Т.А. Големинова | К ВОПРОСУ О ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ И ОСНОВАМ  ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа №2033»;

магистрант Московского городского педагогического

университета

E-mail: tanyshka200017@mail.ru

 

 В статье представлена программа реализации обучения, посвященного овладению учениками поликультурной начальной школы речевым этикетом и основами гражданской идентичности. Указаны принципы и подходы осуществления обучения младших школьников речевому этикету в аспекте, названы задачи, раскрыто содержание обучения.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса начальной школы (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Примерная основная образовательная программа) содержит установки на формирование у обучающихся основ гражданской идентичности в форме осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России. У школьников должно быть сформировано чувство сопричастности и гордости за свою страну, за свой народ, его историю, обучающиеся должны осознать ответственность за благополучие своей семьи, страны. Важный аспект такой ответственности – речевое поведение школьников, которые должны научиться вести вежливый диалог, создавать высказывание в зависимости от целей и ситуаций общения, соблюдая при этом языковые нормы и правила речевого этикета [4].

Выделенная проблема нашла отражение в трудах современных методистов (А.А. Акишина, Т.И. Зиновьева, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик), которые указывают, что освоение правил вежливой коммуникации позволяет детям познать отдельные аспекты приобщения к традиционным социокультурным ценностям своего народа, овладеть эталонами коммуникативно-речевого поведения, свойственными социуму среды проживания, ощутить ответственность за свои речевые поступки, поведение. Использование словесных единиц этикета и правил коммуникации во взаимодействии детей с окружающими его сверстниками и взрослыми обеспечивает гармонизацию коммуникативного поля, положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка [2: с. 375].

Решение названных задач в условиях поликультурной среды современной начальной школы связано с разработкой специальной программы, которая, во-первых, должна быть ориентирована на формирование у учеников поликультурной начальной школы представлений и умений речевого этикета, значимых для овладения основами гражданской идентичности; во-вторых, должна учитывать достижения лингвистической и методической наук, в-третьих, опираться на соответствующие ресурсы, имеющихся в современных учебно-методических комплексах по русскому языку.

В качестве важнейших идей программы обучения школьников речевому этикету и формирования у них основ гражданской идентичности мы избираем аксиологический и партисипативный подходы и принцип ориентации на идеал.

Аксиологический (ценностный) подход в обучении речевому этикету в аспекте овладения школьниками основами гражданской идентичности предполагает воспитание уважительного отношения к правам, свободам, обязанностям человека, усвоение общечеловеческих ценностей (к коим в рамках анализируемой проблемы мы относим культуру общения), становление этического сознания и нравственных чувств [2: с. 377]. Следует отметить, что в Примерной основной образовательной программе данный подход заявлен в статусе ключевого принципа духовно-нравственного развития и воспитания [4].

Партисипативный подход в обучении предполагает реализацию демократических ценностей и построен на осознании учеником себя свободной личностью, способной на самостоятельный выбор собственной стратегии межличностного общения, коммуникации в поликультурном социуме [2: с. 377].

Принцип ориентации на идеал выбран на том основании, что он значится ключевым в духовно-нравственном воспитании и является общим образцом речевого поведения, уместного использования единиц речевого этикета. Внедрение данного принципа в нашу работу поможет выделить способы осознания ценности вежливого, уважительного общения, а также способы адекватного решения коммуникативно-речевых задач [3: с. 78].

При разработке программы обучения избраны взгляды Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, согласно которым понятие «программа обучения» трактуется как «средство обучения и инструктивно-методический документ, определяющий содержание и объем знаний, навыков, умений, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения» [1: с. 223].

Обратимся к вопросу структуры и содержания программы обучения, посвященного формированию у учеников поликультурной школы умений речевого этикета, значимых для овладения основами гражданской идентичности.

Программа включает пять блоков (например, уроков или занятий кружка).

Первый блок программы – «Вежливость вокруг нас» – посвящен формированию у учеников поликультурной начальной школы представлений о вежливом общении: «этикет», «речевой этикет», «вежливость», «общение». Содержание урока направлено на уточнение и обобщение базовых знаний и соответствующих умений учащихся, которые необходимы для понимания младшими школьниками основ обучения речевому этикету.

Второй блок программы – «Диалог» – посвящен формированию у учеников поликультурной начальной школы представлений о том, что такое «диалог», «этикетный диалог».

Третий блок программы – «Правила общения в повседневной жизни» – посвящен формированию у учеников поликультурной начальной школы представлений о том, как именно нужно общаться с окружающими людьми, умению выбирать речевую формулу, адекватную ситуации общения.

Четвертый блок программы – «Слова вежливости» – посвящен формированию у учеников поликультурной начальной школы представлений о многообразии и необходимости использования «вежливых» слов и умение выбирать необходимые «вежливые» слова, адекватные ситуации общения.

Пятый блок программы – «Турнир знатоков вежливости» – посвящен повторению и обобщению умений и представлений у учеников поликультурной начальной школы в области использования речевых этикетных формул.

Относительно каждого блока в программе названы ведущие методические приемы, формы работы: анализ речевых ситуаций; решение коммуникативных задач; разыгрывание (инсценирование) речевых ситуаций; беседы нравственно-этического характера; работа в паре (в малой группе); анализ образцов культуры речевого поведения с использованием художественной литературы.

 

Литература

1.Азимов Э. Г. Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Русский язык, 2018. – 469 с.

  1. Зиновьева Т.И. Обучение речевому этикету // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т.И. Зиновьева [и др.]; под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 374–381.
  2. Зиновьева Т.И. Профессиональная готовность педагога к работе по формированию культурной идентичности обучающихся // Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования: сборник научных трудов / Л.В. Ассуирова, Ж.В. Афанасьева и др. [и др.]; сост. и отв. ред. Т.И. Зиновьева. – М.: МГПУ, 2018. – С. 77–86.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

 

http://izvestia-ippo.ru/t-a-goleminova-k-voprosu-o-programme-o/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *