Смирнова М.С., Редькина И.Д. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Смирнова М.С.кандидат педагогических наук, доцент; доцент Московского городского педагогического университета,

Е-mail: smirnovams@mgpu.ru

Редькина И.Д.,

 студент Московского городского педагогического университета

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

 В статье затронута проблема педагогического дизайна урока. Представлен опыт создания сценария урока на платформе Padlet, который рассматривается как пример педагогического дизайна.

В настоящее время в педагогической литературе и в ресурсах интернета активно эксплуатируется термин «педагогический дизайн». В данной публикации предложим свое видение «педагогического дизайна» и покажем пример педагогического дизайна урока на платформе Padlet.

Термин «педагогический дизайн» (instructional design) возник в конце прошлого века в связи с разработкой дистанционных образовательных   курсов. Российские ученые предложили использовать для обозначения этого явления иной термин, а именно «learning activities’ design», полагая, что он в большей степени отвечает идеям личностно ориентированного обучения.

Понятие «педагогический дизайн» трактуется по-разному. Мы будем придерживаться трактовки, которая исходит из перевода термина learning activities’ design.  Таким образом, педагогический дизайн —  это дизайн учебной деятельности обучающихся. Установлено, что в процессе педагогического дизайна программы (курса, блока занятий) дизайнер работает вместе с учителем-предметником. Учитель разрабатывает содержание, а дизайнер превращает этот контент в мультимедийный формат. При этом учитываются время, место, условия проведения занятия, проектируется перечень технологий для освоения контента и оценивание результатов обучения [1].

За последнее время произошли изменения в образовательном пространстве. Инновационные технологии, которые применяются в учебно-воспитательном процессе кардинально изменили функции учителя. Очевидно, что учитель независимо от того, работает он он-лайн или офф-лайн режиме, является и разработчиком контента, и педагогическим дизайнером урока.

В связи с этим возникает проблема подготовки будущего учителя к выполнению этой функции. Учитель должен уметь разрабатывать игры, интерактивные задания, веб-квесты, визуализировать контент и пр. В институте педагогики и психологии образования на практических занятиях («Технология отбора содержания уроков по курсу «Окружающий мир», «Технологии проектирования экологической культуры обучающихся») студенты практиковались в разработке веб-квестов и сетевых игр, составляли ментальные карты, опорно-логические конспекты, разрабатывали инфографику к урокам, задания на платформеTedEd, организовывали работу с мобильными приложениями и проектировали уроки на платформе Padlet. Таким образом, студенты приобщались к профессии педагогического дизайнера.

Представим возможности платформы Padlet для педагогического дизайна урока. Padlet позволяет выбрать любой шаблон в зависимости от возраста обучаемых и контента (рис.1).

Сценарий урока может наполняться аудиозаписями, видеоматериалами, текстами, иллюстрациями, ссылками на использование иных ресурсов. Учитель их разрабатывает (или осуществляет отбор из иных источников) и загружает в сценарий урока. Урок может содержать задания для организации так индивидуальной, так и групповой, и коллективной работы. Здесь могут быть размещены сценарии игр, проектные работы школьников. Нами были созданы авторские материалы (аудиозаписи, текст, задания). Ознакомиться с уроком можно по ссылке https://padlet.com/youngbrightvicious/economyandecology.

Процесс педагогического дизайна повышает требования к методической подготовке учителя, который должен уметь четко выделять смысловые блоки урока для определения задачи урока, владеть умением отбора технологий, адекватных для освоения контента.

Рис.1. Шаблоны платформы

Владение навыками педагогического дизайна важно и при работе на платформе в Московской электронной школой [2].

Умение устанавливать логику в развертывании урока, трансформировать и визуализировать контент, использовать имеющиеся ресурсы и создавать собственные – это важные умения, необходимые учителю для работы в цифровой образовательной среде.

 

Литература

  1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.
  2. Смирнова М.С., Лихачева Т.С. Использование платформы МЭШ в процессе изучения предмета «Окружающий мир» // Вестник Московского городского педагогического университета, Серия: Педагогика и психология. –2020. – №4 (54). – С. – 74–85.

http://izvestia-ippo.ru/smirnova-m-s-redkina-i-d-pedagogiches/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *