Телегина М.О. | К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 373.31

Студент бакалавриата ГАОУ ВО МГПУ

 

 

 В статье рассмотрена неоднозначность трактовки понятий «творчество», «творческий потенциал личности», структуры последнего. Отмечена специфика развития творческого потенциала младших школьников в свете ФГОС НОО 3.0.

Тhe ambiguity of the interpretation of the concepts of «creativity», «creative potential of the individual», ideas of the structure of creative potential is considered in this article. It notes the specifics of the development of the creative potential of younger schoolchildren in the light of the Federal State Standard for Primary General Education of the third generation.

Потребность общества в творческой инициативе личности обусловливает необходимость непрерывного и прогредиентного развития творческого потенциала обучающихся в процессе реализации различных учебных программ, в т.ч. предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Ускорение темпов развития современного общества требует от человека готовности к жизни в быстро меняющихся условиях, умения творчески подходить к любым изменениям и качественно решать возникающие проблемы. Поэтому ФГОС НОО 2.0 / 3.0, основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие творческого потенциала обучающихся, воспитание в целом гуманной, творческой, социально активной личности.

Вместе с тем в науке не существует однозначного понимания ключевых понятий. Так, термин «творчество» можно интерпретировать с позиции персонифицированного, генетического, созидательного и др. подходов. Творческий потенциал личности же рассматривается как: составляющая внутриличностного потенциала (В.И.Загвязинский); необходимая для самореализации система индивидуальных способностей, позволяющая оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями (В.Г.Рындак); самореализационное (Е.А.Глуховская), деятельностно-оценочное (М.С.Каган) образование и т.д. Именно это позволило О.Ю.Яцковой развести узкое (диагностируемое как способности к воображению и креативному мышлению) и широкое его понимание (прогнозируемые черты креативов).

Творческим потенциалом, по нашему мнению, можно считать личностные особенности, направленные на реализацию творческих способностей, сюда можно отнести эмоциональность, волю, мотивацию, интеллект, компетентность, нравственные и духовные качества. Творческий потенциал ребенка можно рассматривать как частный случай творческого потенциала вообще. И у ребенка на первый план выходит умение самобытно и своеобразно продемонстрировать саму идею творческого замысла, даже если первоначально идея была сгенерирована и не им.

Неоднозначность трактовок исследуемого термина влечет за собой и разное понимание его таксономических единиц. Наиболее часто к компонентам творческого потенциала относят: творческие способности (конвергентное / дивергентное мышление, воображение), свойства личности (мотивы, эмоциональность, уровень компетентности, волевые качества). Меж тем в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера, где творческий потенциал и его развитие рассматриваются как основополагающие для продуктивной реализации обучающегося, выделяют такие его «параметры», как дивергентное мышление, его скорость, способность рисковать и высказывать оригинальные идеи, гибкость в мышлении и действиях, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, развитая интуиция, высокие эстетические ценности. В своих исследованиях И.В.Терлянская попыталась обобщить имеющиеся разработки, охарактеризовав компоненты творческого потенциала личности в привязке к конкретной деятельности: мотивационный (Д.Б.Богоявленская, Г.Меррей, Е.Л.Яковлева), интеллектуальный (Г.Айзенк, Д.Векслер, Р.Стернберг, Л.Термен, Р.Уайсберг), эмоционально-волевой (К.Э.Изард, Дж.Сингер), духовно-нравственный (И.В. Курышева, В.В.Рыжов, Г.В. Сорокоумова). операциональный (Л.С.Выготский, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), рефлексивный (А.Г.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.).

При этом необходимо отметить, что в большинстве работ творческий потенциал изучается применимо к деятельности учителя, обучающихся средней, старшей школы, СПО и вузов [1]. В отношении же младших школьников он нередко сужается до творческих способностей.

Меж тем во ФГОС НОО 3.0 достаточно четко регламентированы подлежащие освоению в ходе изучения программы начального общего образования образовательные результаты личностного, коммуникативного характера, включающие в себя творческое отношение к учебному процессу. Достижение подобного результата базируется на развитии природных характеристик личности обучающихся, таких как: их творческие способности, основанные на самоопределении и самовыражении; потребность в исследовательской деятельности. Одновременно в сферу компетенции учителя входит умение работать с творческим мышлением и наличие навыков по развитию и мотивированию творческого потенциала детей. В связи с этим включение творческих заданий в процесс обучения, развитие творческих способностей обучающихся путем дополнительных внеурочных, творчески ориентированных занятий входит в профессиональные обязанности педагога, в т.ч первой ступени обучения [2].

Наличие творческого потенциала позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям, но и осваивать новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию психических процессов и свойств личности.

Несмотря на многогранность понимания творческого потенциала, в данный момент вариативные программы пропедевтического обучения, в т.ч. предметной области «Обществознание и естествознание», направлены больше на развитие именно творческих способностей, воображения младших школьников. Расширение программы до большего количества классных часов или дополнительных внеурочных занятий могло бы позволить развивать необходимые креативные качества ребенка и находить мотивацию для того, чтобы сделать подход более персонализированным.

В рамках ФГОС НОО 3.0 основной упор делается на том, что в рамках урока обучающийся в основном осуществлял определённые прикладные действия «по образцу», выполнял регламентные работы. Творческое же развитие его личности чаще всего происходит в рамках домашней или самостоятельной работы без контроля педагога, реже – как итог урочной работы (по Н.Ф.Виноградовой, творческий этап «дробного» урока). Нельзя отрицать тот факт, что домашняя творческая работа зачастую выполняется ребёнком либо самостоятельно, что не позволяет дать ему необходимый инструментарий или отработать индивидуальные навыки, способности, либо родителями без его участия «для ускорения», чтобы выполнить необходимый список формально, не затрагивая при этом основную цель данного мероприятия. В этой связи педагоги оказываются в ситуации, когда расширенная адаптация программы становится невозможной. Внедрение новых инициатив требует от них поиска подхода, который закроет как потребности ФГОС НОО 3.0, так и будет максимально подходить данному конкретному ученику или классу. Ограниченные рамки количества часов и тот формат, который на данный момент мы имеем, не дают искать новые возможности для каждого обучающегося отдельно. Именно в самом понятии «творческий потенциал» скрыта основная сложность его развития. Психологические, социальные и другие личностные аспекты могут требовать достаточно большого вовлечения педагога для поиска возможностей развития необходимых качеств, способностей и мотиваций детей.

Данная задача оказывается замкнута на возможностях и креативности подхода педагога. Отсутствие принципов и механик для глубокой проработки этой проблемы затрагивает как временные, так и интеллектуальные ресурсы учителя. Разработка и внедрение унифицированных и верифицированных методик позволили бы решать данную задачу качественнее и глубже, способствуя гармоничному развитию личности и позволяя детям применять усвоенные навыки при обучении в рамках других предметных дисциплин.

Развитие творческого потенциала – это процесс изменения личностных возможностей, носящий характер непрерывности, целенаправленности, саморазвития и самореализации, влияющий на формирование личности [3]. Оно рассматривается как целенаправленный процесс самоактуализации механизмов саморазвития и самореализации при главенствующей роли формирования творческой направленности личности. Замечено, что развитие творческого потенциала обучающихся наиболее эффективно протекает при применении инновационных технологий (личностно-ориентированных, развивающих, игровых, исследовательской деятельности и др.). Внедрение последних было бы эффективно, если бы производилось не только по личной инициативе и исследовательской работе педагогов, но также посредством оперативного изменения методик и стандартов, расширения их вариативности в рамках утверждённой программы.

Описанный выше индивидуальный или разный в рамках групп подход предполагает обязательное наличие психологической диагностики творческого потенциала младших школьников, также неоднозначной с учетом полярности взглядов на его структурные единицы.

Следующим этапом работы мы видим выявление и реализацию мотивации, направленной на развитие творческих задатков ребенка. Под этим рационально представить стремление к личностному совершенствованию, интенсивность включения в данный процесс, активизацию готовности к осуществлению творческой деятельности, эффективность выполнения творческих заданий.

Зачастую учитель является единственным активным участником процесса намеренного развития творческого потенциала обучающихся (естественно же последний происходит в рамках обычного течения жизни). В данном аспекте педагог выступает Творцом, что бесспорно ответственно и необходимо. Создание комфортной обстановки для учителя также важно, как и построение самой программы. Методологическая, организационная поддержка представляется особенно важной. Личность педагога также требует развития творческого потенциала у него, так как невовлеченность и работа «для галочки» будет считана с детьми и не сможет обеспечить необходимую мотивацию.

Академик М.Н.Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем «педагогическое произведение» [5]. Творческий поход к проведению занятия с учетом всех достижений педагогики, психологии и передового опыта, представленного в педагогическом сообществе, гарантирует уровень преподавания, соответствующий современным запросам общества.

Реализация творческого потенциала личности младшего школьника  происходит в основном в ходе решения задач, поиска ответов на вопросы, стоящих перед ребенком. Размышляя и делая выводы при решении ученических задач, обучающийся занимается творчеством, направленным на познание сущности вещей и явлений, выстраивание взаимосвязи между ими, что в дальнейшем позволит преобразовать мир и делать открытия. Открытость к восприятию нового, в т.ч. опыту, является качеством личности необходимым для результативного творчества [4].

Именно поэтому разработка, внедрение новых и инновационно-направленных методик и подходов может помочь сделать процесс развития творческого потенциала младшего школьника более эффективным, привести к комфортно-достигаемым и социально-значимым результатам.

 

Литература 

  1. Козина Е.Ф. Развитие творческого потенциала педагога в процессе проектирования программ экологического образования обучающихся / Е.Ф.Козина // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сб. статей VII Междунар. научно-практич. конференции. В 5 ч. Ч.2 / под общ. ред. П.А.Концевого. – Могилёв: МГОИРО, 2021. – С.205-207.
  2. Макарова Е.Г. Психология / Е.Г.Макарова. – М.: Юрайт, 2004. – 325 с.
  3. Рыжов В.В. Психология творческой личности: Креативная личности и сферы ее актуализации / В.В.Рыжов, Г.B.Сорокоумова. — Н.-Новгород: ВГИПУ, 2006. — 184 с.
  4. Рябченко А.В. Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста / А.В.Рябченко [Электронный ресурс] . – URL.: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/vliyanie-zanyatiy-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na (дата доступа — 01.11.2022 г.).
  5. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н.Скаткин. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.

http://izvestia-ippo.ru/telegina-m-o-k-probleme-razvitiya-tvor/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *