Сухова Е.И., Иванова С.В. | Использование традиций русской народной культуры в нравственном воспитании дошкольников

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Сухова Елена Ивановна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,

г. Москва, Россия

E-mail: elenaivanovna.suhova@mail.ru

Иванова Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 15 «Ручеек»

г. Москва, Россия

E-mail: sveta_8607@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольников на основе народных традиций; раскрываются сущностные характеристики и особенности русских народных традиций, влияющих на формирование нравственного воспитания детей; показывается роль семьи как основы нравственного воспитания для позитивной социализации детей.

Abstract: the article deals with the problem of moral education of preschoolers based on folk traditions; reveals the essential characteristics and features of Russian folk traditions that influence the formation of moral education of children; shows the role of the family as the basis of moral education for positive socialization of children.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте является основой для приобщения детей к историческим, культурным и моральным ценностям того общества, в котором будет проходить период дальнейшего взросления, становления и развития формирующейся личности ребенка.

Поиск эффективных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста всегда приводил исследователей к историческому прошлому нашего народа, опыту воспитания с малолетства на традициях народной культуры, как действенного средства нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку без опоры на традиции невозможно ни открытие и постижение нового знания, ни радость творчества. Не даром считается, что традиционными выступают лишь те элементы народной культуры, которые доказали свою значимость для процветания людей и пользу для каждого человека, с помощью которых происходит формирование и дальнейшее развитие нравственных чувств, нравственных представлений и нравственных качеств.

Используя традиции народной культуры старшее поколение передает следующему поколению воспитанников опыт, знания, способы деятельности, ценностное и мотивационное отношение к окружающей действительности, способствует сохранению специфики русского мироощущения, русского образа жизни, формированию ценностных ориентиров при выстраивании собственной Картины Мира у детей.

Исторически складывалось так, что в традиции русской народной культуры для воспитанников не создавались специальные стерильные (искусственные) условия воспитания, а давались в полном объеме сущностные характеристики понятий о добром и злом мире, о нравственности и безнравственности, о значимости труда для развития человека, знания о борьбе со злом в себе и в окружающем мире, в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки – женщины.

Не только в русской народной традиции, но и в традиции всех народов, наций, проживавших на территории России основу нравственного воспитания должна была закладывать семья, в которой воспитывался ребенок, а общество, старейшины Рода следили за тем, на сколько каждый молодой человек/ребенок в своем формировании соответствовал и мог продолжать традиции, переданные ему старшим поколением: «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и т.п. Поэтому с малых лет дети знали неприложность традиции, состоящей в ответственности младших по заботе, уважении, почитании старших членов семьи: «Почитай старших – сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Нет дружка против одного батюшки, нет подружки против матушки».

Функции родителей, старших членов семьи в народной традиции строго регламентировались и считались законом для всех младших в семье. Старшему мужчине должны были беспрекословно подчиняться все от мала до велика. За все хозяйственные дела, в том числе воспитании детей, отвечала старшая женщина (бабушка) и/или мать. Роль отца всегда в семье доминировала, а в его отсутствии это место занимал старший сын, как хранитель домашних устоев: активный участник в подготовке младших братьев ко взрослой жизни и поддержке матери в воспитании сестер как трудолюбивых, уважительных, добропорядочных членов общества, умеющих искусно прясть, шить, вышивать, готовить, ухаживать за животными, воспитывать младших.

Русская народная традиция отводит ведущую роль отца в семье, особенно в становлении жизненной и социальной позиции детей, а мать – поддерживая строгость и авторитет отца, сохраняет прочность семейного союза.

Анализ исторических источников позволяет отметить, что с двух-трех летнего возраста ребенок, особенно мальчик, больше времени старается проводить с отцом, занимаясь какими-либо активными формами деятельности: силовые игры, рыбалка, прогулки на велосипеде, самокате, игры с мячом и т.п., когда в игру вступает мать, то она, вроде подсознательно, старается успокоить, несколько снизить активность ребенка, защитить, оправдываясь тем, что малыш может упасть, заплакать в случае неудачи и т.п.

В настоящее время значимость роли отца в семьях оказывается значительно принижена, особенно это сказывается на семьях, проживающих в мегаполисах, больших городах. Дети в этих семьях находятся под значительной опекой родителей, а когда молодые люди вырастают, они долгое время не могут справляться со своими непосредственными обязанностями во вновь созданных уже своих семьях. Частые разводы, воспитание детей в неполных семьях теперь уже никого не удивляет, а вместе с тем вырастает целое поколение «без отцов», словно «общество без власти», где формируется вседозволенность и социальная анархия. Исследователи отмечают, что устои, пример взаимодействия старших членов семьи, дети усваивают как норму и многие в дальнейшем по такому же принципу формируют свои семьи или отказываются их и вовсе создавать. Отсюда безнравственность, вседозволенность в конечном счете ведут к потери национальных корней.

В традициях русской народной культуры представлены особенности национально-психологического склада людей. Так, важным свойством личности, который отражает основные приоритеты поведения человека, выступает направленность в жизнедеятельности, имеющая безусловно альтруистический характер, скромное ограничение потребностей и осуждение накопительства, умение преодолевать препятствия, как проявление воли, стойкости, терпения и выносливости.

Важной традицией русской народной культуры, как основы нравственности людей является фольклор, который через образность языка, музыки, движений, художественно-прикладного творчества способствует с одной стороны постепенному осмыслению многозначности мира, а с другой стороны – искусству постижения русского языка. Исследователи отмечают, что сохранение традиций народной культуры безусловно способствует воспитанию чувства национальной гордости за свой народ, страну, формированию системы ценностей, отражающих принципы народа.

Приобщая детей к народным традициям, воспитатели в дошкольных организациях знакомят ребят с элементами народной культуры, например, познакомиться с особенностями женского и мужского русского национального костюм, предложить поразмышлять, с чем связаны составляющие его элементы: различные виды головных уборов (кокошники, шапки, ленты в головном уборе), длинные сарафаны и расписные рубахи, наличие фартука в женском костюме, широких шароваров у мужчин, сапожки (как мужские, так и женские) и лапти, и в каких видах деятельности они надевались и т.п. Как менялись различные одежды в зависимости от событий, к которым они были приурочены.

Ребятам можно предложить расписать (сделать аппликацию, в т.ч. с использованием отдельных видов тканей, бисера и т.п.) элементы костюмов по выбранным трафаретам и организовать выставку детских работ, фотоальбомов по тематике («Широкая Масленица», «Народная игрушка своими руками», «Яблочный спас» и др.). К этой работе можно подключить и родителей. Возможно, в семьях хранятся старинные вещи и бытовая утварь (прялка, самовар, деревянная посуда, куклы, сундучок и др.), что послужит материалами для создания народного музея с включением направлений по народной игрушке, народным промыслам и т.п. или его расширения, если такой музей уже имеется в детском саду.

В дальнейшем, в рамках образовательной практики, с детьми можно сделать проекты, например, по русским народным костюмам (промыслам, предметам быта и т.п.) и организовать со старшими дошкольниками защиту таких проектов в детском саду.

Известно, что народные традиции складывались под влиянием образа жизни, который был характерен конкретному человеческому сообществу. Так русские народные традиции формировались в единстве Человека и Природы и отличались уважительным отношением к труду, старшим, прежде всего к родителям и т.п.

Фольклорный образ охватывает и формирует в представлении детей такие понятия как Родная Земля, Мать Природа, Отечество, труд, совесть, семья и т.п. и через лирическую песню, пословицы, как кладезь мудрости и жизненных правил, народные сказки, колыбельные песни раскрывает лучшие черты нашего народа, т.е. все виды устного народного творчества, в т.ч. считалки, приговорки, скороговорки, заклички, прибаутки, небылицы, дразнилки и т.д., способствуют постепенному усвоению детьми основных нравственных канонов и сохраняют связь времен молодого поколения при вхождении в мир взрослых.

Благодаря традиции народная культура, ее нравственная составляющая позволяет оставаться живой, поддерживая во времени цепь преемственности поколений.

К сожалению, в последние годы отношение к знакомству с традициями народной культуры в дошкольных организациях сводилось лишь к развлекательным мероприятиям, забывая о том, что в основе любой традиции заложен труд, в том числе в постижении основ нравственного воспитания. Сейчас редко встретишь в детских садах, чтобы старшие дошкольники занимались коллективным трудом: мыли кукол, подклеивали книжки, приводили в порядок игровые уголки, ухаживали за растениями и т.п. Такая традиция сохранилась, пожалуй в большей степени, в сельских детских садах, где дошкольники выращивают не только цветы, но и сажают огородные культуры, ухаживают за кустарниками и плодовыми деревьями, а когда приходит время сбора овощей и фруктов их собирают вместе с родителями, педагогами и устраивают осенний праздник как было в давние времена с песнями, играми и танцами.

В то же время, отрыв человека/ребенка от созидательного труда, воспитание в нем потребителя всегда оборачивается негативными последствиями в будущем. В данном случае, задачей педагогов/взрослых является не просто знакомство дошкольников с нравственными нормами и правилами поведения, но и закрепление их в повседневной жизни в дошкольном учреждении/организации и семье. Следует учить детей быть готовыми принимать нестандартные решения без подсказок старших, поскольку дорога во взрослую жизнь не всегда легко складывается.

Могут в воспитании нравственных основ оказать помощь обсуждение с детьми народных сказок, театральных постановок, участие в командных и подвижных играх и др.

В старшем дошкольном возрасте ребята уже имеют примерное представление о своем жизненном опыте, пытаются строить простые умозаключения, анализировать поступки героев книг и переносить их на свое поведение и выстраивание отношение со сверстниками, членами семьи. Правда, отношение к самому себе, пока не всегда им удается оценить объективно.

С нашей точки зрения интересным может быть опыт проведения выходных, в том числе организации деятельности всех членов семьи за городом (в деревне, на приусадебном хозяйстве) или праздников детей с родителями. Ребята охотно делятся со сверстниками и педагогами видео и фото — материалами о проведенных за городом времени: с охотой рассказывают и показывают, как они помогали при посадке огорода, уходом за садовыми деревьями/кустарниками. Можно в группе сделать подборку совместных весенних, летних, осенних работ ребят и взрослых, а распределив их по временам года подготовить дидактический материал для занятий, досугов, конкурсов и др.

С познавательными фото, видео -материалами дети могут поделиться (по согласию родителей) в группе среди сверстников, рассказывающих об увлечениях, в которые старшие члены семьи позволяли участвовать ребятам старшего дошкольного возраста. Например, участие ребят в укладывании дров в дровнике, кормление животных, птиц, работы с молотком (починка стола, скамейки, поделки на участке), вышивание, шитье, вязание вместе с бабушкой, мамой, тетей, участие в приготовлении еды для всей семьи (салатов, пирожков и т.п.); уборка своей комнаты и пр. Казалось бы, такие простые дела дети видят как выполняют постоянно взрослые дома и в детском саду каждый день, но, когда это предлагается сделать ребятам самостоятельно обязательно найдется кто-нибудь из взрослых, кто скажет: «Это же еще ребенок, он еще маленький, а вдруг поранится». Вместе с тем сами дети с большим желанием рассказывают и показывают материалы в детском саду, где они «как настоящие взрослые» «наравне» с папой и мамой (бабушкой и дедушкой) трудились в огороде или в саду, готовили еду, а потом все вместе устали в конце дня.

Конечно, хотелось бы, чтобы совместные со взрослыми «важные» дела не носили бы хаотичный характер и участие детей в семейных событиях имело системный характер, а не превращалось бы только в сиюминутное развлечение. Никто не говорит, что при этом надо лишать детей игры и их взаимодействия со сверстникам, но небольшие и постоянные обязанности должны быть у каждого члена семьи, тогда и ребята быстрее привыкают к труду как норме в их жизнедеятельности.

Таким образом, использование разнообразных народных традиций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста при совместной деятельности детского сада и семьи будет постепенно способствовать формированию положительной социализации подрастающего поколения.

 

 

Список литературы

  1. Сухова Е.И., Шматок Л.В. Формирование национально-культурной идентичности детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018 № 4 С.54-59.
  2. Сухова Е.И., Иванова С.В. Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: материалы VII Международной науч.-практической конференции / Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ, 2022. С. 249-254.

 

http://izvestia-ippo.ru/sukhova-e-i-ivanova-s-v-ispolzovanie-t/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *