групп, включающих студентов из разных культур.
  5. Создавать зоны для безопасного обсуждения расовых проблем в каждом классе.

Принципы, лежащие в основе этих конкретных стратегий, используются американскими педагогами для преодоления разрыва в успеваемости между афроамериканскими учащимися и белыми учащимися. Являясь универсальными, эти принципы также могут быть использованы для устранения разрыва в любой сфере деятельности (производительности), потому что они ориентированы на ученика, а не учебное заведение [2].

Американские ученые, — П. Брух, Дж. Хигби, и Д.Б. Лунделл, а также доктор Джеймс Банкс, ведущий ученый в области поликультурного образования, также сосредоточены на обсуждении роли поликультурализма в развитии школьного образования [2]. В своей работе “Поликультурное Наследие в XIX веке”, авторы излагают проблему несоответствия между тем, что пишется учеными, и что на самом деле происходит в школах. «Большой разрыв между развитием теории и практики является наиболее сложной проблемой, — комментирует др. Дж. Банкс, — Мы пытаемся восполнить этот пробел путем подготовки учителей и развития персонала. Разрыв между теорией и практикой является сложным вопросом, особенно когда недоброжелательная критика называет практику поликультурного образования плохой или нецелесообразной» [2].

Рассмотренные исследования американских педагогов лишь в малой степени отражают богатый опыт поликультурного образования за рубежом. Издано огромное количество литературы по данной тематике, например, труды профессора вашингтонского университета Джеймса Э. Бэнкса, который также является директором Центра Поликультурного образования в Сиэтле [1].

Наравне с российскими учеными, американских педагогов-исследователей объединяет мнение о том, что поликультурное образование направлено на создание равных образовательных возможностей для всех студентов, в том числе из различных расовых, этнических и социально-классовых групп. Также как и в России, поликультурное образование в Америке предполагает создание равных образовательных возможностей для всех учащихся за счет изменения общей школьной среды, таким образом, чтобы она отражала культурные и социальные различия в классах. Поликультурное образование — это процесс, и, очень важно, чтобы и учителя и администраторы постоянно стремились к достижению цели — более полно обеспечить активное участие всех граждан в жизни многонационального общества, несмотря на их культурные отличия.

Литература

  1. James A. Banks ,Cherry A. McGee Banks “Multicultural Education: Issues and Perspectives”, 9th Edition Dec 29, 2015
  2. Jeanne L. Higbee, Dana Britt Lundell “Multiculturalism in Developmental Education”. – Printed in the United States of America, University of Minnesota, Minneapolis, MN, 2003. – 95 pp.
  3. Judith A. Kolb, Hong Lin, Deloise A. Frisque “Teaching Ethics in a Multicultural Classroom”, Spring 2005, — 30 pp.

Annotation. The article examines the research of American scientists and teachers devoted to the formation of pedagogical ethics of students belonging to different cultures and nationalities, their proposed options for courses on teaching ethics in a multicultural environment, as well as scientifically based methods that contribute to solving the problem of moral education in a multicultural environment of an educational organization.

Keywords: multiculturalism, ethics, moral education, different races, moral values, ethical challenges, ethnicity, cultural complexities, domestic and international students

http://izvestia-ippo.ru/tkachuk-o-a-pedagogicheskiy-opyt-ssha-v-n/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *