Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. | УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ЦЕННОСТИ СОТВОРЧЕСТВА

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

Высшие ценности Сотворчества взрослого и ребенка — это сами его участники, тайна их взаимопрорастания и взаимоодухотворения. Раскрытию именно этих ценностей и предназначена данная книга.

Ценности Сотворчества являются для авторов (надеемся, что и не только для них) путеводными звездами в хлябях современного мира и дремучести образовательной системы. Может быть, после знакомства с этой книгой и для наших (по-)читателей Сотворческая Вселенная не останется потусторонним параллельным пространством, а станет родным уютным Домом, где счастливо живут и взрослые и дети, даря друг другу открытия и откровения, тайны и прозрения, горести испытаний и радости побед. 

Система образовательно-ценностных эталонов развития педагога (демиурга) и ребенка (творянина)

Педагогика сотворчества зиждется на системе ценностных эталонов, определяющих горизонты развития Учителя и Ученика.

Эталоны, описанные в Доверительной Грамоте Педагогу, разъясняются в Педагогическом Зерцале, а Признательной Грамоты Творянина – в Зерцале Творянина.

ДЕМИУРГ — Творец! Высшая ступень и степень стремлений и достижений человека. Воплощенная в самосозидании и миросозидании духовность. (Ключи педагогики сотворчества, 1993).

Учитель — это Демиург развивающейся и развивающей Ребенка Вселенной.

Педагогическое зерцало Демиурга!

Педагог ищет или имеет собственную уникальную миссию в смысло — и жизнетворчестве с ребенком, а не порабощается исполнительством профессиональной роли.

ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Доверительной Грамоты (как в своем тезисе, так и антитезисе) определяет статус педагога, как педагога-исследователя, так как  он находится  в постоянном поиске и обретении собственной педагогической миссии и  путей  ее уникального воплощения,  также как философ постоянно ищет и творит смыслы человеческого бытия в мироздании.

Дерзание  педагога направлено не на повторение старых педагогических истин и  воспроизведение уже известных образовательных технологий, а на создание неповторимых путей и способов воплощения  человеколюбивейшей педагогики сотворчества, где  ребенок  больше  источник вдохновения и дерзания,  чем просто еще один ученик или воспитанник.

Педагогическая практика — практика психологии общения, взаимопонимания, развивающей поддержки друг друга и себя самого — высшее искусство жизне- и смыслотворчества, а не поденщина или ремесло.

 Педагог относится к ребенку, как к источнику своего профессионального горения и его творческого дерзания, а не видит в нем лишь отражение себя.

ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ адресует к возможности педагога открывать совместно с  ребенком  его  и  свою  “Путеводные Звезды” — смыслы Высокого бытия. Свет звезд,  энергия открытых и сотворенных смыслов — это источник жизневдохновения, “маленький плот” в пучинах невзгод, крылья над безднами бездуховности и безнравственности, это терпимость и  попустительство к творческим ошибкам, “глупостям”  и  “шалостям”, т.е. к детскости, как таковой. Здесь важна способность  педагога найти тлеющую искорку даже в том, в ком ее, вроде бы, и быть-то не должно, и дать возможность ожить ей, раздуть в  огонек, помочь крыльям душевного пламени окрепнуть и суметь  порадоваться счастью детского успеха. Главная трудность педагога —  дать  возможность детям задавать такие вопросы, на которые он и  сам,  порой, не способен сразу найти ответ. Зато в совместном поиске дети становятся способны к реальному, а не формальному учению, к духовному и душевному росту, педагог же обретает шанс воистину быть и  становиться Учителем.

Педагог признает коллегу как возможность своего человеческого роста, а не воспринимает его как конкурента.

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ направлено на утверждение нравственного, позитивного отношения педагога к своему коллеге, как к возможности своего личностного и  профессионального роста, а не препятствию для карьеры. При этом недостаточно и даже чревато негативными последствиями  для  развития простое заимствование чужих педагогических открытий и профессиональных знаний, лицемерное и корыстное потребление способностей коллег, легкомысленное перекладывание на других своих проблем  или ответственности “за  тех,  кого  приручаешь”.

Риск предложить коллеге педагогическую идею или ее совместный поиск, преодоление перепетий тупиков, падений и  откровений, готовность взять на себя  педагогические  сверхзадачи  и сверхответственность не только за собственный  личностный  рост, но и  за совместный профессиональный успех это  и  есть  кредо сотворческого партнерства педагогов.

Педагог является посредником между ребенком и взрослым миром, а не нравоучителем взрослых правил.

В ЧЕТВЕРТОМ ПОЛОЖЕНИИ говорится об умении педагога быть  защитником интересов ребенка, у которого все еще нет признания  во взрослом мире, особенно у ребенка нестандартного (хотя все  дети, наверное, таковы), непохожего на других, чудаковатого, либо  своими “недостатками”,  либо  своими талантами. Здесь подчеркивается важность быть  путеводным светом для ребенка в мире взрослых, а для взрослого (в первую очередь родителя) в мире детства.  Педагог — как Вечный Подросток — хранит тайны и взрослых и  детей, бережно приоткрывая каждому свое — заповеданное. Роль  посредника, подростка  — это  роль Сталкера со всеми его муками, сомнениями, терзаниями и счастливыми озарениями. Но ведь это и есть благородная и благодатная участь Творца.

Педагог причащается и причащает других культурой через умножение ее ценностей, а не предается массовой культуре.

ПЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ поясняет отношение педагога к культуре  не как к идолу, которому он поклоняется, а как к источнику веры в свою культуросозидающую Миссию, к пространству  жизнепорождения, к общению с живыми Ликами исторических эпох, художественных произведений, научных открытий,  инженерных изобретений, политических решений, нравственных подвигов, экологических деяний, экономических реформ, поэзии чувств и  высокой любви. В культуре педагог, как и  любой  другой  человек, причащается. Глядя в нее как в  зеркало,  он имеет  возможность увидеть и преобразить себя целиком. Главное же в  педагогическом деянии — ПРИ-О-ТВОРИТЬ культуру для  ребенка, т.е. причастить его в ней,  щедро  приоткрыть ее пространство для детского интереса,  а  не творить  культурные ценности за ученика, т.к. в этом случае педагог, может быть, и станет субъектом культуры, но перестанет быть Учителем.

Педагог является любомудрым союзником науке, а не уничижается ею.

В ШЕСТОМ ПОЛОЖЕНИИ говорится о педагоге, как ценителе научной мысли, владеющем культурой исследовательского  поиска,  способном осваивать и развивать научные идеи, воплощать их через разработку индивидуальных и коллективных научно-исследовательских программ, концепций,  через написание методических, психолого-педагогических и популярных трудов, через взаимообогащающее общение с научной литературой и живыми учеными.  Причастный к Науке педагог способен оформить свои практические новации в языке,  понятном научному сообществу. Он стремится  к пополнению новыми идеями своего  профессионального опыта, к  расширению педагогических и человеческих возможностей, к повышению своего  мастерства, готов представить плоды педагогического поиска на  престижных курсах, семинарах, конференциях,  выставках,  фестивалях, в средствах массовой информации.

Педагог мерит свой внутренний и внешний мир красотой, а не прикрывается маской.

СЕДЬМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ставит акцент на Красоте педагога, его способности выявлять эстетическое  содержание  природы,  города, Вселенной, осваивать культурное богатство памятников, театров, храмов,  библиотек, выставок, концертных залов, спортивных арен, заповедников, конкретных людей и их свершений. Эти живые сокровища Красоты педагог умеет предложить  ребенку и его семье, как благодать.

Красивый педагог  —  законодатель высокой моды в одежде, в дизайне жизненного пространства, ценитель прекрасного в природе, в профессии, в человеческих отношениях.

Педагог ценит в других не сходство, а инаковость, не сравнивает и не оценивает.

В ВОСЬМОМ ПОЛОЖЕНИИ педагог оберегается от сравнений и оценочности, восторгается способностью замечать и заявлять себе и другому человеку, что он иной и поэтому достоин удивления,  уважения, понимания и признания. Через сравнение  и оценку педагог вносит в Мир Детства лишь обыденность, агрессию, «уравниловку». Любое оценочное ранжирование есть приведение к общему знаменателю, а значит к обезличиванию.

Учитель — Демиург умеет дарить  другим  собственную  уникальность, открытую и добрую к принятию других, особенно  непохожих, к приятию всего мира, как высшей ценности, любованию неповторимостью бытия и личностью своего Ученика.

Педагог не угнетается временем, в котором, якобы, живет, а ощущает себя его вершиной Челом-Века.

В ДЕВЯТОМ ПОЛОЖЕНИИ говорится о  том, что педагог — Чело-Век: Вершина Времени. Он не страшится воплотить восемь заповедей Доверительной Грамоты в реальных свершениях всем своим жизненным  шествием, высотой своих помыслов, дерзаний, открытий, дарений и даже “падений”, не страшится великого человеческого труда. Именно испытания, дерзновенные порывы, риск их воплощений позволяют раскрыться демиургическому потенциалу Человека. Ибо могущество доказывается только превозможением    невозможного.

Он  верит, что творческий труд станет благодатным для его жизни и здоровья, для его близких и всего Рода Человеческого, что за этот труд жизнь  станет оберегать и любить его.

 

ТВОРЯНИН — ребенок, подросток, юноша или девушка, высокие в творении, в отличии от Дворянина — высокого в рождении. Он  купается  в лучах славы, выданной щедро  и сердечно, вносит в мир радость, гармонию, дополнение  и  изменение, становится еще одной отправной точкой его дальнейшего развития. Творянин созидает сначала себя и в себе, а потом вовне.  (Ключи педагогики сотворчества, 1993).

Зерцало творянина

ПРИЗНАНИЕ — открытие в человеке неизвестных ранее ярких возможностей, притязание на его уникальность в сотворческом партнерстве. Это ликование перед человеком, непохожим на других и на  самого себя в прошлом, почитание в нем его будущего, как настоящего. (Ключи педагогики сотворчества, 1993).

ТВОРЯНИН — это призвание, обретаемое и венчающее нелегкий путь освоения философии и практики сотворческого успеха вместе с учителем-мастером и со своими сверстниками, путь по ступенькам от ДАРА к ДАРЕНИЮ через РОЖДЕНИЕ, ВЫБОР, ШАНС, УСПЕХ И ВОСХОЖДЕНИЕ:

ДАР преподносится ребенку как поле возможностей его творческого развития.

РОЖДЕНИЕ из зерна сомнения и мгновенных порывов новых чувств, эмоций, смыслов собственного творческого роста.

ВЫБОР — самоопределение в многообразии видов творчества и сотворчества, избрание одного из них как звездного шествия к воплощению своей мечты.

ШАНС преодоления трудностей и обретения устойчивого успеха и мастерства уже ребенком.

УСПЕХ обретенный и признанный, как результат собственных творческих усилий.

ВОСХОЖДЕНИЕ к жизнетворчеству, т.е. к миссии   Творянина.

ДАРЕНИЕ своих талантов, идей, сотворческих дерзаний другим.

Все эти этапы-ступеньки не носят абсолютного характера, приуроченного к какому-либо детскому возрасту. Ребенок может осуществить путь Творянина и к 8, и к 12, и к 17 годам. Даже взрослый человек способен на это, если не забудет в своей душе Ребенка. Главное, чтобы он успел погрузиться в уникальный мир сотворческих отношений, вобрать все лучшие традиции, проникнуться духом не соревнования, но уважения, поддержки и Любви к собственному творческому “Я”, к процессу творческих усилий других, к перепетиям взлетов и падений, щедрости педагогического коллектива и личного педагога, к живительным истокам Природы, к духовному наследию Культуры, к родному городу, к своей стране и миру. Учредители Признательной Грамоты Творянина полагают, что все эти этапы могут быть пройдены не менее, чем за 3 года жизни. Именно после этого рубежа с момента заявки на (со-)творческий проект может быть оформлено представление на звание Творянина.

Правом представления на это звание обладают личный педагог ребенка, группа педагогов творческой мастерской или цеха, школа, в которой учится данный ребенок, его семья, представитель службы социального творчества, других общественных и благотворительных организаций.

Признательная Грамота Творянина

Признательной Грамотой награждается воспитанник(ца)

_________________________________________________

Данная Грамота является свидетельством признания Вашего таланта, плодотворного и  кропотливого творческого труда на равных с Творцами-педагогами. В результате Вашего жизнетворчества  Вы стали (со-) автором уникальных(ой) работ(ы) _______________ _____________________________________________ участником _____________________________________

Признательная Грамота является документом, удостоверяющим Ваше право, как Творческой Личности в звании Творянина, на:

  • Роль одного из Лидеров Творянского Собрания.
  • Именную Премию-Подарок.
  • Получение символа Высокого Детства – «Птицы Счастья»
  • Преимущество, среди равных, при поступлении в

_______________________________________________

Предъявление копии данной Грамоты, как вкладыша в аттестат зрелости, при поступлении в учебное заведение по профилю Вашей творческой деятельности в ________________________________________

Выполнение дипломных и диссертационных работ на материале ________________________________

Равное участие в жизнедеятельности Творческой мастерской Вашего Педагога-Сотворца.

Приоритет в  найме  на  работу  в  педагогический коллектив  ______________________________________

Приоритет в приеме Ваших личных детей в  ______

_______________________________________________

Выражая Вам признание, как Творянину, мы надеемся, что Вы будете деятельным гражданином России, достойным пополнением его творческой элиты.

Ваши педагоги __________________________________________

Директор _______________________________________________

ПРИЗВАНИЕ УЧИТЕЛЯ — ДЕМИУРГ

ПРИЗВАНИЕ УЧЕНИКА — ТВОРЯНИН

ПРИЗВАНИЕ – это обретение Веры в свою Миссию. Звание – это обретение наград и почестей. Награды тешат самолюбие, почести – самомнение, а Призвание дает могущество превозмогать невозможное.

Имеющие Призвание приумножают силы не только своими  взлетами,  но и падениями, а имеющие звания превозносятся, чтобы пасть и, может быть, уже не подняться.

Воплощение Призвания и обретение званий – разные стези в жизни, и каждую из них человек выбирает сам. Первое ТРУДно, второе легче и поэтому «много званых», а мало призванных!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *