Сухоносов Даниил Александрович, Сухоносов Александр Петрович | РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК САКРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Сухоносов Даниил Александрович, студент института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва. Е-mail: danya.suxonosov@bk.ru.

Сухоносов Александр Петрович, кандидат психологических наук, доцент Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва. Е-mail: sukhonosovap@mgpu.ru.

    Статья посвящена анализу патриотизма как понятия, имеющего для российского народа особый, священный смысл; понятия, которое приобретает особую ценность и новое значение в современной исторической ситуации. Попытки западных элит, политологов, историков, средств массовой информации пересмотреть ход исторического развития в ХХ веке, и, прежде всего, итоги II Мировой войны, обесценить и исказить роль народов Советского Союза в победе над нацизмом заставляют переосмыслить систему патриотического воспитания, определить новые приоритеты.

В Послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин озвучил важнейшую мысль о сакральной значимости патриотизма в современной ситуации, когда наша Родина отстаивает свой суверенитет и безопасность; решающая роль в этой праведной борьбе принадлежит именно нашим гражданам, нашей сплочённости, преданности родной стране, ответственности за её судьбу.

Любовь к Родине, патриотизм для народов России – особое понятие, особое чувство, ценность, отражающие особое гражданское мировосприятие, под которым следует понимать «ценностное ядро сознания и поведения человека, проявляющееся на базе личностной зрелости, просоциальной активности и идентичности личности» [2].

Исследования Егорова И.В. и Наумовой Д.В., показали, что результатом гражданского мировосприятия является историческое, экологическое, пространственное сознание, различные виды просоциальной активности (волонтерство, добровольчество и т. д.), а также определенное эмоциональное отношение к стране (позитивное, нейтральное, отчужденное)» [3, с.22].

Квалификация патриотизма как понятия экзистенциального, священного, сакрального наполняет его особым нравственным содержанием. И критерием сакральности является не только, то, что человек делает для своей страны, а то, как он ведет себя по отношению к своему соседу любой другой национальности.

Термины «патриот» и «патриотизм» вошли в мировую лексику в связи с подъемом национального государства как политического понятия [5, с.420].

В современной западной цивилизации произошла трансформация этих терминов, что позволяет судить о широко разрекламированной «европейской солидарности», как о фетише, а о «европейском патриотизме» как варианте псевдопатриотизма или этнонационализма. При этом, очевидна тенденция нацификации ряда западных стран, стремление к созданию националистических государств. Это проявляется в дискриминации языка, деградации и разрушении традиционных национальных и религиозных ценностей. И в тоже время нацификация – это элемент и средство современной гибридной войны, ведущейся англосаксами против России.

Отход от традиционных человеческих, в том числе – религиозных норм, ценностей непременно ведет к деградации.

Кроме того, есть еще более уродливая сторона этнонационализма – сторона, которая порождает предрассудки, ксенофобию, пренебрежение основными правами человека и ненависть к людям, странам и народам, которые не разделяют те или иные «правила».

В настоящее время по всему миру, и, прежде всего, в странах Запада распространяется очень тревожная политическая тенденция. Имеет место коллективное поведение, направленное внутрь себя, которое выражается в пренебрежении правами других этносов, рас и народов как человеческих существ. И это неслучайно, поскольку современные западные элиты можно охарактеризовать, с одной стороны – как инфантильные, а с другой – как инфернальные. Когда европейский псевдопатриотизм стимулируется деструктивными западными элитами, он подталкивает нации к насилию, которое оставляет за собой миллионы жертв и вызывает страдания и материальные разрушения, на исправление которых уходят десятилетия.

Сложившаяся в мире политическая ситуация заставляет более глубоко оценить вызовы, которые стоят перед российским государством, обществом, перед системой образования. Речь идет не только о сохранении истинных российских ценностей, основанных на религиозных, правовых, этнических традициях народов нашей страны, но и решительном противостоянии извращенным образчикам западной «культуры», которая была навязана и, к сожалению, воспринятая как образец, с одной стороны, частью творческой элиты, с другой – представителями маргинальных сообществ.

И конечно речь идет об оздоровлении нации, о психологическом здоровье населения страны. Напомним, что психологическое здоровье – состояние внутреннего благополучия личности, состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический жизнерадостный настрой [4, с.12].

По нашему мнению, невозможно быть националистом и патриотом в одно и то же время – по крайней мере, не в том смысле, в каком общество определяет патриотизм и этнонационализм. Для большинства исследователей, этнонационализм – это извращенная форма национального самосознания, претензия на исключительность определенной нации, на ее доминирование в межнациональных отношениях.

И, наверное, истинный патриотизм заключается в том, чтобы показать всему миру, что твоя страна не только преуспевающая и гостеприимная, в которой на законодательном уровне закреплена приверженность к истинным общечеловеческим ценностям, но и тот факт, что в ней нет места проявлениям ксенофобии, шовинизма, сепаратизма, нацизма, религиозного и этнического экстремизма.

Список использованной литературы.

  1. Бердяев Н. А. Судьба России: [Соч.] / Николай Бердяев; [Сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Шкоды]. — М.; Харьков: Эксмо Фолио, 2004. — 734,[1] с.; — (Антология мысли).
  2. Егоров И.В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика. / И.В. Егоров // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Пятый выпуск. Отв. ред. Егоров И.В., Филонов Л.Б. СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2015 г. С. 54 – 62.
  3. Егоров И.В., Наумова Д.В. Содержание гражданского мировосприятия молодёжи разных регионов России (на примере студентов Крыма и Дальнего Востока)// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. — №3(40). – Москва, 2016. – С. 22-28.
  4. Приоритетные направления современной психологии и педагогики: Коллективная монография / Абросимова-Романова Л.А., Антоновский А.В., Астапенко Е.В., Бысюк А.С., Демиденко Н.Н., Жалагина Т.А., Клюева О.А., Лельчицкий И.Д., Лукина А.С., Макеева Н.Ю., Махновец С.Н., Махновец Л.А., Милюгина Е.Г., Мороз М.В., Олейникова О.Н., Попова О.А., Редина Ю.Н., Суханова И.В., Щербакова С.Ю. Коллективная монография / Тверь : Тверской государственный университет, 2023. – 223 с. – ISBN 978-5-7609-1875-8. – EDN JECRVO.
  5. Сухоносов Д.А., Сухоносов А.П. Воспитание гражданственности и патриотизма как экзистенциальная проблема / В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 419–423.

http://izvestia-ippo.ru/sukhonosov-daniil-aleksandrovich-sukho/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *