Сухоносов А.П., Сухоносов Д.А. | ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Сухоносов А.П. кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: aleks.suhonosov@mail.ru.

Сухоносов Д.А. студент института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; Е-mail: SukhonosovDA@mgpu.ru.

 Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

 

В статье рассматривается философский и психологический аспекты проблемы патриотического воспитания личности в условиях современной геополитической, экономической и социально-психологической ситуации. Приводятся данные о различных точках зрения на данную проблематику в отечественной и зарубежной научной философской, психолого-педагогической литературе, в правовых документах. Предпринята попытка определить соотношение понятий «патриотизм» и «гражданственность», роль и место патриотизма в воспитании гражданственности у детей и юношества. Важным моментом является констатация особой, судьбоносной роли чувства патриотизма, которое характеризует психологию и менталитет российского общества в период социально-политических кризисов и катаклизмов. Приводятся данные социологических опросов, позволяющих охарактеризовать уровень патриотической воспитанности современной молодежи

Проблема патриотизма, гражданственности, патриотического воспитания является одной из актуальных социально-политических и психологических проблем, с которые находятся в центре внимания российского общества и российской общественно-политической мысли.

И для России понятие патриотизма, гражданственности на протяжении всей истории и в современности носит особый, экзистенциальный характер.

Как известно, понятие «экзистенции» (от лат. existentia — существование), в XIX веке ввёл Сёрен Обю Кьеркегор (Киркегаард), датский религиозный философ, психолог и писатель; основоположник философского течения экзистенциализма. Центральной в философии экзистенциализма является проблема смысла жизни и цели бытия.

Роль патриотизма в воспитании гражданственности у детей и юношества в российском образовательном пространстве, в российской образовательной системе являются вопросами, которые периодически вызывают острые споры и дискуссии.

Воспитание патриотизм, с одной стороны, естественный процесс, один из аспектов социализации, с другой, это сознательный (подчас – противоречивый) выбор тех ценностей, которые существуют в конкретной стране в конкретное время истории. В сознании ребенка в качестве жизненных цен­ностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а … те … переживания, проявления, тот опыт, которые не соответ­ствуют «пришедшим извне» идеалам [5, с. 62].

Термины «патриот» и «патриотизм» вошли в мировую лексику в связи с подъемом национального государства как политического понятия.

В западных феодальных обществах племенные родственные отношения были расширены, а иерархические отношения выходят за рамки тех лиц, которые известны человеку. Вассал обязан милости господину (как человеку, так и положению) и, следовательно, королю и поэтому не может быть патриотом по своему выбору или обязательству. С приходом национального государства патриот может быть призван действовать в интересах и/или защищать короля и страну. Гражданин национального государства не имеет личных обязательств перед нынешним обладателем социального положения.

Патриот в любой стране может (должен) быть обязан защищать институт государства (правительства), особенно в тех случаях, когда этот обладатель оправдан с точки зрения Божественного права или других убедительных аргументов.

В тоже время, отношения между патриотически настроенным гражданином и правительством любого демократического национального государства (страны) сложны и проблематичны. Это связано с тем, что для большинства цивилизованных граждан понятия «Родина» и «Отечество» намного шире, чем понятие «государство», уж точно больше, чем «правительство» или правящая верхушка.

Патриотизм – один из самых древних феноменов в истории человечества.

Любовь к Родине – сакральное чувство, переживаемое личностью.

Патриотизм, как слепая преданность власти, может быть эффективным или неэффективным в некоторых обстоятельствах, но считается неприемлемым для тех, кто не придерживаются тех же взглядов, что и власть. Патриотизм такого рода также можно рассматривать как плохой в принципе, автономия, слепая преданность является приемлемой альтернативой. Автономия, если она основана на неприемлемых ценностях, таких, как эгоизм, также может быть нежелательной. Во многих случаях требуется более активная, позитивная позиция, и забота о себе может также включать в себя благотворность. Затем возникает еще один вопрос, в частности обстоятельства, о характере и масштабах добра, который уместно сделать для различных групп людей. Воспитание патриотического гражданства дает некоторые ответы для членов этого общества в то время.

В связи с этим, перед образовательным сообществом постоянно возникают вопросы о необходимости включения патриотической проблематики в образовательные программы. В частности, возникает вопрос: какую интеллектуальную позицию принять в отношении эволюции «современного» национального государства, как воспитывать детей, чтобы они жили как граждане в таком государстве, и что значит быть патриотом для тех граждан, которые любят свою страну.

Таким аспектом образовательной практики может быть патриотизм и воспитание гражданственности. В этой связи ссылка на фактические или гипотетические ситуации позволила бы прояснить момент в анализе. Можно предположить, что эти определения, концепции, предпозиции и аргументы имеют общую применимость для педагогов, вырисовывая различные подходы и суждения о патриотизме и воспитании гражданственности, основанные на философском анализе. Вместе с тем существует опасность того, что результат такого анализа является настолько общим, что он считается не имеющим отношения к практике.

Любая претензия на универсальную применимость философского анализа, основанного исключительно на применении разума/логики к чему-то, «что могло бы быть иначе», несовершенна. Любая попытка дистанцироваться от практики, приводит к неспособности понять практику.

Как отметил великий античный философ Аристотель, «не существует практической мудрости только в универсалии. Она также должна быть знакома с конкретными данными, поскольку она связана с действиями и действиями, которые связаны с конкретными данными» [1].

В чем же проявляется эта мудрость? Насколько современный молодой гражданин способен осознавать свою роль как патриот, как человек, готовый и способный на самопожертвование во имя своего Отечества?

Результаты проводимых в ряде образовательных учреждений социологических исследований показывает значительный разброс мнений молодых людей по данной проблеме.

В частности, по мнению студентов, сейчас лишь очень немногие люди готовы рисковать жизнью за Россию. Безоговорочно согласны пожертвовать личными интересами ради блага страны лишь 5,4% опрошенной молодежи, 18,9% готовы на жертвы при условии учета личных интересов, 27% — в зависимости от того, о каких именно интересах страны идет речь. Не готова жертвовать личными интересами треть опрошенных респондентов (35,1%), а 13,5% затруднились дать ответ на данный вопрос. При этом наличие у молодежи обязанностей перед Родиной подтвердило большее число респондентов (64,9%), что, является положительной тенденцией [3].

Важно то, что молодежь показывает свою готовность к анализу и оценке тех проблем, которые они видят в патриотическом воспитании. Это говорит, с одной стороны, о способности занимать активную гражданскую позицию, а с другой – о небезразличном отношении к проблемам своей страны. Они хотят видеть свою Родину великой, процветающей, богатой. Этот факт во многом опровергает представлении о некоторой индифферентности современного поколения.

В целом представления студентов об уровне патриотической воспитанности современной молодежи в Российской Федерации можно представить следующим образом (таблица 1).

Таблица 1. Результаты исследования представлений студентов об уровне патриотической воспитанности современной молодежи в Российской Федерации

Характеристика уровня Количество респондентов

(в %)

Всего Юноши Девушки
1. Высокий 20,0 40,0 17,8
2. Выше среднего 28,0 20,0 28,8
3. Средний 15,0 20,0 14,45
4. Ниже среднего 11,0 10,0 11,12
5. Низкий 22,0 10,0 23,38

В то же время одной из главных проблем студенты считают «засилье» на экранах кино и телевидения низкопробной продукции западной киноиндустрии. При этом, многие программы и фильмы нередко носят выраженный антироссийский (антисоветский) и русофобский характер (таблица 2).

Таблица 2. Мнение студентов по поводу роли современной культуры и искусства в патриотическом воспитании

Анализ современных кинофильмов, программ ТВ, материалов СМИ на патриотическую тематику показывает, что… Количество респондентов

(в %)

   Всего    Юноши Девушки
1. Приводит к формированию патриотизма как качества 25,0 22,0 28,0
2. Приводит к увеличению интереса к патриотической проблематике 21,0 20,0 22,0
3. Приводит к увеличению негативизма в отношении некачественных продуктов кинематографа, театра и т.д. 32,0 40,0 24,0
4. Приводит к формированию негативного отношения к отдельным фактам истории России (СССР) 8,0 8,0 8,0
5. Не приводит к увеличению уровня патриотических настроений в обществе. 15,0 10,0 18,0

 

В качестве критерия патриотической воспитанности была определена способность и готовность личности реализоваться в деятельности служения Отечеству.

Хотя географические и политические границы, как правило, рассматриваются как пределы национального патриотизма, следует также учитывать амбиции патриотизма с точки зрения времени. Рассмотрение интересов будущих поколений может ограничивать действия, предпринятые в интересах дальнейшего представления, или может потребовать патриотических действий, которые будут противоречить некоторым нынешним интересам.

Одна из важнейших черт патриотизма состоит в том, что он закаляет благородное стремление к отстаиванию интересов своей страны.

В целом обсуждение вопроса о воспитании у личности патриотизма и гражданственности, возможно, потребует учитывать некоторые аспекты контекста. В частности, тот факт, находится ли общество в нормальном (желательном) режиме или в чрезвычайном (кризисном) режиме. Возможно, потребуется также учитывать степень консенсуса в обществе и использование патриотизма в качестве средства продвижения того или иного мнения или набора интересов.

Проблеме гражданской идентичности посвящена работа Наумовой Д.В., в которой автор делает акцент на том, что в образовательной среде возможно выстроить работу, направленную на актуализацию гражданской идентичности подростков [4, с. 134].

Приоритетным направлением работы является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития ребенка на каждом возрастном этапе [3, с. 125].

Таким образом, социально-психологический феномен патриотизма рассматривается как экзистенциальная проблема. В современных условиях существования в мировой политической и экономической сфере серьезных вызовов, когда в отношении России осуществляются системные меры санкций и давления, эта проблема приобретает характер судьбоносной. Задача системы образования состоит в том, чтобы, учитывая эти вызовы, воспитывать настоящих патриотов, прививать чувство патриотизма, формировать качества и подлинные ценности у молодых граждан России.

 

Список литературы

  1. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015. 448 с. (Золотая библиотека мудрости).
  2. Мухаметзянова Г. В. и др. Патриотическое воспитание студентов: результаты исследований и задачи по повышению его эффективности / Мухаметзянова Г. В., Гильманов А. З., Панченко О. Л., Коновалова Е. Н. // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 133-143.
  3. Карнеева О.А., Сухоносов А.П. Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога: проблемы, пути и перспективы развития // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2015 г., Москва, МГПУ. В 2-х частях. Ч.1. СПб.: НИЦ АРТ. С. 123-126.
  4. Наумова Д.В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л. Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 133-137.
  5. Рябов О. В., Карманова Д. А. Философия патриотизма: к проблеме аспектизации // Философское осмысление социально-экономических проблем: междунар. сб. науч. трудов. Вып. 10. Волгоград, 2006. С. 144-150.
  6. Сухоносов А.П., Карнеев Р.К. Краткое введение в историю психологии. Учебно-методическое пособие. Москва – Брянск: Издательство «ТОД», 2016 г., 130 с.

http://izvestia-ippo.ru/sukhonosov-a-p-sukhonosov-d-a-vospitani/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *