Сухоносов А. П., Карнеев Р. К., Сухоносов Д. А. | РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ЛИДЕРСТВА У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНО-СОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Сухоносов А. П.кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Институтапедагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва; Email: aleks.suhonosov@mail.ru

Карнеев Р. К., кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного   университета имени академика И.Г. Петровского; E-mail: rkarneev@yandex.ru

Сухоносов Д. А.студент Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва; Email: SukhonosovDA@mgpu.ru.

 Аннотация. Статья посвящена проблеме креативного лидерстве. В статье раскрываются некоторые аспекты проблемы формирования в условиях кадетского корпуса (кадетской школы, кадетского класса) комплекса качеств, характеризующихданный феномен. Описываются рефлексивные и креативные технологии, позволяющие развивать данное качество у обучаемых в условиях кадетского образования.  

Введение. Проблема исследования феномена креативного лидерства представляет все больший интерес в научном сообществе на современном этапе развития не только педагогики и психологии, но и, например, философии, политологии, социологии или акмеологии. Это определяется тем, что категории и понятия «управление», «профессионализм», «творчество» (как созидательный, культурно осмысленный труд) являются общими для перечисленных наук, помимо категорий «личность» и «деятельность».

Креативное лидерство как философия принимает изменения как данность, изыскивая возможности в любой сфере деятельности, связанной с управлением. Оно предвидит желаемое будущее и актуализирует личностные качества и творческий потенциал участников. Благодаря рациональной, всеобъемлющей цели, глубоко укоренившейся в прагматическом идеализме и эмпатии, она порождает трансцендентное сознание, которое выходит за рамки индивидуального удовлетворения потребностей.

Креативное лидерство как деятельностный акт основывается на желаемых и прогнозируемых будущих достижениях через масштабируемые проекты, основанные на инновационных стратегиях. Креативность, критический анализ, экспериментирование, сотрудничество, дальновидность и прозорливость, рассчитанный риск, гибкость и готовность к тяжелой работе– все это составляет сущность креативного лидерства.

Вопросы развития креативности, одаренности исследовались зарубежными (Дж. Гилфорд, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Ж. Тейлор, Э. Торренс и др.) и отечественными (Д.Б. Богоявленская, И.П. Колошина, Ларионова Л.И., А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и др.) учеными.

В последние десятилетия стремительный рост достижений в сфере высоких технологий и искусственного интеллекта в значительной степени реформировал общество. Этот новый взаимосвязанный и симбиотический мир породил новые социальные и глобальные проблемы, и лидеры должны реагировать на них, противостоять им, используя смелые творческие решения.

Принято считать, что креативное лидерство – это философия и акт: оно развивает и реализует инновационные идеи через общие амбиции по улучшению мира и личности, живущей в этом мире.

Те личности, у которых сформировано это качество, создают среду, которая способствует творчеству, инновациям.

По мнению А. И. Савенкова, истинный лидер всегда творец [5, с.12].

В связи с этим, можно констатировать, что главное качество лидера – способность к созданию нового общественно значимого «продукта» [9, с.47].

Теории лидерства существовали с античных времен. Теории и принципы, которые выдержали столетия, варьируются от диалога Платона о лидерстве в «Государстве», до полярных определений Макиавелли в «Государе» (что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись?) или идей Лао-Цзы, что «лидер лучше, когда люди едва знают, что он существует; но когда его работа выполнена, его цель выполнена, они скажут: мы сделали это сами».

Теория «великого человека» – одна из первых теорий лидерства, нашедшая продолжение и развитие в теории лидерских черт, сущность которой состоит в предположении о наличии у отдельных личностей врождённых качеств, определяющих их лидерский потенциал [1].

В нашем понимании, креативное лидерства можно представить как феномен, при котором лидер обладает творческим потенциалом, его идеи инаправления деятельности новы, такой лидер возглавляет творческий процесс, при этом он не одинок как руководитель и у него есть последователи. Креативный лидер практически всегда целенаправленно идет на риск для достижения поставленной цели.

В большинстве исследований, посвященных проблеме креативного лидерства, указывается следующие качества, характеризуют творческого или «креативного» человека: упорство, подтверждающее наличие мотивации, уверенность в себе: самоуважение способствует эмоциональной устойчивости; мышление, которое не совпадает с общепринятым. При гибком, оригинальном и разработанном творческом мышлении повышается уровень организаторских способностей, а на высокий уровень лидерских качеств напрямую влияют показатели творческого мышления. Уровень лидерства тесно связан с уровнем креативности, а компоненты креативности подвержены взаимовлиянию, при повышении одного, повышаются и другие.

К этому можно добавить ряд характеристик, значительно расширяющих представление об образе креативного лидера: во-первых – умение «создавать среду и пространство», не идти на поводу у обстоятельств; во-вторых – умение удивлять, но не эпатировать, управлять с помощью креатива и созидания, а не властвовать; в-третьих – стремление к непрерывному самосовершенствованию, обучаться новому, стимулировать подчиненных к саморазвитию; уважать чужое личностное пространство; и, наконец – самодисциплина, самоконтроль и способность принимать решения и отвечать за них.

С приходом научно-технической революции определился переход от доминирующего стиля лидера, наследия начала ХХ-го века, к более эгалитарному стилю, больше соответствующего открытой демократии, в котором межличностное общение утратило свою иерархию, а ценность оценивается не только по удовлетворенности потребителей; научный менеджмент направлен на максимизацию эффективности сотрудников через специализацию. Управление как искусство все больше становится технологией. Но при этом содержание лидерства не изменяется. Лидер – это, по-прежнему тот, кто ведет людей за собой (для их блага).

Примеры взаимовлияния науки, искусства и, в определенном смысле, образования встречается на протяжении всей истории цивилизации.

Продвижение продуктам науки, образования через искусство позволяет придать их достижениям доступную форму. Здесь важен способ, форма представления научной или образовательной информации, позволяющий аудитории понимать ее. Поэтому, когда наука и учение встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в понимании обеих этих сфер заполняются.

Изменений и переориентация ценностей современного общества позволяют констатировать переход от информационно-когнитивной парадигмы (знаниево-просветительской) к культурно-исторической (личностно-смысловой).

Эти тенденции характерны в значительной степени и для кадетского образования.

Методика. При этом, надо иметь ввиду, успешность работы с кадетами по развитию креативности в образовательном процессе во многом зависит от правильно подобранных условий микросреды, форм и методов работы [12].

Главная особенность процесса обучения и воспитания в кадетском корпусе (школе) – особый уклада жизни, включающий в себя различные атрибуты, присущие военной среде [2][4]. Кадеты практически все время находятся вместе в казарме, в учебном классе, на спортивной площадке. Их жизнь, учение и служба четко регламентированы российским законодательством, приближены к военным ритуалам, опираются на традиции Вооруженных сил, кадетского движения, конкретного кадетского корпуса (школы).

И одной из целей процесса обучения и воспитания является формирование гармонично развитой личности, личности высоко образованной, личности патриота своего Отечества. В то же время кадет – это будущий офицер, управленец, лидер, и одновременно, творческая личность, способная принимать неординарные решения. В связи с тем, что задача формирования качеств творческого лидера в кадетском образовании особенно актуальна, первостепенное значение приобретают научные подходы и технологии, которые будут способствовать формированию у обучаемых качеств, характеризующих феномен «креативное лидерство».

В частности, речь идет о рефлексивно-сотворческих технологиях, которые применяются в педагогическом процессе.

Педагогика сотворчества – это совместная деятельность двух личностей, воспитателя (учителя) и воспитанника (обучаемого), которые находятся в постоянном взаимодействии. При этом предполагается периодический обмен ролями (ведущего и ведомого). Главная цель и возможный результат – взаимное творческое развитие, и одновременно, формирование лидерских качеств, коммуникативных навыков.

Таким образом, сотворчество – это рефлексивное событие субъектов образовательных отношений в процессе созидания нового образовательного продукта. Сотворчества – это совместная творческая деятельность воспитателя (педагога) и воспитанника (обучаемого), основным содержанием которой является решение различных теоретическихи практических задач, проблемных ситуаций.

Назовем некоторые из сотворческих технологий, которые можно использовать в процессе обучения и воспитания кадет.

  1. Рефлексивная (позициональная) дискуссия.

Метод, разработанный С.Ю. Степановым [7],позволяет совместно работать над получением и совершенствованием творческого продукта – идеи, предложения, проекта. Работа проходит в группах, каждая из которых предлагает свой путь, способ, прием решения проблемной задачи. При этом участники группы выполняют роли, которые определяются установленной для них функциональной позицией («генератор идей»; «аналитик»; «критик»; «сторонний наблюдатель» или «контролер»; «эксперт» и т.д.). С одной стороны, предполагается индивидуальная работа каждого участника, с другой – происходит групповая работа, способствующая формированию коммуникативных навыков. Одновременно формируются лидерские качества.

  1. Рефлексивный полилог. Представлен в двух вариантах. Классический полилог. Суть данной технологии заключается в том, что одни обучаемые (менее компетентные) начинают обсуждение предложенной педагогом проблемы, а затем вступают в диалог более компетентные, которые пытаются развить предложенную тему. Обратный полилог. В данной технологии все «наоборот», менее заставляют более компетентных обучаемых переосмыслить свои позиции.

Учитывая относительную однородность состава кадетских классов, эта форма приобретает черты «мозгового штурма (brainstorming)», метода, суть которого заключается в коллективной мыслительной деятельности по генерированию инновационных продуктов, идей. Умение отстаивать свою творческую идею, аргументированно защищать свою позицию говорит о наличии качеств креативного лидерства.

  1. Рефлексивный тренинг представляет собой специально организованное взаимодействие между обучаемыми с целью формирования и развития навыков творческого разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, в том числе экзистенциального характера.
  2. Рефлексивная инверсия. Метод рефлексивных инверсий – это способ развития креативности, когда участник придумывает что-то новое (понятие, явление, героя и т.д.), чего никогда не существовало, но сохраняя при этом смысловые и звуковые ассоциации.

«Ирреальность» рефлексивного «виртуального мира» позволяет проживать и приобретать такие переживания, знания и способности, которые в реальном времени урока кажутся ребенку заведомо недоступными. Процесс вживания в другую роль не только обеспечивает творческую самоактуализацию, но и защищенную самопроекцию рефлексивного мышления учащихся.

  1. Образно-символическая рефлексия – технология, которая основана на образах культуры, работа с художественными формами: синквейном, басней, сказкой. Использование данной технологии предполагает, прежде всего, развитие образного мышления и творческих способностей обучаемых.
  2. Рефлексивная социоимпровизация. Технология заключается в том, что обучаемый примеряет на себя роль какого-то персонажа и проживает проблемную ситуацию от лица своего героя.
  3. Технология «творческих задач» – это инструмент, предполагающий совместную творческую деятельность обучаемых и педагога, которой должен быть готов к творческим инсайтам у обучаемых, готовность к инновационным решениям, что соответствует принципу открытости. Данная технология способствует тому, что у обучаемого развиваются творческие способности, он получает опыт решения задач определенного типа, проблемных ситуаций, навыки самостоятельной творческой деятельности.
  4. Распространенными формами рефлексивных методик являются разного рода игры: дидактические и творческие, в том числе деловые (управленческие); ролевые (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения).

Рефлексивный образовательный контент – это продукт, полученный в процессе целенаправленного воспитания и обучения в интересах развития учащегося, приобретения им знаний, умений, навыков, который может быть использован как для самообучения, так и для взаимообучения.

Результаты. Таким образом, главным условием применения любых методов является, с одной стороны, креативность предполагаемой деятельности, а сдругой – ее коллективный характер. Это дает возможность педагогу определить наличие у детей творческих способностей, а также социометрическую структуру группы. При этом, периодически изменять задачи, предлагая каждому играть несколько ролей, в том числе роль лидера.

Психолого-педагогический инструментарий оценки креативного лидерства только формируется. Нет диагностических методик, посвященных оценке этого феномена именно у детей школьного возраста. Нам удалось сделать первый шаг в решении данной проблемы: переведена и предпринята попытка адаптировать методику Джона Смита Опросник креативного лидерства «The Creative Leadership Questionnaire(CLQ)». Данная методика измеряет управленческие и лидерские навыки истиль лидерства путем постановки вопросов о поведении в управлении. Группы вопросов относятся к различным аспектам управления и лидерского поведения, называемые компетенциями. Это особенная комбинация компетенций, которой обладает человек, что обрисовывает его стиль и. требования к исполнению работы [8, с. 294].

Заключение. Таким образом, креативное лидерство предполагает умение лидера творчески подходить к решению проблемных ситуаций и практических задач.Степень осознанности своих целей и желаний зависит от общих лидерских качества и сформированности всех компонентов креативного мышления. Усмотрение новых отношений – центральный момент творческого мышления человека [10, с. 57]. Лидер должен отличаться оригинальным мышлением, высоко развитой способностью влияния на окружающих, организаторскими способностями. Сочетание этих качеств позволяет повысить уровень креативного лидерства.

Воспитание нового поколения интеллектуальной элиты, новых лидеров, способных решать сложнейшие задачи в области управления, образования, в экономике, военной сфере, формирование и развитие качеств, характеризующих «креативное лидерство» у воспитанников кадетских корпусов, школ, учащихся кадетских классов – важная задача и направление деятельности государственных и муниципальных органов, общественных организаций, педагогов, офицеров-воспитателей, психологов.

Применяемые в образовательном процессе рефлексивно-сотворческие и креативные технологии активизируют развитие рефлексивно-творческого потенциала учащихся, способствуя развитию не только профессионально-знаниевых компетенций, но и общих способностей и рефлексивно-креативной культуры в целом, а также таких качеств личности (открытость к диалогу, толерантность в общении, свобода, оригинальность и независимость мышления, самостоятельность, креативность и конкурентоспособность личности в современном социуме…) [6, с.122].

 

Список литературы

  1. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7824 (дата обращения: 01.11.2021).
  2. Вазлеев В. А. Содержание кадетского воспитания и образования / В.А. Вазлеев. [Текст] // Молодой ученый. – – № 3 (189). – С. 178-181.
  3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. Изд. 2, дополн. –М. Изд-во ИП РАН. –2002. –256 с.
  4. Волынкина Н.В. Развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования [Текст]: монография / Н.В. Волынкина, В.О. Романчук; ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная акад. им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Воронеж: Науч. кн. (НК), 2016.–199 с.: ил., табл.; 21 см.
  5. Савенков А.И. Одарённые дети и творческие люди [Текст]: особенности психического развития / А. И. Савенков// Школьный психолог.–2004. –№ 30. –C. 11-22.
  6. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические принципы и рефлетехнологии как средства развития инновационного образования /  И.Н. Семенов// Мир психологии: научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук / Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2013. – №3. – С. 109-125.
  7. Степанова Ю.В., Степанов С.Ю. Рефлексивно-полилогические технологии развития коммуникативной компетентности дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. А.И. Савенкова. – М.: Известия ИППО, 2021.– 123 с.
  8. Сухоносов А.П., Дмитриева М.Ю., Сухоносов Д.А. Диагностический инструментарий для исследования креативного лидерства как качества личности // Психология одаренности и творчества: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва. – –С. 293-296.
  9. Сухоносов А. П., Довгиленко М. Ю. Феномен креативного лидерства: врожденное качество элиты или способность, формируемая средствами обучения и воспитания? // Известия ИППО. Электронный ресурс: http://izvestia-ippo.ru/sukhonosov-a-p-dovgilenko-m-yu-fenomen//
  10. Сухоносов А.П., Карнеев Р.К. Краткое введение в историю психологии. Учебно-методическое пособие. Москва – Брянск: Издательство «ТОД», 2016 г., 130 с.
  11. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Том 9. – No 4. – C. 108–117.

 

Annotation. The article is dedicated to the problem of creative leadership. The article reveals some aspects of the problem of formation in the conditions of the cadet corps (cadet school, cadet class) of a complex of qualities that characterize this phenomenon. Some technologies are described that allow developing this quality in students in the conditions of cadet education.  

Keywords: leadership; creativity; creative leadership; cadet education; reflexive-co-creative technologies.

http://izvestia-ippo.ru/sukhonosov-a-p-karneev-r-k-sukhonosov-d/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *