Соколова Н.Д. | Влияние детской игры на выбор профессии

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

магистрантка института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ

e-mail: sokolovand@mgpu.ru

 В статье описана игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и этапы её развития. Рассмотрен вопрос значимости и влияния детской игры на выбор профессии. Для получения ответа на поставленный вопрос был проведён опрос среди респондентов разного возраста и профессий о том, была ли у них детская игра, связанная с их профессиональной, трудовой или досуговой деятельностью.

The article describes the game as a leading activity of preschool children and the stages of its development. The question of the significance and influence of children’s play on the choice of profession is considered. To answer this question, a survey was conducted among respondents of different ages and professions about whether they had a child’s game associated with their professional, labor or leisure activities.

Ведущая деятельность в дошкольном детстве – это игра. В этот период посредством игры происходит комплексное развитие организма ребёнка и его психики. Развиваются органы чувств, двигательные функции, координация и моторика, формируются все структуры психики ребёнка. Сам ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится с устройством жизни, с профессиями. В своих играх ребёнок проигрывает различные ситуации и сюжеты, заимствованные из жизни взрослых (семейного быта, трудовой деятельности) или из книг, фильмов и мультфильмов. С увеличением количества знаний о мире у ребёнка множатся и расширяются сюжеты для игр. Вместе с тем растёт и длительность игр. К концу раннего детства игра ребёнка может длиться до пятнадцати минут, младшие дошкольники могут играть около часа, а игра старших дошкольников может длиться от нескольких часов до нескольких дней [1].

Сюжеты игр у разных детей разные и непохожие друг на друга. Часто какой-то сюжет становиться для ребёнка любимым, и он может повторять и продолжать эту игру долгое время. Расспрашивая членов своей семьи об их любимых детских играх, я обнаружила интересный факт. Все члены моей семьи, включая меня, своей профессией выбрали ту, в которую любили играть в детстве.

В связи с этим возникает вопрос, можно ли, наблюдая за игрой ребёнка, определить его наклонности и интересы? Повлияют ли детские игры ребёнка на выбор рода деятельности в будущем?

Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим понимание сущности игры в психолого-педагогической литературе. Многие учёные, педагоги и психологи изучали феномен игры. Ряд учёных полагал, что игра имеет биологическое происхождение и является способом подготовки ребёнка к взрослой жизни. Другие видели в игре удовольствие и радость от процесса.

Современная педагогика строится на взглядах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева. Именно они определили игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, в ходе которой в психике детей формируются качественно новые образования. В их трудах игра характеризуется как самостоятельная непродуктивная деятельность детей, которая приносит радость от самого процесса игры. Важными элементами игры выделяются воображаемая ситуация, игровые действия и роль. Леонтьев также писал, что в игре развивается мощный познавательный мотив, готовя ребёнка к дальнейшей учебной деятельности [2].

К.Д. Ушинский впервые высказал мысль, что в игре ребёнок отражает реальную действительность. Идеи для игры ребёнок черпает из окружающей обстановки, т. к. в ней гораздо больше возможностей, чем в самих игрушках. Также Ушинским было доказано, что содержание игры влияет на становление личности ребёнка.

В работах К. Бюлера игра представлялась как приносящее удовольствие деятельность. Ребёнок стремится получить удовольствие, поэтому играет. Перепробовав игры с разными сюжетами, он повторяет тот сюжет, что принёс наибольшее удовольствие. Таким образом можно понять интересы и наклонности ребёнка, к чему он стремится [2].

Игровая деятельность детей развивается постепенно. В раннем возрасте у ребёнка развивается игра-экспериментирование. Ребёнок изучает физические свойства предметов: перекладывает их, бросает, вставляет один в другой, катает, пробует на вкус и всячески ими манипулирует. Далее игра переходит на следующий уровень, становясь сюжетно-отобразительной. Ребёнок начинает подражать деятельности взрослых и использует предметы в соответствии с их социальным значением. Например, кормит куклу игрушечной ложечкой, укладывает её в кроватку.

Следующей ступенькой в освоении игры становиться возникновение и развитие символической функции. Ребёнок научается замещать нужные в игре предметы другими. Так шишка становится машинкой, палка – ружьём или лошадкой, листья деревьев – деньгами и т.д. В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает осваивать роль, представляя себя тем или иным героем или предметом [3].

После освоения роли ребёнок начинает привносить в свои игры сюжет. Идеи для разнообразных сюжетов он берёт из повседневной жизни, из жизни взрослых, из книг и мультфильмов. Вслед за сюжетно-ролевой развивается более сложная режиссёрская игра, когда ребёнок не играет какую-то роль внутри игры, а извне управляет всеми персонажами игры.

В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт мир, в том числе и мир профессий. Он фантазирует, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя роль той или иной профессии, проигрывает свойственное данной профессии поведение. Какие-то профессии он проигрывает лишь раз, игры в другие периодически повторяет. Именно тогда, в дошкольном возрасте, утверждает И.С. Кон, начинается профессиональное самоопределение человека. Е.А. Климов также говорит о том, что игра эффективнее всего помогает ребёнку в дошкольном возрасте познать смысл и содержание человеческой деятельности и профессий [4]. Таким образом во время игры ребёнок не только получает удовольствие и радость от процесса, но и развивается как личность [6], впитывает знания об окружающем мире и ищет своё место в нём.

Не только игры ребёнка способствуют становлению его личности и дальнейшей судьбы, но и игрушки, с которыми он играет. Ярким примером тому служат судьбы русских императоров. Любимыми игрушками и соответственно играми Петра I были военные. «В играх царя со сверстниками – дворянскими детьми – использовались почти точные копии пищалей, пистолей, пушек, стрелявших деревянными ядрами» [5]. Под предводительством Петра Алексеевича Россия осуществила пять военных кампаний, одной из которых стала Северная война (1700—1721), продлившаяся больше двадцати лет. Можно сделать вывод, что военные игры царя сильно повлияли на его личность и судьбу.

В противоположность Петру I у его потомка Александра I I I помимо военных было много мирных игрушек. Например: Петрушка, добродушный медведь, персонаж множества сказок – Иван-дурак. Характер у Александра I I I сложился добрый и миролюбивый.

Ярким примером влияния игрушки на выбор деятельности во взрослом возрасте является жизнь последнего российского императора Николая I I. Его самой любимой игрушкой в детстве была железная дорога. Став императором, он инициирует и руководит строительством Сибирской железной дороги [5].

Был проведён опрос на тему влияния детских игр на выбор деятельности во взрослом возрасте. В опросе приняли участие тридцать респондентов разных возрастов и профессий.

В мире довольно распространена практика работы не по специальности, или же люди зачастую не любят свою работу. При составлении опроса это было учтено. Вопрос звучал так: «Была ли в Вашем детстве игра, связанная с Вашей работой, профессией или хобби?».

Из тридцати опрошенных двадцать человек ответили, что такая игра у них в детстве была (рис. 1). Она могла полностью соответствовать их работе. Например, респондент, работающий учителем, в детстве играл в школу. Или соответствовать частично. Например, респондент, работающий экономистом, ответил, что в детстве играл в воображаемый магазин. И то и другое связано с финансами. Другой респондент, работающий в сфере делопроизводства, в детстве любил заполнять бумажки.

Рисунок 1 – Была ли в Вашем детстве игра, связанная с Вашей работой, профессией или хобби?

Из двадцати респондентов, отметивших наличие в детстве игры, связанной с их деятельностью во взрослом возрасте, у восемнадцати опрошенных игра так или иначе связана с их профессией (рис. 2). А у шестнадцати из двадцати опрошенных игра так или иначе связана с их работой. Из этого можно сделать вывод, что шестнадцать респондентов работают по специальности, а двое работают в сфере, не связанной с их профессией.

Семь из двадцати респондентов ответили, что их детская игра связана с хобби (рис. 2). На основании этого становиться видно, что из семерых у пятерых опрошенных хобби так или иначе связано с профессией и работой, а у двоих хобби из другой сферы деятельности.

Рисунок 2 – Наличие связи детской игры с работой, профессией или хобби

Из всего вышесказанного следует, что у большинства респондентов (две трети) в детстве присутствовала игра, связанная с их настоящей деятельностью. А значит стоит быть внимательнее к играм, в которые играют наши дети, потому что в них можно увидеть интересы и способности детей, которые необходимо поддерживать и развивать.

Список литературы

  1. Бирюкова Н.Ю. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте / Н. Ю. Бирюкова, О. Ю. Кравченко // Современная научная мысль: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 10 октября – 10 2016 года. – Чебоксары: НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2018. – С. 13-16.
  2. Михайленко Т.М. Значение игры в развитии младших школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 18-21.
  3. Тырина М.П. Роль игры в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста / М. П. Тырина, А. И. Полякова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2018. – № 11-2. – С. 117-118.
  4. Мустафаева З.И. Расширение знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / З. И. Мустафаева, Е. А. Антышева // Science and technology innovations: сборник статей II Международной научно-практическойконференции, Петрозаводск, 26 марта 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 160-163.
  5. Организация игровой среды ребенка до трех лет: учебно-методическое пособие / Ю. А. Акимова, Е. В. Иванова, И. И. Казунина, О. В. Цаплина. – М.: МГПУ, 2014. – 63 с.
  6. Цаплина О.В. Игровые технологии в образовательном процессе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. – 2020. – С. 80-85.

http://izvestia-ippo.ru/sokolova-n-d-vliyanie-detskoy-igry-na-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *