Смирнова И.Э. | ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ — УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ г. Москва

SmirnovaIE@mgpu.ru

Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье представлены результаты исследования эмоциональных переживаний людей, учившихся в отечественных музыкальных школах в период 60-80-х годов прошлого века – по отношению к процессу обучения, к учителям, к музыке, к музыкальному инструменту. Результаты получены с применением метода интервью, и способствуют реконструкции повседневности советских школьников второй половины XX века.

В науке давно и многогранно исследуются эмоции и их место в психике человека. Представления об эмоциях и эмоциональных переживаниях развивались в руслах биологической, таламической, когнитивной, периферической, трёхкомпонентной, информационной  и др. теорий эмоций. В частности, К. Изардом были выделены основные (так называемых базовые или фундаментальные) эмоции, различные комбинации которых составляют спектр эмоциональных состояний человека [5], С.Л. Рубинштейном предпринята попытка определить степень осознанности и глубины эмоциональных переживаний [6], и пр. На рубеже XX–XXI веков исследования эмоций осуществлялись в русле персонологии (Г. Мюррей) как науки о личности. В отечественной науке в этом направлении можно отметить работы по исследованию ценностно-смысловой сферы личности (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Петровский).

Важный для исследования повседневности акцент на феноменологический подход к пониманию эмоций, при котором они рассматриваются как самостоятельная, и даже основополагающая форма человеческого познания и бытия,  отмечается в ряде философских работ (М. Шеллер, И.В. Ферран, Д.Ю. Дорофеев и др.) [4]. Применительно к проблеме выявления положительных и отрицательных переживаний по поводу тех или иных элементов повседневной жизни человека, и изучения степени их влияния на формирование личности, можно опираться на активно разрабатываемый сегодня так называемый «целевой» подход к описанию эмоций (К. Отли). Он предполагает разделение эмоций на положительные и отрицательные – в зависимости от того, достигнуты ли цели (в этом случае человек испытывает положительные эмоции), или нет (в этом случае имеют место отрицательные эмоции) [1: с. 85].

Если иметь в виду исследование эмоциональных переживаний ребенка в процессе занятий музыкальным искусством, то важно опираться на знаменитую работу Л.С. Выготского «Психология искусства», в которой он на материале литературного творчества подробно  описал и проанализировал психологические механизмы воздействия искусства на  человека. В его трактовке обозначилось представление об эстетической реакции – как об особой форме человеческой активности [3]. Вырабатывая в процессе работы над разучиванием музыкального произведения свое отношение к его содержанию, к заключенным в произведении образам и «развертыванию» их взаимодействия, учащийся «вбирает» все это в свою систему ценностей. Включаясь в этом процессе в рассуждения и (что важно!) в переживания о вечном, о добре и зле, о красоте, о нравственном, о гармоничном, он обретает своеобразный опыт «построения себя», находя место этим духовным поискам в структуре своей личности [9: c. 108]. Это происходит, если на занятиях есть место эмоциональным переживаниям, если освоение музыкального произведения не ограничивается получением знаний и отработкой умений, и на занятиях происходит эмоционально-ценностное и личностно-психологическое освоение художественных образов (освоение «для себя») [9: с. 100].

Повседневность школьников второй половины XX века можно условно разделить на «школьную» и «внешкольную». Первая из них достаточно четко определена и «очерчена» организационными рамками школьного образовательного процесса и достаточно хорошо изучена. Внешкольная же часть повседневности «наполняется» более свободно, в меньшей степени подвержена контролю со стороны взрослых и менее изучена. При этом можно предполагать, что эта часть повседневности существенно влияет на формирование личности – через виды и сферы деятельности, форматы и предметы общения. Значительную часть этой «внешкольной» повседневной жизни ребенка составляют занятия искусством, спортом, и другими видами развивающей творческой деятельности, которые в современной педагогике объединены в понятие «дополнительное образование».

В период 60-80-х годов в нашей стране был особенно популярным такой вид дополнительного образования, как обучение в детских музыкальных школах (ДМШ). В связи с этим, при реконструкции повседневности советских школьников второй половины XX века, исследовательский интерес касался эмоциональных переживаний школьников по поводу их обучения в ДМШ: предположительно, самые яркие, выраженные характеристики внешкольной повседневности детей, занимавшихся музыкой, должны были быть связаны с эмоциональным фоном восприятия своего бытия в стенах музыкальной школы.

Для подтверждения сформулированных предположений было проведено полевое исследование с использованием опроса респондентов в ряде российских городов – в Костроме, Москве, Калининграде, Новосибирске. Исследование проводилось при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00890), в марте-апреле 2018 года. Опрос осуществлялся в форме структурированного интервью с элементами нарратива [2]. В интервью респондентам предлагалось реконструировать события своего детства, связанные с занятиями в музыкальной школе. Всего вопросов, касающихся эмоциональных переживаний по поводу занятий музыкой, в бланке было 10, их назначение – определить характер и источники этих переживаний. Выборка включала респондентов в возрасте от 43 до 65 лет. В качестве респондентов выбирались лица, проживавшие на территории СССР в период с 1960 по 1991 гг.

В целом, результаты исследования показали, что переживания учащихся советских музыкальных школ второй половины XX века по поводу их занятий музыкой, были связаны:

— с содержанием и процессом самих занятий, которые учащиеся воспринимали по-разному – целостно или дифференцированно, — и переживали в ключе как положительных, так и отрицательных эмоций;

— с деятельностью по освоению эстетического и духовного потенциала музыкальных произведений – как высоких образцов музыкальной культуры (детьми весьма эмоционально переживалось удовольствие от «встречи с Прекрасным»);

— с общением с преподавателями музыкальной школы: в случаях положительных переживаний – как с носителями эстетических и культурных ценностей, как с представителями мира Искусства; в случаях отрицательных переживаний – как с источником дополнительного эмоционального напряжения;

— с участием в концертной деятельности, которая, с одной стороны, позволяла пережить чувство удовлетворения от возможности презентовать свои достижения в обучении музыке (и тем самым повысить самооценку), с другой – обладала свойством вызывать негативные переживания страха, боязни сцены, неуверенности в своих силах и пр.

Далее представим результаты более подробно.

Прежде всего, отметим, что в воспоминаниях респондентов, зафиксированных в интервью, преобладает положительный характер переживаний. Наиболее ярко положительные эмоции испытывались респондентами в отношении к самим занятиям: 62% ответивших отметили в интервью наличие интереса и переживание чувства удовольствия от занятий. При этом одной трети ответивших нравилось заниматься в музыкальной школе в целом («было интересно», «с удовольствием ходили», «получали удовольствие»). Остальные указали, что нравились занятия по конкретным предметам (сольфеджио, музыкальная литература, хор или специальность). Некоторые высказывания респондентов свидетельствуют о том, что положительные переживания от занятий музыкой (чувство радости, удовольствия, гордости, удовлетворения) были связаны с возможностью самореализации и повышения самооценки. Например, один из респондентов связал удовольствие от обучения в музыкальной школе с гордостью за то, что у него «все хорошо получалось», и ему «доставались самые ответственные партии в оркестре и самые сложные пассажи».

Причины и источники выраженного в интервью отрицательного отношения к занятиям музыкой довольно разные. Чаще всего неудовольствие было связано с трудностями освоения музыкального языка, с не успешностью в этом. Также, по воспоминаниям респондентов, им не нравилось, «было скучно» играть гаммы и маленькие пьесы («хотелось скорее играть как профессиональный музыкант, но для этого нужно было работать!»). Указанные в интервью причины отрицательного отношения к музыке говорят о том, что в принципе музыкой заниматься хотелось, но путь к успеху казался слишком долгим и сложным, и не было уверенности, хватит ли на него сил. Однако ярко выраженное негативное отношение к занятиям в музыкальной школе было зафиксировано лишь в одном интервью – респондент однозначно сказал, что «ненавидел музыкальную школу, и еле вытерпел ее».

Также довольно ярко положительные эмоции переживались по отношению к учителям. По воспоминаниям респондентов, эти эмоции были вызваны как манерой преподавания, так и проявлением личностных качеств в общении с учениками. Положительное отношение было зафиксировано в 90% высказываний об учителях. Эти положительные высказывания, на наш взгляд, интересно дифференцируются, «очерчивая» этим своеобразные  области ожиданий учеников от учителей музыки: 46% от всех положительных оценок выражают отношение к манере преподавания того или иного учителя; в 30% высказываний звучит оценка того, чему их научили педагоги музыкальной школы. Также довольно высокий процент высказываний (38%) касается привлекательных черт и качеств учителей музыки, если так можно выразиться, «за пределами преподавания». Они выражаются достаточно разнообразно, но легко группируются в словосочетание «интересные люди». Это говорит о том, что через общение с преподавателями музыкальной школы учащиеся чувствовали принадлежность к приоткрывающемуся для них другому миру – миру Культуры и Искусства. Также интересно отметить, что 19% из всех положительных высказываний — о том, что учителя помогали, проявляли доброту, заботу, поддерживали и подбадривали, то есть проявляли не профессиональные, а личностные качества. Такие высказывания с очевидностью показывают, что учащимся от таких интересных (а поэтому и значимых) для них людей очень важно было получать поддержку и теплое отношение. Интересно, что как поддержку и ценный опыт некоторые респонденты воспринимали и не вполне «поглаживающие» варианты поведения учителей. Например, 2 респондента упомянули (кстати, в высказываниях положительного толка!) о том, что учителя их контролировали: «заставляли нас работать, не лентяйничать, не давали поблажек». А о том, что учителя музыки «решили судьбу», «перевернули» или определили жизнь, рассказали 3 респондента.

Достаточно ярко в интервью просматривается и отношение к самой музыке: переживание положительных эмоций происходило как от самого процесса «общения с музыкальным произведением», так и от встречи с хорошей музыкой, с искусным исполнителем. Здесь необходимо отметить, что высказывания об отношении к музыке в интервью выглядят очень разнообразно, и от этого их трудно объединить в группы. На наш взгляд, это объясняется тем, что именно в этих моментах интервьюирования выражаются внутренние, интимные чувства и респонденты используют для их выражения сугубо индивидуальные формы. Однако, более-менее повторяющиеся из них выглядят следующим образом: «нравится слушать музыку»; «музыка дает внутреннее наслаждение»; «нравится, когда звучит музыка». Разнообразные высказывания этой группы выражают чувства: радость, восторг, любовь, удовлетворение, красоту. Одно из наиболее красочных высказываний – «музыка – моя жизнь, мой хлеб».

Достаточно выразительным показателем отношения к своему музыкальному прошлому, является отношение к музыкальному инструменту, на котором учились играть респонденты (об этом см. также [8]). В подтверждение этого говорит тот факт, что о музыкальном инструменте в интервью вспоминала (без специально заданного вопроса) почти половина всех участников интервьюирования. При этом положительное отношение по характеру высказываний выявляется у 78% респондентов.

В положительном отношении к музыкальному инструменту отмечают, что нравился его звук, очень нравилось и хотелось играть на нем – это завораживало», «притягивало», «было очень красиво». В ряде высказываний об инструменте (в 39%) имеют место весьма красноречивые и эмоционально окрашенные выражения: «прекрасный», «очень любимый», «очень замечательный», инструмент «по душе», «храню его и люблю», его «звук волшебный», «очень нравится», и др.

Отдельно хотим обратиться к воспоминаниям о концертных выступлениях, поскольку именно они чаще всего вспоминаются респондентами как самое эмоционально яркое в периоде обучения в музыкальной школе. Эти выступления описываются как самые разнообразные. Так, в интервью вспоминают классные концерты, выступления в зале музыкальной школы, «внешние» выступления в кинотеатрах, организациях, в других городах, клубах, школах, филармонических концертных залах, старинных особняках, интернатах для престарелых, сельских домах культуры, детских домах, в составе концертной бригады в отдаленных поселках, больницах, военных частях, подшефных колхозах, и др. Всего о выступлениях упоминалось в 35 высказываниях, из которых 19 (54%) носят положительный характер. Респонденты указывают, что выступать было приятно, интересно, это нравилось, давало много радости и удовольствия, они испытывали чувство удовлетворения, в ходе выступления переживались яркие эмоции. Встречаются и пояснения о том, что удовольствие на выступлениях было связано с солированием или своей особой миссией (например, ведущий концерта). Это подтверждает предположение о том, что занятия в музыкальной школе давали учащимся дополнительные (по сравнению с обучением в обычной школе) возможности для самореализации и повышения самооценки.

Однако, вспоминая свои выступления, 20% респондентов отмечают сильное волнение, которое вряд ли можно считать однозначно положительным воспоминанием. О том, что им совсем не нравилось выступать, так как при этом испытывали страх, боязнь сцены, прямо указывают 14% респондентов.

Если анализировать немногочисленные отрицательные переживания учеников музыкальных школ, то видно, что они преимущественно связаны с вопросами организации занятий и с проблемами в отношениях с преподавателями: большинство эмоций, переживаемых как самые неприятные, возникали на почве отсутствия взаимопонимания с учителем и ввиду особенностей его поведения по отношению к ученику.

Результаты опроса позволяют утверждать, что эмоциональные переживания в процессе занятий музыкой связаны с оценкой по линии совпадения/несовпадения ожиданий учащихся с их ощущениями от результатов занятий. По итогам исследования, наиболее выраженные ожидания касались, прежде всего, уровня и характера преподавания учителей, объема осваиваемых новых знаний и навыков, а также возможности получать поддержку и помощь от значимых людей. Эти результаты дают повод к размышлениям и выводам для преподавателей музыки — о соотнесении понимания смысла, целей и задач своей профессиональной деятельности с тем, чего от нее ждут те, на кого она направлена и ради кого осуществляется.

Исследованием обнаружено, что показателем наличия или отсутствия сегодняшней связи с музыкой и своей музыкальной деятельностью, а также своеобразным маркером характера этой связи выступает отношение к своему музыкальному инструменту. В этом отношении отражается стремление либо остаться, либо не остаться в своей сегодняшней жизни приобщенным к миру музыки, к возможности заниматься музыкальной деятельностью хотя бы на самом простом, не публичном уровне – «для себя».

В целом, исследование показало, что повседневность учащихся музыкальной школы второй половины XX века являлась особенной, отличающейся от повседневности детей, посещавших лишь общеобразовательную школу. Она обладала дополнительными (по сравнению с обычной школой) возможностями для наполнения жизни учащихся новыми эмоционально яркими впечатлениями, событиями, деятельностью: по воспоминаниям респондентов, музыкальная школа давала возможность встречи с чем-то ярким и новым — с интересными людьми, с профессиональными музыкантами, со знаменитостями, с новыми знаниями и новой музыкой, с Красотой. Все это позволяет считать, что повседневность учащихся музыкальной школы обладала дополнительными богатыми возможностями для успешной социализации советских детей во второй половине XX века.

Литература

  1. Апресян, В.Ю. Эмоции: современные американские исследования / В.Ю. Апресян // Семиотика и информатика. — М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. — 1995. — № 34. — С. 82-87.
  2. Арапова, П.И. Нарративное интервью как метод исследования внешкольной повседневности советских школьников второй половины XX века / П.И. Арапова // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 5. — С.29-38.
  3. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский, под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  4. Дорофеев, Д.Ю. Эмоции и чувства в современных философско-антропологических исследованиях / Д.Ю. Дорофеев // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. — 2008. — № 5. — С.138-144.
  5. Изард, К. Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 954 с.
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
  7. Симонова, О.А. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота» / О.А. Симонова // Социологическое обозрение. — 2018. Т. 17. — № 3. — С. 356-378.
  8. Смирнова, И.Э. Социально-педагогическая реконструкция повседневности учащихся музыкальной школы второй половины XX века / И.Э. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 4. С. 31 – 39.
  9. Смирнова, И.Э. Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях / И.Э. Смирнова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2000. — 203 с.

The article presents the results of the study of emotional experiences of people who studied in Russian music schools in the period of 60-80-ies of the last century – in relation to the learning process, to teachers, to music, to a musical instrument. The results are obtained using the interview method, and contribute to the reconstruction of everyday Soviet schoolchildren of the second half of the XX century.

Key words: emotions, emotional experience, everyday life, social and pedagogical reconstruction, music school, statement, memory.

http://izvestia-ippo.ru/smirnova-i-ye-istoricheskaya-rekonstruk/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *