Сухова Е.И., Краснова А.Д. | НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Сухова Е.И., доктор педагогических наук, профессор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета 

Краснова А.Д., воспитатель ГБОУ Школа №1679

anchoysik1992@mail.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

Развитие духовно-нравственных основ образования, интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры, формирование гражданской ответственности и осознание дошкольником и в дальнейшем учащимся, и его родителями, духовного смысла служения Отечеству, приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума – все эти задачи в воспитании дошкольника выступают элементом позитивной социализации.

Вопросы нравственного воспитания и социализации ребенка дошкольного возраста тесно связаны между собой.

Современный дошкольник находится в перенасыщенном информационном пространстве, тем самым социализация приобретает информационный характер. Источники информации, такие как телевидение, радио, интернет, мультимедийные игрушки, художественные произведения транслируют нормы и модели поведения детям, которые не могут к ним критически относиться. Информационное пространство является новым институтом социализации дошкольника, влияя на его личностное развития, определяя основные ценности и линии коммуникации. Социализация современных детей дошкольного возраста происходит в результате информационной социализации как одного из видов социализации, и требует пристального внимания со стороны исследователей.

Применение медиапространства в работе ДОУ/ДОО, игровых заданий, медиатворчества на разных уровнях образовательного пространства имеет ряд преимуществ:

— быстрое формирование навыков усвоения информации;

— развитие речи и других психических процессов;

— профилактика медиазависимости;

— раскрытие творческих способностей дошкольников;

— и самое важное – дает возможность для формирования медиаграмотности, что является первостепенной защитой от негативного воздействия информационного потока.

Исходя из новых условий развития общества, очевидно, что роль медиапространства, а вместе с ним сетевых медиа в процессе медиаобразования детей дошкольного возраста высока.

Современные дети успешно осваивают медиапространство. Так у дошкольников ГБОУ Школа № 1679 по опыту автора исследования существуют определенные медиапредпочтения: дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.). Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей.

Просмотр мультфильмов в настоящее время стал одним из самых распространенных занятий для детей, вытеснив традиционные формы детской деятельности. Мультфильмы сегодня являются одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и нормах их поведения. Следует подчеркнуть, что дети не просто воспринимают ту или иную видеоинформацию, они формируются и развиваются в атмосфере определенной детской субкультуры, созданной взрослыми. Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают влияние на становление личности ребенка. На семинаре, организованном Центром игры и игрушки в 2017 году было отмечено, что 80,8% всех телепросмотров у дошкольников занимают именно мультфильмы [3, с. 166]. Примерно 72% современных детей начинают смотреть мультфильмы с одного года. Продолжительность просмотра в большинстве случаев — от получаса до одного часа, в тоже время 39% детей смотрят мультфильмы — от 1 часа до 1,5 часов в день.

Психофизиологические исследования показали, что через 3-5 минут после начала просмотра мультфильмов у дошкольников наблюдаются изменения ЭЭГ, которые характерны для дезорганизации корковых процессов. Состояние перевозбуждения зрительного анализатора коры головного мозга может стать причиной нарушений сенсорной интеграции поступающей в мозг информации, при этом в основном страдают зрительный, слуховой, тактильный и двигательный анализаторы. Это ведет к тактильным нарушениям, потере чувства локомоции и искажению восприятия своего тела. Потеря чувства фронтального пространства становится причиной неусидчивости и гиперподвижности [3, с. 168]. Если ребенок активно смотрит мультипликационные фильмы, то он быстро считывает стандартные модели поведения в широком диапазоне моральных конфликтов, соответственно формируются социальные установки, осваиваются эмоциональные и новые типы поведения путем моделирования поступков героев мультфильмов.

Очень часто герои мультфильмов становятся героями игр дошкольников. При этом содержание мультфильмов оказывает влияние на игровую деятельность: либо стимулирует ее, либо разрушает. Непонятность сюжета, высокая скорость предъявления событий, обилие диалогов и монологов персонажей снижает степень вовлеченности дошкольника в просмотр мультфильма, уровень понимания происходящего на экране. В итоге, игровая деятельность по сюжету сводится в простому предметному манипулированию и разрушает коммуникативный процесс отрывочными высказываниями. Мультфильмы, в которых доминируют агрессивные действия и вербальная агрессия, стимулируют агрессивные игровые действия детей и ненормативные высказывания. Мультфильмы с адекватными сюжетами для дошкольников стимулируют достаточно продолжительную и содержательную игровую деятельность: такая игра может представлять собой новый способ освоения детьми социальных отношений [2, с. 82].

Е.О. Смирнова и М.В. Соколова провели экспертный анализ мультипликационных фильмов на основе трех аспектов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Психологи, педиатры и ВОЗ настаивают на том, что до 3-х лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Поэтому маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. После 3 лет возможно полноценное восприятие художественного текста детьми. Книги и мультфильмы могут и должны войти в жизнь ребенка. Е.О. Смирнова и М.В. Соколова выделили для детей 3-4 лет наиболее приемлемые мультипликационные сказки: В. Сутеев («Снеговик-почтовик») и Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкино»). Продолжительность произведения должна быть 10-15 мин. Основные характеристики произведений для младших дошкольников: простые короткие сюжеты, сказки с повторяющимися действиями и связанные с семейным укладом (включая его нарушение); главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники; однозначные по своей модальности эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная вовлеченность в знакомые ситуации; герои — дети или детеныши сказочных животных, активно действующие, задающие образцы простых правил.

Основные характеристики произведений, адекватных дошкольному возрасту: по тематике разнообразные сказки (народные и авторские), по сюжету — связанные с общением и с различными отношениями между персонажами, с центральной темой — мир людей или мир антропоморфных животных с их конфликтами и разрешением. Все эмоции связываются с отношениями героя и другими персонажами [1, с. 100].

Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подходят такие произведения как «Котенок по имени Гав», «Чебурашка», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и др. Тематикой произведений могут быть развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания, с шутками и подтекстом. Эмоциональные состояния героев могут быть полимодальными и амбивалентными. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей [3, с. 168].

Тем не менее основой формирования нравственного опыта являются не современные мультфильмы, а народное творчество, произведения искусства русского народа. Одним из произведений русского искусства является русский народный костюм, который является визитной карточкой нашей страны. Русский костюм – образец гармонии цвета и линий. Дошкольникам он знаком из русских сказок.

Просмотр детьми ГБОУ Школа № 1679 старых отечественных кинолент «Морозко», «Финист ясный сокол» и других фильмов дает бесценный опыт знакомства детей с русской культурой, русским костюмом. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам позволяет наглядно обогатить знания детей о русской одежде. Автор статьи, во время чтения сказок А.С. Пушкина, знакомит детей с художником-иллюстратором Иваном Яковлевичем Билибиным. Его иллюстрации декоративны, с достоверной точностью передают особенности одежды и предметов. Просмотр презентаций также наглядно дает знания детям о русском костюме и быте русского народа

Практическая деятельность автора в рамках опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ Школа № 1679 строится также на понимании важности роли русских народных сказок в нравственном воспитании детей 5-6 лет как элемента позитивной социализации

С целью эффективного формирования нравственных чувств у старших дошкольников в ГБОУ Школа № 1679 при создании развивающего пространства в групповых комнатах учитывается возраст детей и ведущую роль игровой деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к книгам со сказками, игрушкам, играм, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно выбрать сказку и заниматься интересным для него направлением деятельности с использованием русской сказочной тематики. Размещение оборудования и дидактических материалов с использованием русских народных сказок осуществляется по зонам (книжная зона, театральная (кукольно-игровая) зона, медиа-зона (с аудио- и видеоматериалом)), что позволяло детям объединиться для игр по общим интересам и заниматься интересным для них направлением. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к разнообразным настольно-печатным играм, поэтому мы дополнили их ассортимент (например, «Театр настроений», «Угадай сказку», настольный кукольный театр, а также беседы по картинкам со сказками, Лото «Сказочные герои»).

Также в работе с детьми активно используется такая игровая форма работы как телепередача «В гостях у сказки». Дети рассказывали знакомые им русские сказки и сказки, придуманные ими. А чтобы детям было интересно рассказывать, а другим слушать — был сделан «телевизор». Тем самым дети могут почувствовать себя в роли ведущих, при этом активно дают оценку поступкам героев во время просмотра таких «телепрограмм».

Формирование нравственных чувств в работе с русской народной сказкой у старших дошкольников должно быть комплексным, т.е. участие в этом процессе должны принимать и воспитатель, и родители, и сами дети.

Задачи для педагогов:

— создать предметно — развивающую среду, способствующую развитию речи дошкольников через ознакомление с русской народной сказкой.

— воспитывать у дошкольников интерес к художественной литературе;

— формировать желание детей участвовать в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки, проводим совместно с родителями. Деятельность родителей заключается в том, чтобы:

— воспитывать у детей любовь к сказкам;

— развивать традиции чтения в семье;

— формировать желание участвовать в проектах ДОО (в создании книжек-малышек по русским народным сказкам; в пополнении театрального уголка).

Особое внимание родителям следует уделять чтению сказок детям на ночь). Русские народные сказки являются самыми традиционными в этом смысле: переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни был широк выбор в книжных магазинах изданий современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно русские народные сказки, сказки классиков русской литературы.

Практикой автора статьи выработаны следующие рекомендации родителям: слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слышать, прежде всего, мамин голос. Старайтесь, чтобы интонация и тембр голоса излучали тепло и вызывали приятные ощущения. Подключите все чувства ребенка. Показывайте пальцем на картинке в книге и называйте их.  Кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть, таким образом, с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Совместно с родителями пополняем библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Родители, у которых сохранились книги их детства, принесли их в группу. Вместе с ними пополняем театральный уголок пальчиковым театром.

Понимание того, насколько эффективной может быть сказка в формировании нравственных чувств у дошкольников, может дать только диагностическое исследование — при совместной оценке когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов, благодаря целенаправленно созданному для исследования критериально-диагностическому функционалу.

Таким образом, процесс формирования нравственных чувств в работе со сказкой у старших дошкольников должен иметь комплексный характер, в нем должна присутствовать совместная деятельность воспитателя, родителей и детей, которая проходит в игровой форме. Игровые ситуации привлекают детей в воспитательно-образовательном процессе, повышают эмоциональный фон, способствуют развитию мышления, воображения, речи и творческих способностей ребенка, а главное – нравственных чувств. А участие родителей значительно повышает результативность поставленной цели.

 

Список литературы

  1. Кабаленова Е.Ю., Трошкова Т.М., Матус А.А. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. 2015. № 1 (2). С. 99-103.
  2. Молчанова Г.В. Информационная социализация дошкольника: основные подходы и направления исследования // Психология обучения. 2015. № 12. С. 73-83.
  3. Смирнова Е.О. Семинар по изучению роли мультфильмов в жизни современных детей // Вопросы психологии. 2014. № 3. С.168.
  4. Сухова, Е.И., Шматок Л.В. Русские народные традиции как средство становления национально-культурной идентичности у старших дошкольников//Среднее профессиональное образование. – 2018. — № 5- С.34-43.

http://izvestia-ippo.ru/sukhova-e-i-krasnova-a-d-nravstvennoe-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *