Т.И. Зиновьева | ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Московского городского педагогического университета

E-mail: zinovievat@mgpu.ru

 Статья посвящена проблеме реализации ресурса поликультурной личности педагога для достижения цели формирования у обучающихся основ гражданской идентичности. Рассматриваются возможности подготовки поликультурного педагога в рамках магистерской программы «Начальное образование в поликультурном социуме», созданной на основе интеграции национальных систем высшего образования Российской Федерации и Республики Казахстан.

Потребности современного российского общества в воспитании гражданина Российской Федерации (далее – РФ) нашли отражение в установках нормативно-правовых актов системы образования, наиболее значимым из которых является Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО).

Во ФГОС НОО третьего поколения формирование гражданской идентичности обучающихся предстает в статусе цели образования, трактуется как «составляющая социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения» [4: с. 1]. Достижение этой цели согласуется с таким положением стандарта: «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации» [4: с. 2].

Особенности реализации стандарта, достижения названной цели образования в реалиях современной России обусловлены поликультурностью современного российского общества как его ярчайшей характеристикой [3: с. 3].

В научном описании категория поликультурности рассматривается с разных точек зрения: в одном случае преобладает аспект этнической «инаковости», национальных различий, в другом случае в центре внимания исследователей оказывается уникальная, самобытная личность человека. Стоит констатировать тот факт, что все аналитики имеют единую позицию, настаивая на необходимости специальной подготовки подрастающего поколения – детей и молодежи – к жизнедеятельности в условиях культурно-языкового многообразия, что особенно значимо для системы профессиональной подготовки будущих учителей, которым предстоит именно в поликультурной среде осуществлять работу по воспитанию гражданина современной России [1].

Сказанное актуализирует понятие «поликультурная личность». Вслед за Ю.В. Агранат, категорию поликультурной личности мы трактуем как личность, которая является субъектом полилога культур, имеет активную жизненную позицию, обладает развитыми чувствами эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире с представителями разных культур, способна к самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурно-языкового многообразия социума [1: с. 5].

Категория «поликультурная личность педагога» в публикациях современных исследователей (Ю.В. Агранат, С.П. Анзорова, Н.М. Ахмеров, С.А. Хазова) закрепила за собой статус ведущего фактора гармонизации поликультурной образовательной среды, успешного решения задач воспитания обучающихся. «Через призму» поликультурной личности педагога просматривается структура его профессиональной компетентности, в рамках которой исследователи выделяют компоненты: когнитивный, включающий знания, обеспечивающие успешную жизнедеятельность; мотивационно-ценностный, включающий представления о наиболее значимых ценностях; деятельностный, включающий умения взаимодействия, коммуникации; наконец, этнокультурный, предусматривающий уяснение собственной этнокультурной идентичности во взаимосвязи с самосознанием гражданина России, с ощущением связи с народом, с многонациональным российским социумом [1].

Поликультурный педагог, будучи гражданином, толерантен, он способен принимать и проявления «иного» (языка, ценностей, традиций, быта), и стремление ученика сохранять особенности, свойственные его семье, близким. Подобная толерантная позиция педагога позволяет удерживать межличностные отношения учеников в поликультурном классе в режиме принятия, доброты [1].

Подготовка такого учителя-профессионала требует от научно-педагогического сообщества высшей школы объединения усилий, переосмысления настоящих образовательных результатов, модернизации моделей построения программ, отвечающих вызовам поликультурного социума, изучения опыта педагогических вузов России и других государств [2; 3: с. 4].

Определив задачу разработки программ подготовки педагога поликультурной школы, мы обратились к принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», выделили следующий принцип: «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [5: с. 6].

Идея интеграции национальных систем высшего образования нами рассматривается как весьма продуктивная и перспективная, поскольку позволяет объединить опыт организации подготовки педагогических кадров современных поликультурных государств, имеющих общую историю, традиции, общий язык. Эта идея получила воплощение в совместной деятельности преподавателей педагогических вузов Российской Федерации и Республики Казахстан, а именно – Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета и Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета им. Абая. Объединенным коллективом преподавателей разработана и представлена для осуществления в обоих университетах набора в 2024 году совместная образовательная программа магистратуры «Начальное образование в поликультурном социуме» [3].

Концепция проектирования программы «Начальное образование в поликультурном социуме» претендует на представление следующих стратегических установок подготовки педагога начального образования к работе в поликультурном социуме: системно-модульный и рефлексивно-деятельностный подходы к проектированию и реализации образовательной программы; принципы управления образованием демократического, гуманистического, межкультурного и общественно-государственного характера; поликультурная модель содержания образования и совокупность форм, методов, средств организации образовательного процесса в расширенном контексте культур Российской Федерации и Республики Казахстан.

Системно-модульный подход к построению образовательного процесса позволяет разработчикам программы «Начальное образование в поликультурном социуме» создать гибкие, автономные учебные модули, образовательный результат которых отвечает государственному заказу Российской Федерации и Республики Казахстан, интегрирует научные и прикладные достижения обоих государств в области начального образования и подготовки учителя, выдвигает требования к формированию поликультурной личности современного педагога, обладающего необходимыми компетенциями для работы с обучающимися.

Рефлексивно-деятельностная основа организации образовательного процесса по программе «Начальное образование в поликультурном социуме» позволяет создать условия для воплощения идей академической мобильности, вариативности и диалога культур, способствует реализации образовательных потребностей и профессиональных амбиций студентов-педагогов.

Открытая образовательная среда программы, полноценное взаимодействие в рамках программы культур обоих государств определяют специфику проявления названных выше принципов. Так, принцип демократического, общественно-государственного характера управления образованием создает толерантную, высоконравственную образовательную среду. Принцип гуманистического характера образования инициирует проявление национального культурного кода обучающегося, а также запускает процессы культурного личностного обмена, взаимодействия субъектов учебного процесса.

Модель содержания образовательной программы «Начальное образование в поликультурном социуме» представлена системой модулей, направленных на формирование у студентов компетенций в научно-исследовательских, психолого-педагогических и предметно-методических областях профессиональной подготовки педагога начального образования поликультурной школы.

Важной особенностью модели является интеграция в каждом модуле культурного наследия, научного потенциала и ярких образовательных практик Российской Федерации и Республики Казахстан. Учебная, научно-исследовательская и производственная деятельность будущих педагогов начального образования в магистратуре происходит в контексте ориентации студентов на поликультурные проявления современной образовательной среды: духовные ценности, культуру, нормы и традиции общения, менталитет.

Содержательный поликультурный контекст задают, например, курсы по выбору «Полиязычное образование: теория и практика», «Теория и практика языкового и литературного образования в поликультурной начальной школе», «Международная система оценки качества образования» и др.

Специфическими формами и методами реализации программы «Начальное образование в поликультурном социуме» являются внедрение в образовательный процесс тренинговых занятий по развитию межкультурной коммуникации студентов, групповое проектирование. Важно отметить: к названным образовательным активностям привлекаются преподаватели и студенты университетов Российской Федерации и Республики Казахстан, что позволяет погружать магистрантов в реальную поликультурную среду разных стран.

Программой предусмотрена последовательная и системная реализация технологии дистанционного обучения, например, в рамках видеопрактики, подразумевающей демонстрацию студентам видеозаписи уроков, а также различных образовательных событий обоих государств. Материалы видеопрактики могут изучаться студентами самостоятельно или обсуждаться в рамках аудиторных практических занятий. Усиливают поликультурное пространство гибридно-интегративные формы организации образовательного процесса: виртуальный дискуссионный клуб, видеоконференции, видеолекции.

Реализация магистерской программы «Начальное образование в поликультурном социуме» позволит подготовить педагогов, обладающих высоким интеллектуально-творческим потенциалом, способных гармонично интегрироваться в поликультурный социум и эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, являющимися представителями разных культур и этносов, успешно решая при этом профессиональные задачи и достигая высоких результатов в гражданском воспитании обучающихся.

 

Литература

  1. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2009. – 24 с.
  2. Зиновьева Т.И. Обновление подготовки педагогических кадров // Начальная школа. – 2023. – №9. – С. 75–77.
  3. Савенков А.И. Начальное образование и подготовка учителя в поликультурном социуме / А.И. Савенков, А.С. Львова, З.И. Зиновьева // Начальная школа. – 2024. – №1. – С. 3–
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: 2021. – 59 c. URL: https://clck.ru/34gc9q (дата обращения 02.02.2024).
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-1/statja-3/ (дата обращения: 25.12.2022).

 

http://izvestia-ippo.ru/t-i-zinoveva-polikulturnaya-lichnost/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *