Смирнова Лидия Сергеевна | РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СКАЗОК

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент магистратуры ИППО ГАОУ ВО МГПУ

 

 

В статье рассматривает проблема развития образной речи у дошкольников, подчеркивается важность её развития, в особенности с помощью различных приемов работы со сказкой.

The article considers the problem of development of figurative speech in preschool children, emphasizes the importance of its development, especially with the help of various methods of working with a fairy tale.

Развитие образной речи является важным аспектом для формирования красоты, насыщенности речи, обогащения словаря и развития смысловой и выразительной составляющих речи.

Отечественные педагоги Л.Б. Фесюкова, А.М., Е.А. Флерина,   отмечают важность целенаправленной работы по развитию образной речи.

В нашем исследовании мы опираемся на определение отечественного педагога Е.В. Савушкиной, которая под образной речью понимает речь яркую, поэтичную, интонационно богатую, но в то же время лаконичную, правильно выстроенную, способную воздействовать на речь слушателей.

В дошкольном возрасте дети чрезвычайно эмоционально восприимчивы к образной речи, однако важная задача научить ребенка не только восприятию образной речи, но и использованию различных средств выразительности. Ценным инструментом для развития образной речи является сказка — волшебный мир фантазий, который привлекает детей и развивает их внутренний мир, самосознание, самооценку, коммуникативные навыки, творчество и воображение, а также положительно влияет на их эмоциональную сферу[1].

Развитием образной речи посредством работы со сказками занимались такие исследователи как  А.М. Бородич,  Е.И. Тихеева, , Е.А. Флерина, в том числе драматизацией сказок Л.Б. Фесюкова и др.

Многие исследователи отмечают, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности,   отмечается интерес детей ко всему волшебному и фантастическому – к выдумке.

Отдельно стоит отметить поэтические сказки, которые по мнению Н.С. Карпинской особенно способствуют развитию образности речи за счет ритмичности произношения, соответствующему длине фраз дыханию. Этой же позиции придерживались О.С. Ушакова и Н.В. Гавриш, подчеркивая равнозначность поэтических жанров литературы к прозе.

В современной педагогической практике существует большое количество приемов, методов и методик работы со сказками при формировании у дошкольников образной речи: беседы о прочитанном (Е.И. Тихеева, А.М. Бородич); уточняющие вопросы, словесные зарисовки, выборочные пересказы (О.И. Соловьевой и А.М. Бородич); уточнения эпизодов, драматизации (Е.А. Флерина, Л.Б. Фесюкова и др.). Педагоги подчеркивают, что для успешной работы по развитию образной речи у дошкольников с помощью пересказов и драматизаций требуется не единичное прочтение сказки, а двукратное.

Типичное, уже вошедшее в обиход чтение сказок детям всё ещё является основой, на которой строятся другие методики и приемы работы. И.Н. Митькина в своем исследовании обосновывает, что дети быстро усваивают употребляемые в контексте устойчивые выражения, структуру речи и построения предложений[3].

Пересказывание сказок, рассказывание сказок детьми (в том случае, если они знают какую-либо сказку наизусть, в том числе в случае рассказа своими словами) является одним из основных методов работы со сказкой. Данная точка зрения подтверждается в исследовании Г.О. Светловой. Автор подчеркивает, что рассказывания помогают ребенку заново пережить события, произошедшие в сказке, освежить в своей памяти образы. Использование родного языка, практика рассказывания имеют ключевое значение в данном методе работы со сказкой. Педагог при этом должен мотивировать, помогать (по большей части путем напоминания тех или иных выражений, метафор, фразеологизмов и т.п.)[2].

Отечественный педагог Е.А. Флерина отмечает важность драматизаций для развития образной речи ввиду отыгрывания слов, мимики, эмоций героя, представления определенных образов, использования различных средств выразительности, при этом подчеркивая важность игровой составляющей драматизации.

Для реализации драматизации часто может требоваться предварительная иная работа над сказкой, форма которой не обязана быть речевой. Так, немаловажное значение для развития образной речи могут нести иллюстрации к произведениям. При этом важно не только рассматривать иллюстрации или рисовать их, но и знакомить детей с различными жанрами живописи, способами и средствами художественного выражения (линии, цвета, контраст и т.д.), а также развивать ритмические движения при музыкальном сопровождениих[4].

Основываясь на роизведениях Дж. Родари и принципах ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), разработанных Г.С. Альтшуллером и другими учёными отечественный педагог Л.Б. Фесюкова создала комплексную методику по работе со сказками, в которой одной из важнейших задач является работы по развитию образной речи с помощью работы по конструированию слов, словосочетаний и предложений – придумывания однокоренных слов, рифмовка, подбор определений к слову, выдумывания смешных слов, а также придумывание новых сказок.

В качестве примера работы со сказкой для развития образной речи мы приведем 3 упражнения и описание проведения драматизации по сказке Шарля Перро «Золушка».

Упражнение с уточняющими опросами.

После прочтения педагогом отрывка сказки (вступления и знакомства с героями) задаются вопросы:

— Какая Золушка в сказке? (добрая, честная, трудолюбивая, скромная и т.д.)

— Какая в сказке мачеха? (злая, жадная, корыстная, вредная, высокомерная и т.д.)

— Какая одежда была у Золушки? Почему? (грязная, испачканная, вся в заплатках и т.д.)

— Какая одежда была у мачехи и дочерей? Почему? (красивая, чистая, опрятная и т.д.)

Упражнение «Противоположности».

Педагог говорит прилагательное, которое описывает героя, а дети должны назвать противоположное качество.

Педагог: Золушка какая – добрая. А мачеха?

Дети: злая

Педагог: Золушка трудолюбивая, а её сводные сестры?

Дети: ленивые

Педагог: Золушка ласковая, а мачеха?

Дети: грубая

Педагог: Золушка скромная, а её сестры?

Дети: хвастливые.

Упражнение «Сравнения».

Педагог предлагает сравнить предметы из сказки с другими, которые необходимо придумать самостоятельно. При этом даёт детям пример: у Золушки волосы золотые как солнце.

Педагог:

— Золушкины туфли крохотные как …(снежинки, пылинки, лепестки и т.п.)

— Золушкин наряд прекрасен как … (цветок, бабочка и т.п.)

Упражнение  «Придумай  продолжения сказки».

Педагог предлагает детям закончить сказку так, чтобы с помощью чего-либо (Фея, книги, сны) мачеха и её дочери исправились и подружились с Золушкой.

  1. Дети рисуют мачеху и её дочерей добрыми, щедрыми и ласковыми.
  2. После окончания рисования дети рассматривают рисунки и придумывают, как изначально злые, жадные и вредные мачеха и её дочери становятся добрыми.
  3. Дети подбирают пословицы, отражающие положительные изменения в характере антигероев:

«Добрые слова дороже богатства».

«Не устоять худу против добра».

«Добро помни, а зло забывай».

«Не хвались серебром, а хвались добром».

Драматизация отрывка с примеркой туфельки.

Педагог предлагает ребятам по ролям разыграть сцену примерки туфельки сестрам и Золушке. Определяется «сцена», в рамках которой будут действовать персонажи.

Выбегает солдат, примеряющий туфельку, бегает туда-сюда.

Мачеха: Остановись! (кричит) Башмачок волшебный дай моим дочуркам!

Даёт примерить, пробует одна, не получается.

Старшая дочь: мама, у меня не лезет…

Мачеха забирает, отдаёт младшей дочери.

Мачеха: Палец поджимай и надевай! Живо!

Младшая дочь: Ах, в туфельку пятка совсем не влезает ААААААА!

Таким образом, развитие образной речи является важным аспектом формирования грамотной насыщенной речи, а сказка с её ярким, образным и красочным языком служит эффективным инструментом для достижения цели[5].

Литература

  1. 3. Бадулина, О.И. Речевое развитие обучающихся на основе преемственности // Начальная школа — 2024. — № 1. — С. 16-18
  2. Бадулина О.И. Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. . В год 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского. В рамках университетской научной сессии «ДНИ НАУКИ МГПУ- 2023». Москва, 2023. С. 175-179.
  3. Бадулина, О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования Начальная школа. — 2002. — №1. – С. 101-104.
    4. Сычева А.Р., Семенюк Н.М. Влияние музыкального ритма на развитие ритмичности движений у детей дошкольного возраста / В сб.: Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации. Сб. материалов научно-практической конференции и круглого стола Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ/Сост. Л.Д. Морозова, М.М. Борисова. 2019. С. 66-73.
  4. Шелудько, Н. Н. Русские народные сказки как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста / Н. Н. Шелудько, Н. Е. Кузнецова // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VIII Международной научной конференции, Донецк, 25–27 октября 2023 года. – Донецк: Донецкий государственный университет, 2023, С. 118-121.

http://izvestia-ippo.ru/smirnova-lidiya-sergeevna-razvitie-ob/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *