Сухоруков А. С., кандидат психологических наук, президент Фонда поддержки инновационных проектов «Новое измерение»,
г.Петрозаводск
E—mail: suhorand@mail.ru
Сухоруков Д. А., студент 4-го курса ФГБОУ ВО “Российский биотехнологический университет», г.Москва
E—mail: suhordan@gmail.com
В статье показано, что при разработке проблематики развития одаренности, существует серьезная развилка: талантливость может рассматриваться как основа для успешной адаптации и высокой конкурентоспособности в социуме или же для творческой самореализации, ориентированной на увлеченность человека и создание им инноваций. Проведенный социологический опрос 200 родителей помог выявить особенности ролей родителей, предпочитающих творческую самореализацию как результат образования и воспитания своих детей. Они сильнее ориентированы на такие факторы поддержки мотивации ребенка как увлеченность педагога и собственная увлеченность, собственные усилия ребенка и его эмоциональная поддержка в семье. Родители, ориентированные на такие результаты образования и воспитания своих детей, как их социальная адаптивность и конкурентоспособность, чаще считают более важными факторами контроль и ответственность.
The article shows that when developing the problems of the development of giftedness, there is a serious fork: talent can be considered as the basis for successful adaptation and high competitiveness in society or for creative self-realization focused on human passion and the creation of innovations. The conducted sociological survey of 200 parents helped to identify the peculiarities of the roles of parents who prefer creative self-realization as a result of the education and upbringing of their children. They are more focused on such factors of supporting the child’s motivation as the teacher’s passion and his own passion, the child’s own efforts and his emotional support in the family. Parents who are focused on the results of their children’s education and upbringing, such as their social adaptability and competitiveness, more often consider control and responsibility to be more important factors.
Растущая в государстве и обществе апелляция к «семейным ценностям» подразумевает уточнение возможных психологических ролей родителей по отношению к детям. Важно увидеть возможные модели резонансных взаимодействий родителей и системы образования, для этого важно выделить основания для анализа направленности их усилий.
Отметить отличительные психофизиологические особенности — «одаренность» или, наоборот, наличие каких-либо «тормозящих» психологическое развитие качеств — является наиболее привычным способом отношения к детям. Подобный подход наблюдается не только на уровне «обыденного сознания», но и в документах, определяющих государственную политику: «возможности для самореализации и развития талантов» являются одной из пяти национальных целей развития Российской Федерации к 2030 году (URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728). Однако существует и другая методологическая линия, в рамках которой на первый план оснований развития ребенка выводятся «вершинные» культурно-исторические, социально-психологические и личностные факторы. Ее наиболее ярким выражением можно считать «гуманистическую максиму», что человек способен преодолевать любые биологические и социальные ограничения, к которым можно относить даже смерть [6, с. 6].
Роли «психофизиологических предпосылок» и «гуманистических возможностей» человека многократно анализировались в психологии как соотношение «одаренности» и «креативности». Одна из точек зрения сводит их воедино: в качестве «единицы творчества» Д.Б. Богоявленская выделяет «интеллектуальную активность» как действие за пределами требований наличной ситуации. В «интеллектуальной активности» слиты воедино «когнитивное» и «аффективное», что рассматривается как воплощение «одаренности» и «креативности» в их единстве [1, с. 57] — правда, делается важная оговорка, что одаренность в этом случае есть результат становления личности ребенка [1, с. 60].
Несколько иные выводы делает В.Н. Дружинин: обобщая исследования о соотношении уровня развития интеллекта и креативности, он выделяет несколько типов таких соотношений, которые можно рассматривать как универсальные модели. При среднем и ниже уровнях интеллект и креативность не разделяются, формируя единый фактор. С определенного уровня они расходятся по самостоятельным линиям развития — в сторону «интеллектуалов» или «креативов»: «нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью» [2, с. 17]. То есть, на примере интеллекта можно предположить, что существует «функциональная линия» развития ярких психофизиологических особенностей (памяти, внимания и др.), когда человек использует их для достижения заметных результатов, но лежащих в рамках сложившейся в социуме системы целеполагания и оценки достижений [2]; но также существует возможность превращать свои способности в часть иной — творческой — жизненной стратегии. Выделяется В.Н. Дружининым и еще один вариант возможного взаимоотношения: психофизиологические особенности могут быть настолько сильными («гиперактивность психики»), что интеллект и креативность интегрируются в «гениальность» [2, с. 28].
Одаренность и креативность можно рассматривать как два фактора, каждый из которых может занять лидирующую роль в жизненной стратегии человека. В случае одаренности речь идет об использовании личностью своих повышенных способностей к достижению высоких результатов и занятию стабильных лидирующих ролей в рамках сложившихся профессиональных и управленческих иерархий. Система образования дает знания и «тренирует» умения, которые вместе формируются в «компетентности», что можно обозначить как «стратегию таланта». Человек справляется со ставящимися задачами; они могут быть трудными и востребующими креативность, но ставит он их преимущественно не сам [4]. Главные мотивационные паттерны, которые задействуются в данной стратегии — это мотивация достижения успеха, дополнением (а не противоположностью!) которой выступает мотивация избегания неудач. Будучи возведенным в статус привлекательной жизненной стратегии, достижение успеха в конкуренции становится не только психологической, но и ценностной, идеологической характеристикой общественных отношений.
Основой творческой самореализации является нададаптивный характер действий [5], то есть человек выходит за рамки ожиданий или требований, трансформируя задачи на основе внутренней мотивации, которая выводит человека в захватывающую деятельность «на границах известного», создавая условия для осмысления новых возможностей. Рефлексируя полученный опыта и его результаты, человек может получить значимый продукт (инновацию) и укрепить свою внутреннюю мотивацию, обогатив себя «вопросами на будущее», потенциальными смыслами [9, с. 9]. Подобная рефлексивно-мотивационная работа становится главным фактором формирования жизненной стратегии творческой самореализации [10]. Еще одним принципиальным психологическим механизмом становится интегрирующий характер творческого процесса, в котором в момент кульминации (инсайта) все элементы ситуации приобретают характер необходимости в рамках единого общего [7]. Становясь частью стратегий творческой самореализации, стремление к нахождению новых интегрирующих образов (концепций, моделей, осмыслений и пр.) может становиться доминантой общественных отношений, альтернативной «победе в конкуренции».
Ориентация родителей на творческую самореализацию ребенка как его будущую жизненную стратегию является уже заметным социально-психологическим явлением — об этом говорят результаты социологического опроса родителей, проведенного Фондом «Новое измерение» в 2022-2023 гг. Опрос проводился путем заполнения анкет в бумажном виде и через Интернет – на сайте Фонда. К опросу приглашались родители, чьи дети находятся в возрасте от 5 до 20 лет. Предлагалось ответить на 17 вопросов, относящихся к мотивации ребенка. В опросе приняло участие 200 родителей.
На вопрос «Какой из возможных результатов образования и воспитания Вашего ребенка Вам кажется наиболее важным, когда он станет взрослым человеком?» было получено следующее распределение предложенных вариантов ответа: 51% — «человек, увлеченно и творчески занимающийся любимым делом»; 35% — «человек, не сталкивающийся с особенными трудностями во всех ключевых сферах жизни (работа, семья, материальное благополучие, общение)»; 14% — «человек, добивающийся признанных успехов в карьере (работе)» (URL: http://newdimension.link/index.php/issledovaniya/129-2023-motivatsiya-detej-glazami-roditelej). Данные результаты говорят, что заметная доля родителей видит творческую самореализацию важным итогом периода детства и школьного образования своих детей, в том числе, хорошим результатом и собственных родительских усилий.
Важно проследить, с чем родители связывают возможности такого результата. Сравнение распределения ответов на вопрос анкеты «Что вы считаете наиболее важными и эффективными факторами для развития и поддержки мотивации ребенка?» родителей, ориентированных на творческую самореализацию, и родителей, ориентированных на другие результаты процессов образования и воспитания, позволяет увидеть следующие особенности (суммы превышают 100%, поскольку можно было выбрать несколько ответов):
Таблица 1. Факторы поддержки и развития мотивации ребенка
Варианты ответов | Родители, ориентированные на творческую самореализацию; % | Родители, ориентированные на другие результаты; % |
эмоциональная поддержка ребенка, внимание и понимание в семье | 93,1 | 86,7 |
увлеченный своим делом, творческий учитель (педагог, тренер) | 74,5 | 55,1 |
желания и усилия самого ребенка | 69,6 | 63,3 |
занятия ребенка в дополнительном образовании | 59,8 | 59,2 |
увлеченные своим делом, творческие родители | 49 | 31,6 |
высокий образовательный и культурный уровень семьи | 36,3 | 28,6 |
грамотное использование возможностей современных ИКТ (Интернета и пр.) | 32,4 | 30,6 |
серьезные внешние испытания (экзамены, соревнования, концерты и т.п.) | 27,5 | 25,5 |
порядок и контроль в образовательном учреждении | 22,6 | 39,8 |
ответственный учитель (педагог, тренер) | 21,6 | 25,5 |
умелое сочетание «кнута» и «пряника» (поощрений и наказаний) | 16,7 | 28,6 |
контроль ребенка в семье | 16,4 | 26,5 |
Обращает на себя внимание, что обе группы родителей считают необходимым фактором эмоциональную поддержку ребенка в семье, но высоко ставят и усилия самого ребенка, а также ценят систему дополнительного образования как среды для «поиска себя» ребенком. От педагогов ожидается, в первую очередь, увлеченность своим делом и креативность, и лишь затем идут другие педагогические инструменты (контроль, использование современных технологий, внешние испытания и пр.).
В то же время, родители, предпочитающие творческую самореализацию как результат образования и воспитания, существенно сильнее ориентированы на такие факторы поддержки мотивации как увлеченность своим делом и креативность как учителя, так и самих себя. Также чаще они считают значимыми эмоциональную поддержку в семье, желания и усилия самого ребенка, высокий образовательный и культурный уровень семьи.
Родители, ориентированные на другие результаты образования и воспитания, выше оценивают такие факторы поддержки мотивации как порядок и контроль в образовательном учреждение, умелое сочетание «кнута» и «пряника», контроль ребенка в семье, ответственность педагога.
Обобщая полученные данные, можно предположить, что за ними можно увидеть особенности разных психологических ролей родителей, ориентированных на «развитие одаренности» или на «формирование творческой самореализации». Повышенные роль контроля и «подкрепления» можно связать с целью успешной адаптации и усиления конкурентоспособности ребенка. В этом случае акцент может делаться либо на успешность в школе, либо на «массированную поддержку» занятий в одном из направлений дополнительного образования, где ребенок демонстрирует яркие успехи и попадает в категорию «талантливого».
Творческая самореализация как целевой ориентир предполагает несколько другие приоритеты в роли родителей. Их внимание сдвигается к развитию интереса и усилий ребенка в условиях взаимодействия с увлеченными педагогами, формирующими вокруг насыщенную образовательную, культурную, творческую среду. Еще один вариант для родителей — самими являться «увлеченными людьми», формирующими соответствующую среду для творческой самореализации ребенка.
Список литературы
- Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятиях «творчество» и «одаренность»: методологический подход // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. С. 41-69.
- Дружинин В.Н. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. С. 16—22.
- Дружинин В.Н.. Творческая личность и ее путь // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. С. 22 — 40.
- Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 2–14.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Степанов С.Ю. К построению теории и практики психологии бессмертия: рефлексивно-экзистенциальный подход // Вопросы психологии. 2022. №3. С. 3-15.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М: Наука. 2000. 174 с.
- Степанов С.Ю., Кремер Е.З. Педагогика сотворчества: сплав теории и практики // Образовательная политика. 2011. № 2 (52). С. 19-22.
- Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1997. 16 с.
- Сухоруков А.С., Лунина Е.Н., Васкелайнен В.Я. Эра креативности. – [б.м.]: Издательские решения, 2021. 140 с.
http://izvestia-ippo.rusukhorukov-a-s-sukhorukov-d-a-roli-rodi/