Т.С. Пиче-оол | ЗАЧЕМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ НАДО ЧИТАТЬ РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Московского городского педагогического университета

E-mail: pts2503@mail.ru

 В представленной статье содержатся размышления доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Светловской о том, какова содержательная сущность понятия «русская классическая литература», что нужно помнить при ее чтении и при обучении детей чтению-общению художественных произведений. 

Начальное филологическое образование – это методическое понятие, к которому современные ученые обратились сравнительно недавно, в XXI веке. Это доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный Учитель РФ Н.Н. Светловская, доктор педагогических наук, профессор Н.Ю. Штрекер, кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Михайлова и др.

Обобщая сказанное этими учеными, можно считать, что начальное филологическое образование – это «содружество», интеграция гуманитарных дисциплин – лингвистической, литературоведческой и исторической, которые в совокупности позволяют выявлять сущность духовной культуры человечества на каждом этапе его развития и руководствоваться опытом полученных знаний при развитии собственной духовной культуры, при внедрении ее в жизнь общества.

Однако учителю, кроме того, надо еще суметь преобразовать свое начальное филологическое образование во всеобщую, т.е. нужную для всех людей специальную подготовку, которую детям следует задавать уже в начальных классах, чтобы грамотность и книга стали для каждого из учеников личностно-ориентированным инструментом самообразования, самовоспитания и саморазвития в нужном для общества направлении.

Такая начальная филологическая подготовка должна стать в современном цивилизованном обществе всеобщей, поскольку это действительно единственное общедоступное средство, позволяющее любому из нас освоить основы современной культуры через чтение литературных произведений, в основном художественных.

Зачем нам на протяжении всей жизни нужно постоянно постигать духовную культуру человечества через литературно-художественные тексты?

На этот вопрос недвусмысленно дает ответ Н.Н. Светловская: «…Развитие – это процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Кроме того, особенность этого процесса состоит в том, что, прекратив усилия, направленные на саморазвитие, ни один человек не может сохранить тот уровень осмысления мира, в том числе и себя самого, которого он достиг, т.к. остановка в саморазвитии – это начало духовного опустошения и медленной деградации.  Ведь жизнь развивается постоянно, а литературные произведения всегда тесно связаны с эпохой, т.е. с тем временем, когда жил и живет автор. Хороший писатель в своих произведениях отражает саму жизнь, ее закономерности, тенденции, и даже нередко предвосхищает будущее» [5: с. 17–18].

Читатели художественно-литературных произведений, особенно учителя начальных классов, просто обязаны помнить, что художественная литература – это не только искусство слова. Художественная литература – это еще (а может быть – для начинающего жить человека – прежде всего!) и форма общественного сознания. И для решения вопроса об истинной значимости русской художественной классики отмеченное обстоятельство является важнейшим, т.е. базовым. И вот почему.

Из философии известно, что человечеством выработано немало форм общественного сознания: это и наука, и право, и мораль, и религия, и социально-политические теории. И все эти формы предлагают нам, людям, системы взглядов на мир (или какую-то его часть) и на нас самих.

Создатели художественной литературы – это, естественно, тоже люди, и ни одно художественно-литературное произведение на земле не написано вне времени и пространства. А писатели-классики особо одарены не одним лишь литературным талантом. Они непременно к тому же прекрасно образованы. Они лучше всех – глубоко, как профессионалы, знают язык своего народа и его жизнь. Им хорошо известны те системы взглядов на мир, которые существовали и существуют. И они, выбирая объекты приложения творческих сил, чаще интуитивно, чем осознанно, но безошибочно, всякий раз выбирают для себя те направления, течения, стили, которые, по их внутреннему убеждению, помогают им оптимально изобразить и выразить в своих художественно-литературных произведениях то, чего они не могут не передать современникам и потомкам как «правду жизни».

Какую же «правду жизни» всегда утверждала и сейчас продолжает утверждать русская классическая литература? И почему эта «правда» по форме и содержанию, видимо, несколько иная, чем художественная литература других стран и народов?

Если говорить коротко, специфика формы и содержания русской художественной классики обязана двум объективным факторам, определяющим русскость: один фактор – это «загадочная русская душа», или христианская сущность русского мировосприятия; другой, – несоразмеримое ни с чем богатство русского языка (а значит, и богатство мысли, богатство возможностей осмысления себя и мира при его анализе и изображении).

Рассматривая вопрос о русской литературе, следует опираться на рассуждения двух авторов-исследователей – талантливейшего литературного критика XIX века В.Г. Белинского и нашего современника Ф.И. Сетина.

Исследуя значение терминов словесность, письменность, литература (в статье «Общее значение слова «литература») В.Г. Белинский весьма мудро и почти неоспоримо соотнес их с тремя основными периодами в истории развития народного сознания, выразившихся в слове.

Появление словесности (первый период) знаменует собой, с его точки зрения, у любого народа формирование такого типа народного сознания, как способность к исследованию «кусков жизни» путем художественного вымысла [1]. Если принять во внимание, что художественный вымысел – это общая основа любого творчества (всех жизненно важных открытий и изобретений!), нельзя не понять значимость развития в народном сознании способности к художественному вымыслу как методу познания и преобразования окружающей действительности и прежде всего – для становления человеческого анклава как народа, его традиций, его государственности, его судьбы. Поэтому-то ни один народ просто не может не иметь словесности, хотя может быть надолго лишен письменности.

Богатую традицию УНТ (дописьменной поэтической словесности) имеет и русский народ. Для него в это время особенно значимы были разные виды героических песен, сказания и былины – специфически русская форма выражения исторического сознания русского народа IX-XIII вв., первоначально именовавшиеся поэмами и сказками богатырскими. А богатырь для наших предков, – это не просто необычный силач, не только смелый, удачливый воин; это защитник Отечества, сам ищущий тех, кто несет Родине и ее людям зло, чтобы уничтожить его, и совершающий доблестные воинские подвиги во имя спокойствия земли Русской… Словом, русский богатырь – это народный идеал, сверхъестественными усилиями уничтожающий зло, чтобы уничтожив зло, утвердить силу и славу добра.

На письме же (второй период развития народного сознания) каждый народ стремится из всего пережитого им закрепить тот опыт, которого, как ему кажется, просто нельзя не передать потомкам. Для славян (в том числе и для наших предков) «достойным предать письменам» прежде всего оказалось (как считает В.Г. Белинский – Н.С.) христианское мировосприятие, поскольку (а такая точка зрения доминировала в XIX веке) дошедшие до нас книги как общественное достояние пришли к нашим предкам вместе с христианской верой. Книги сразу стали восприниматься нашими предками неотъемлемой частью христианской веры, т.е. как нечто «правильное», святое, священное, в связи с чем авторитет письменного слова искони считался на Руси непререкаемым (вспомните русскую народную пословицу: «Что написано пером, не вырубишь топором!..»). Это тоже особенность русского мировосприятия.

Во второй половине 19 века («по Белинскому» – третий период развития народного сознания) наша родная русская литература начала восприниматься русским обществом как вид духовного самосознания, как форма народной памяти, без опоры на которую стать русским человеком просто нельзя, потому что в ней аккумулировались, сохранялись и пропагандировались для грядущих поколений все важнейшие нравственно-эстетические ценности, составляющие  стержень русской духовной культуры, заложенный тысячелетней историей нашего народа, или, как говорят теперь, русский менталитет.

Этот менталитет, по мнению Ф.И. Сетина, состоит в следующем: «Любить ближнего и все живое на земле; душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания; накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь; не обижать вдов и сирот, детей и стариков; относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится; ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро); считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни); бояться лжи, лени, злословия – подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков» [2: с. 35].

К сказанному Ф.И. Сетиным необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков в сущности русский народный идеал…

Хорош ли он? Думается, что хорош!.. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществом реализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки любым из нас, в том числе и писателями. Вот почему настоящая русская литературная классика – это литература подвижническая, светлая, ищущая, вселяющая надежду на победу Добра над Злом.

И, утверждая свой веками выработанный народный идеал, русская классика несет миру веру в Добро, Любовь, Истину в то, что праведно пережитые беды, лишения и потери не напрасны; что они обязательно дадут долгожданные и нужные всходы: «Сейте разумное доброе вечное! Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ…». Потому-то и «поэт в России», если он настоящий поэт, всегда «больше, чем поэт» … Он – прежде всего и непременно – гражданин своего Отечества и Сын Человеческий…

 

Литература

  1. Белинский В.Г. Общее значение слова литература // Собр. соч. в 3-х томах. Под общей редакцией Ф.М. Головенченко. Том II. – М.: ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, 1948. – С. 84–117.
  2. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х – 1-я половина XIX в. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
  3. Светловская Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Детская литература в современной начальной школе. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 193 с.
  4. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2024. – 218 с.
  5. Пиче-оол Т.С. Знать и помнить: Взгляд на истоки Отечественной литературы: Монографический очерк с хрестоматийным материалом. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. – 2006 с.

 

http://izvestia-ippo.ru/t-s-piche-ool-zachem-na-protyazhenii-vsey-zh/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *