Соколова А.А., Матвеева И.В. | РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Студентки бакалавриата

Московского городского педагогического университета 

 

В статье рассматривается проблема формирования читательских умений у младших школьников. Авторы рассматривают потенциал создания комиксов для развития данных компетенций.

Почему современные дети не любят читать, а на уроках литературного чтения им становится скучно? Обилие других видов информации: соцсети, видео-контент, игры и т.д. оставляют мало времени для книг. Большинство детей, придя домой вечером, скорее поиграют в видеоигру или включат интересное видео, нежели откроют дверь шкафа в домашней библиотеке.

Как же исправить эту ситуацию? Как помочь ребёнку открыть все богатства литературы, научиться получать удовольствие от встречи с новыми героями и сюжетами, находить мысли, скрытые за нескончаемым потоком букв?

Школа диктует требования формирования полноценной читательской личности младшего школьника. Но, к сожалению, в реалиях современного образования все свои силы педагог прилагает для того, чтобы сформировать умение читать текст, но не понимать всю глубину, смысл прочитанного. Поэтому всё чаще возникают мысли о том, что основное внимание необходимо уделять формированию читательских умений (М.П. Воюшина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская и др.).

Термин «читательские умения» рассматривают в двух смыслах. В широком смысле под ними понимаются все умения, связанные с учебной деятельностью школьника на уроках литературного чтения: чтение, анализ и оценка текста, библиографические умения. В узком смысле это умения, необходимые для полноценного восприятия и понимания произведения. Например, умение воссоздавать в своем воображении картины, созданные автором [4]. Именно узкий смысл данного термина мы возьмем за основу.

Для развития данных умений методисты предлагают как стандартные методы, например, беседу, так и различные игровые технологии, квесты. Мы решили рассмотреть довольно нестандартный подход — создание комиксов.

Комикс – это повествовательный жанр на основе поликодового (изовербального) текста развлекательного характера, сочетающий в себе серию контурных изображений, буквенную запись слов и так называемые «пузыри» (баллоны) для интеграции диалога в изображение. «Интересно, что форма «пузыря» из незначащей границы иконической и конвенциональной части превращается в различные знаки, которые имеют тенденцию образовывать систему. Например, плавная граница – эксплицитная реплика, волнистая («облачко») – имплицитная (мысли)» [5, с 52]. Сочетанием изображения и слов комикс родствен литературе для начальной школы, особенно букварям [2].

Не имеющие опыта чтения большого количества комиксов люди зачастую считают их бесполезным развлечением, не несущим никаких глубинных смыслов. Однако это ошибочное суждение. Комикс, являясь визуальным искусством, изначально закладывает в себе поиск скрытого, он предполагает долгие раздумья для понимания сюжета, эмоций, смыслов, заложенных автором. То, что в книге прописывается, в комиксе читатель вынужден понять сам.

Логично, что для того, чтобы «спрятать» информацию, сначала нужно её придумать. Получается, что авторы комиксов сначала придумывают практически полноценную книгу и только потом обрамляют её в виде иллюстраций. Именно в роли создателей комиксов будут выступать обучающиеся. Чтобы создать комикс, им придётся глубоко изучить произведение с разных сторон, пройтись по каждой строчке, каждому слову, пережить все эмоции и воссоздать их в рисунке.

Какие же читательские умения возможно развивать при создании комиксов? Мы остановились на умениях в систематизации М.П. Воюшиной [3]:

  1. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Это главное умение, которое развивается при создании комикса. Анализируя весь текст, обучающиеся перечисляют все главные элементы сюжета: где происходит действие, как выглядит это место, каковы его особенности, кто там находится, как выглядят герои, какие у каждого из них отличительные черты, как они относятся друг к другу. Ребёнок, разбирая текст «по косточкам», погружается в происходящее и создаёт в голове картинку, которую нужно будет перенести на бумагу (или на экран, если мы говорим о работе со смарт-доской/планшетом).
  2. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в произведении, динамику эмоций, движение конфликта. Комикс, в отличие от картин, содержит в себе множество действий. Он не статичен, и обучающимся предстоит выстроить линию сюжета, найти связь между действиями, распознать эмоции персонажей. Это похоже на создание постановки, где школьник должен расставить всех актеров в необходимые позиции и сказать, какие эмоции они должны изобразить и что сделать. При этом ребёнок может придумывать недостающие детали: части диалога или действия, которые не описываются в тексте, но которые точно должны были происходить.
  3. Умение целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание, характер как элементы, служащие для раскрытия идеи. Важно помнить, что каждый персонаж, место или событие введены в сюжет не просто так. Они являются образами различных идей. В связи с этим будет строиться их внешний облик. Обучающимся предстоит всесторонне описать персонажей, чтобы при визуализации передать заложенную в них идею.
  4. Умение осваивать художественную идею произведения. Вопрос «какова главная мысль произведения?» должен преобразоваться в «какова главная мысль комикса?». Установив главные смыслы текста, школьник должен суметь сохранить их в комиксе.

В качестве примера работы по такой технологии приведём короткий комикс по отрывку из произведения «Живая шляпа» Носова Н.Н. с описанием этапов работы.

  1. Обозначаем место и персонажей: комната, есть комод, стол и диван; шляпа лежит на комоде, котёнок сидит на полу, два мальчика за столом раскрашивают картинки; обстановка домашняя, поэтому можно добавить деталей: подушки на диване, детские рисунки на стенах (по всей видимости, мальчики любят рисовать), лампу и т.д.; котёнок озорной (скорее всего, это он столкнул шляпу, поэтому можно изобразить его играющим), мальчики маленькие и наивные (испугались живой шляпы), поэтому необходимо изобразить их юными на вид, в домашней одежде, с яркими эмоциями.
  2. Обозначаем действия и эмоции для раскадровки: лежит шляпа; сидит кот; мальчики раскрашивают; шляпа падает; мальчики обернулись (они удивлены); увидели шляпу; Вовка хочет её поднять; Вовка кричит и убегает (испуг у Вовки, недоумение у Вадика); Вовка сообщает о живой шляпе; Вадик не верит; Вадик идет к шляпе, рассматривает её (скептицизм); Шляпа начинает ползти, Вадик пугается; Мальчики запрыгивают на диван.
  3. По каждому действию рисуем фрейм (иллюстрацию). Диалоги мальчиков добавляем с помощью текстовых облаков. Действия упавшей шляпы, бега, ползанья шляпы, запрыгивания на диван обозначаем с помощью слов.

Графическое представление по итогу работы:

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Важно отметить, что данный вид работы довольно объемен и требует некоторых художественных навыков (поэтому отлично подойдет для рисующих детей). Необходима помощь учителя на всех этапах: от понимания произведения до поиска необходимых референсов (например, если действия происходят в прошлых веках). Стиль текста: повествование с описанием. Произведение должно быть не очень объемным, но наполненным действиями или диалогами. Текст можно разделить на фрагменты и анализировать в группах в качестве проектной работы. Особое место занимает иллюстрирование в эпоху цифровизации. Приемы работы с иллюстрацией описаны Е.Р. Боровской, что применимо и для создания работ с помощью компьютера [1].

Создание комикса может стать интересным средством для формирования интереса к чтению и развития читательских умений младших школьников, так как под оболочкой занимательной творческой работы — созданием комикса дети глубоко анализируют произведение, считывают эмоции персонажей, находят скрытые детали и делают вывод о замысле автора.

 

Литература:

  1. Боровская, Е.Р. Цифровые ресурсы в коммуникативном развитии учащихся // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации. М., 2021, С. 182-187.
  2. Борюшкина Лицевой букварь Кариона Истомина в современном мире и современной школе / Борюшкина Е.Н. Начальная школа. 2019. № 7. С. 17-20.
  3. Воюшина, М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы [Текст] / М.П. Воюшина. – СПб.: Папирус, 2003. – 89 с.
  4. Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 468 с.
  5. Лихачев С.В. Коммуникативные аспекты функционирования гибридных текстов / С.В. Лихачев // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 47-65.

The article deals with the problem of the formation of reading skills in younger schoolchildren. The authors consider the potential of comics creating for the development of these competencies.

Keywords: reading skills, younger schoolchildren, comics.

http://izvestia-ippo.ru/sokolova-a-a-matveeva-i-v-razvitie-chit/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *