Сурьева Ю.В., Кинчак А.Д. | ФОРМИРОВАНИЕ КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК: 371.322.3

Сурьева Ю.В., студентка 3 курса ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

e-mail: yulya.sureva@mail.ru

Кинчак А.Д.,  студентка 3 курса  ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

e-mail: anastasia.kinchak@yandex.ru

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

 

В статье обосновывается необходимость расширения кругозора учащихся начальных классов, а также формирования ценностного отношения к человеческой жизни. В качестве средства проведения результативной работы в данном направлении предложено обращение к репродукциям картин на уроках окружающего мира. Приводятся примеры организации работы с репродукцией в начальной школе.

В эпоху информатизации поток новых знаний настолько велик, что современному человеку сложно выдерживать их напор. Для духовной жизни остается все меньше времени. В этой связи остро стоит вопрос о необходимости увеличивать роль духовной культуры в образовании и становлении личности ребенка, так как она является единственным средством сохранения памяти о великих людях, которые могут быть для нас образцом, об исторических сражениях и событиях, произошедших в нашей истории. Сохранение культурного наследия народа является важной составляющей развития человечества [1].

ФГОС НОО направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [3].

Ключевыми особенностями развития духовного потенциала младших школьников являются организация духовно-нравственной образовательной среды, полноценное изучение изобразительного наглядного материала в образовательной организации, формирование умений взаимодействовать друг с другом при ознакомлении с новой информацией. Основной целью на уроке окружающего мира становится создание условий для духовно-нравственного развития младших школьников. На данный момент это можно считать главным вопросом для развития исторического и культурного потенциала нашего общества.

На данный момент кругозор у современных детей может быть назван довольно узким. Современные школьники все больше проводят свободное время в различных гаджетах, живое общение заменили социальные сети, а посещение выставок и галерей перешло в виртуальную реальность (если вообще существует). Для ученика начальной школы важно прочувствовать образовательный материал, воспринимать его с помощью органов чувств. Учащиеся гораздо реже стали обращаться к изобразительным картинам, например, понимать их историческую ценность.

Нужно отметить, что сейчас все реже на уроках окружающего мира и учителя начальных классов обращаются к важным историческим событиям через картины, а потенциал этого наглядного средства трудно переоценить. Задачей нашего общества является умение научить учеников видеть, наблюдать за окружающим миром, чувствовать связь с предками. Обращаться к картинам с великой историей – удобный путь, ведь именно на уроке окружающего мира можно научить ученика чувствовать историческую и эстетическую ценность картины и философскую глубину обобщения.

Формирование ценностного отношение к истории, сохранение в памяти подвигов великих личностей, существенно меняет мировоззрение учеников. Возможность изучения исторических событий через картины позволяет организовать процесс культурного осмысления духовных, жизненных и материальных ценностей.

Многие объекты окружающей действительности вызывают интерес в ученике начальных классов, что соответствует психологическим особенностям этого возраста. В это время целесообразно больше времени уделяться воспитанию в человеке чувства эстетики и умения видеть прекрасное и значимое в исторических картинах.

Какие же трудности у педагога могут возникнуть при организации общения детей с иллюстративным материалом в виде репродукций картин? Как показывают наблюдения, методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям, не исключена такая точка зрения, что работа с иллюстрациями на уроке неэффективна и формальна. Вместе с тем, с помощью привлечения репродукций живописных полотен в качестве иллюстраций можно развивать у учащихся наглядно-образное мышление, а также помогать осваивать практические навыки. Но нам важно, что предъявление репродукции картины и правильно выстроенная работа на уроке не только позволяют повысить интерес к уроку и яснее представить материал темы, но и повлиять на кругозор учащихся в смысле его расширения.

Один из компонентов восприятия и оценки художественного произведения – это первичное восприятие. Помимо анализа сюжета и образа первичного понимания произведения нельзя забыть про восприятие и анализ символического ряда картины, соотнести воспринятый образ с собственным опытом, воспоминаниями или просто знаниями, осознание личностного смысла произведения, а также выработку оценочного суждения.

Прежде всего важен выбор полотна и осознание учителем его потенциала для развития школьника. Значительное место в предмете «окружающий мир» занимает тема Отечественной войны 1812 года. Предложим пример работы с репродукцией картины одного из наиболее известных художников-баталистов Василия Васильевича Верещагина «Конец Бородинского сражения» (1890-1899). Предлагаем выстроить эвристический диалог с учащимися на материале этой картины с ориентацией на формирование кругозора, ценностного отношения к жизни человека.

Этап знакомства с картиной сопровождают вопросы, предполагающие ответы репродуктивного типа.

Что изображено на полотне? На этот вопрос ученик может ответить односложным предложением, ведь ответ заложен в названии.

В каком году написана эта картина? Василий Васильевич Верещагин творил это произведение с 1899 по 1900 год. Данную информацию ученики должны запомнить при знакомстве с художником.

Как бы вы назвали картину? Ответом на этот вопрос дети должны предложить свои варианты названия картины.

Как называется головной убор, который поднимает солдата справа? Изучая исторические детали, а также литературное произведение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова ученики должны знать, что головной убор, изображенный Верещагиным на переднем плане, называется шлемом («драгуны с конскими хвостами…»).

Второй этап – другого типа вопросы, которые можно назвать «тонкими», потому что они предполагают осмысление, сравнение, анализ.

Как ты считаешь почему солдаты кидают шапки вверх? Ученик в ходе размышлений приходит к выводу, что шапки кидали с чувством радости, отмечая победу.

Почему художник выбрал именно такие тона? Здесь речь пойдет о таком важном художественном приеме, как выбор цветов, с помощью которых художники передают главное – настроение полотна.

Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картину? Хотелось бы от каждого ребенка услышать ответ о чувствах, которые он испытывает при обращении к этому произведению.

Чего стоила эта «победа»? Вопрос, на который стоит долго размышлять, раздумывать и так же хочется услышать мнение всех детей. Кто победил? Какой ценой дается победа? Эти вопросы позволят выйти на создание своего собственного речевого произведения (эссе по картине). Нужно отметить, что самая известная картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны», возможно, знакомая детям, основной идеей близка полотну «Конец Бородинского сражения». На последнем из них представлен весь ужас смерти, смешения тел человеческих и лошадиных, невозможность разобрать, где свои солдаты, а где враг, неестественность поз. Эти размышления и чувства позволяют формировать не только кругозор ученика, но и ценностное отношение к человеческой жизни.

Предложенный формат работы можно предложить учителям начальной школы и основной. Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся, а также позволяет совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся [4].

Литература

  1. Боровская, Е.Р. Основные подходы к формированию культурной идентичности обучающихся // Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования. М: Экон-Пресс, 2018. – С. 194-203.
  2. Саплина, Е.В. История в начальной школе // Преподавание истории в школе. Архив статей. [Электронный ресурс] URL: https://pish.ru/blog/archives/144 (дата обращения 01.11.2020)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2019. – 53 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Шафронская, Е. С. Организация сотрудничества на уроках окружающего мира в процессе развития коммуникативной культуры младших школьников. // Научный поиск: Первые шаги. – 2019. – С. 118-122.

The article substantiates the need to expand the horizons of primary school students, as well as the formation of a value attitude to human life. As a means of carrying out effective work in this direction, it is proposed to refer to reproductions of paintings in the lessons of the surrounding world. Examples of the organization of work with reproduction in primary schools are given.

Keywords: the world around us, spiritual and moral development, Outlook, potential, illustrative material, primary school, Junior school student.

http://izvestia-ippo.ru/sureva-yu-v-kinchak-a-d-formirovanie-kr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *