СИНКВЕЙН КАК РЕФЛЕКСИВНО — СОТВОРЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Проблемы и перспективы педагогического образования в сетевом обществе  Материалы научно-практической конференции (23 марта 2017г) Секция: Современные образовательные технологии работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Валентина Мурзина/ учитель начальных классов СОШ ГАОУ ВО МГПУ   г. Москва  Е-mail: valentina.murzina@gmail.com

 Аннотация: В данной статье рассматривается синквейн как рефлексивно-сотворческий инструмент обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.                

Современные педагогические технологии предоставляют учителю широкий выбор эффективных форм организации образовательного процесса, активных методов и приёмов обучения. В связи с этим хотелось бы уделить особое внимание такому инструменту обучения, как синквейн, с помощью которого дети могут научиться находить в любом тексте ключевые мысли, вычленять важные элементы, объединять факты, кратко излагать полученную информацию. Синквейн – это короткое литературное произведение, которое пишется по определённому плану, характеризующее предмет (тему) и состоит из пяти строк. Он тренирует умение вычленять ключевые позиции в правилах или текстах, учит формулировать главную мысль, а также позволяет максимально доступно и интересно закрепить изученный материал. Это способ творческой рефлексии, который позволяет сразу оценить изученное. Такой метод работы помогает обобщить и запомнить сложную информацию. Эффективность данного метода определяется простотой построения и быстрым получением результата в отличие от эссе или сочинения. В то же время у учащихся реализуются их творческие способности.

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода. Считается, что этот жанр поэзии придумала в начале двадцатого века американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения. Позже эта стихотворная форма стала использоваться в целях активизации познавательной деятельности учащихся.

Психологи и учителя начальных классов отмечают, что у младших школьников (особенно у первоклассников) часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, им сложно пересказывать прочитанное, трудно выучить наизусть стихотворение. Составление стихотворения из пяти строк – один из способов частичного решения этих проблем, потому что синквейн учит высказывать свои чувства и эмоции к персонажу в нескольких словах. Он заставляет задуматься над выводами, требует богатый понятийный и словарный запас.

В своей педагогической деятельности я часто применяю работу с синквейном на уроках и во внеурочной деятельности. Этот вид письменной работы обычно использую в конце урока или занятия, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изученному материалу. Чаще это происходит на уроках литературного чтения. Этот инструмент может стать незаменимым помощником при пересказе содержания текста, характеристики героев произведения. Уже в 1 классе я начинаю учить работать с «синквейном», знакомлю с его структурой.

Схема составления синквейна такова:

1 строка (кто? что?) – имя существительное – одно ключевое слово.

2 строка (какой? какая? какое?) – два имени прилагательных, которые дают описание признаков персонажа первой строки.

3 строка (что делает?) – три глагола, обозначающих действия персонажа.

4 строка – предложение, которое выражает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (имя существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который поясняет суть темы в 1-ой строке.

Несмотря на то, что составление синквейна подчинено определённым правилам, это свободное творчество и чёткое соблюдение правил здесь не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Нужно понимать: для того, чтобы наиболее точно, ясно и метко выразить свою мысль, ребенок должен иметь определённый запас слов. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. А когда учитель знакомит малышей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», он уже готовит фундамент для последующей работы над предложением. На начальном этапе обучения детей составлению синквейна можно применять следующие упражнения:

  • «Подбери словечко», например, к слову «огурец» (он какой? – зелёный, пупырчатый, длинный, вкусный).
  • «Узнай предмет по признакам» – сочное, хрусткое, наливное …. (яблоко).
  • «Назови, кто что делает?» – врач … (лечит, оперирует, слушает); яблоко … (краснеет, созревает, растет).
  • «Расскажи, что чем делают?» – пишут … (ручкой, карандашом, мелом, фломастером).
  • «Перечисли части целого» – растение… (стебель, корень, листья, цветы, плоды).

Сочинять детям малые стихотворные формы интересно, полезно, так как при этом можно в полной мере проявить свой талант и почувствовать успех. В своей практике я применяю различные виды работы с синквейном. Так, например, составление краткого рассказа по готовому стихотворению, анализ неполного синквейна для определения любой отсутствующей части, составление стихотворения по прослушанному рассказу, исправление и совершенствование готовой работы, выполнение домашнего задания на составление синквейна по персонажам из прочитанного текста.

Так в чём же польза и смысл этого методического приема? Во-первых, составление пяти строк требует от ученика умения сжато резюмировать изученный материал. Во-вторых, это метод, который можно использовать на любом этапе урока. В начале урока можно предложить проанализировать вторую, третью, четвёртую, пятую строки и определить тему урока или написать синквейн для выяснения готовности к уроку, для актуализации знаний. В ходе урока с помощью синквейна ученики могут выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме или герою произведения, составив ему характеристику. При этом у учащихся формируется умение грамотно выражать свои мысли. При работе с данной стихотворной формой экономится время урока, появляется возможность проверить, насколько учащиеся вникли в содержание текста, поняли его смысл, главную идею. В-третьих, данный инструмент можно рассматривать и как средство творческой выразительности, например, когда учитель готовит учеников к написанию творческой работы, можно сначала предложить написать синквейн. Эти составленные на уроке маленькие, но ёмкие работы дадут толчок к написанию сочинения. В-четвёртых, этот метод можно использовать как метод проверки уровня знаний, чтобы выяснить, как понимают учащиеся то, что они прошли на уроке и, таким образом, можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия на уроке. Синквейн – хороший способ контроля. Написать пять строк, достоверно не прочитав текста, не получится. Так, например, нужно составить синквейн про главного героя произведения. Если вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и ассоциацию, то обязательно пропустите каждое слово через себя. А это именно тот эффект, которого учитель и должен добиваться на уроке литературного чтения и не только.

При обучении составлению синквейна дети сначала выполняют работу в парах, в малых группах и только потом – индивидуально. При составлении данной стихотворной формы с младшими школьниками нужно помнить, что составлять синквейн нужно только на темы, которые хорошо известны детям и сначала по образцу.

Итак, в чём же эффективность и значимость использования синквейна в работе учителем начальных классов? Это, прежде всего, доступность, поэтому получается у всех учеников. Составление синквейна может быть использовано как заключительное задание по пройденному материалу или для проведения рефлексии. Данный вид работы помогает пополнить лексический запас учащихся, учит их краткому пересказу, а также учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Всё это позволяет развивать речь и мышление ребёнка, помогает формировать у него интерес к окружающему миру, облегчает процесс усвоения детьми понятий и их содержания, поэтому синквейн – хороший способ контроля и самоконтроля.

При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач. Изученный на уроке материал приобретает эмоциональную окраску. У детей углубляются знания о предложении, формируется умение соблюдать интонацию, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Работа с данным инструментом увлекает и вовлекает. Интересна работа в парах и малых группах, во время которой учащиеся учатся слушать и слышать друг друга. Так, сначала предлагается написать стихотворение самому, затем в парах ребята из двух работ составляют одну, а потом завершается работа в четвёрках. Окончательный вариант и зачитывается всему классу.

Таким образом, синквейн – как рефлексивно-сотворческий инструмент обучения – полностью себя оправдывает. Он требует от авторов умения находить в информационном материале ключевые элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна полезно и для выработки у учеников способности к анализу. Его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

Список литературы

  1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д., 2011.
  2. Буйвалова, Н.Н. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://vospitateljam.ru/sinkvejn-dlya-razvitiya-svyaznoj-rechi-i-myshleniya-detej-doshkolnogo-vozrasta/
  3. Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – №5. – 2005.
  4. Мониторинг инклюзивного образования дошкольников в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: методическое пособие / И.В. Поставнева, В.М. Поставнев, И.Ю. Левченко, В.В. Мануйлова, А.С. Львова, О.А. Любченко, Е.И. Сухова, С.И. Карпова. – М.: Издательство «Спутник+», 2016. – 52 с.
  5. Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану» // Первое сентября. – №4. – 2006.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/sinkveyn-kak-refleksivno-sotvorchesk/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *