Сингосина И. В. | РАЗВИТИЕ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НЕКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

музыкальный руководитель, ГБОУ Школа 2031, Москва

E-mail: yacht70582008@yandex.ru

 материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества» 

 

В статье рассказывается о значении развития некогнитивных способностей, творчества как автономного навыка, о факторах, влияющих на развитие детей. Раскрываются возможности развития детей посредством синтеза искусств. Представлено описание программы на основе синтеза искусств «Цветные звуки». Программа может быть использована как педагогами в образовательных учреждениях, так и родителями.

Введение. Одаренные дети – особая категория детей. До середины XX века показателем одаренности являлся исключительно коэффициент интеллекта. Но уже известно, что для достижения успехов в различных областях профессиональной деятельности, в науке или искусстве, нужно не столько развитое логическое мышление (конвергентное), сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, находить необычные решения проблем.

Все эти навыки относятся к творческому началу, а также к некогнитивным способностям личности. К ним же психологи относят эмоциональный уровень, самовосприятие, коммуникативную успешность или социализацию, настойчивость, уровень мотивации, познавательную активность. Другими словами, эмоционально-волевые характеристики.

Заслуженный профессор Истории в Лондонском университете Джон Линч отмечает, что «такие черты как внимание, саморегуляция, настойчивость, которые проявляются в детстве, влияют на последующие жизненные результаты» [4].

Последние исследования доказали значимость развития некогнитивных навыков — прежде всего, креативности и социальных навыков, без которых современным людям на работе не обойтись. Отечественные методики очень эффективны в выработке когнитивных навыков. Но потребности современного рынка труда включают все большее количество некогнитивных навыков, и они играют не меньшую роль в успехах личности, чем уровень интеллекта, считают учёные.

Кроме того, менеджер глобальной практики в области образования региона Европы и Центральной Азии и представитель Всемирного банка Гарри Патринос сравнил российское образование cо странами ОЭСР и сообщил, что «российские школьники отстают в навыках решения проблем» (problem-solving) [5]. Исследователи полагают, что этот компонент будет играть большую роль в тех рабочих задачах, которые предстоит решать в будущем. Роль таких навыков как способность работать в команде, решать разные проблемы, возрастет. Сюда же относится и практика разрешения конфликтов.

Итак, одаренность имеет несколько типов, а успешность и развитие одаренных детей зависит от развития когнитивных, некогнитивных и творческих способностей.

Когнитивные, некогнитивные, а также творческие способности следует развивать с раннего детства и это необходимое условие для становления успешной личности в будущем обществе.

Программа «Цветные звуки». Мы предлагаем вниманию ознакомление с программой для дошкольного и младшего школьного дополнительного образования «Цветные звуки». Программа направлена не только на развитие музыкального, художественного и литературного вкусов, но и способностей к различным видам искусства, а также творческого начала и эмоционального восприятия художественной культуры в целом.

В основе программы лежит интегрированный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства, скульптуры, художественной литературы и театром.

Наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.

Цели программы:

  • научить воспринимать произведения искусства мировой культуры,раскрыть и развить творческую самобытность;
  • развить когнитивные и некогнитивные способности;
  • расширить кругозор личности будущего общества.

Задачи программы:

  1. Приобщение к музыкальной, художественной, хореографической и театральной культуре;
  2. Формирование основ эстетического восприятия;
  3. Обогащение музыкальными и художественными впечатлениями, развитие на их основе восприятия, внимания, воображения;
  4. Формирование замысла и умения воплощать его, пользуясь основными средствами выразительности актерского мастерства, ансамблевого музицирования и танца;
  5. Инициировать собственное эмоциональное участие ребенка в синтезе искусств;
  6. Развитие активности, самостоятельности, творческих способностей.

Программа решает комплекс задач музыкально-эстетического, художественного, литературного, театрального и творческого развития ребенка. Репертуар программы включает в себя произведения великих композиторов, художников, поэтов и писателей, вошедших в золотой фонд мировой культуры.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

  1. Специальный подбор музыкального репертуара;
  2. Использование синтеза искусств;
  3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей: пения, игры в оркестре, танца, актерского мастерства.
  4. Разработка содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В программе три крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка», «Опера и балет» и «Музыка эстрады и джаз».

В первом и третьем разделах дети знакомятся с произведениями великих композиторов классической музыки, начиная с эпохи И.С.Баха и заканчивая знаменитыми джазовыми композициями, уже вошедшими в число несомненных джазовых стандартов.

Наглядные пособия, рассказ педагога и музыка дает представление о неповторимом духе эпохи классицизма, эстрадного и джазового искусства и раскрывает огромный мир музыкального, изобразительного и театрального творчества. Дети знакомятся с возможностями инструментов симфонического оркестра, открывают для себя звуки органа, саксофона.

Творческое отношение к процессу обучения формирует устойчивый интерес к инструментальному музицированию, а совместное музицирование способствует развитию общих и музыкальных способностей. Последующее «перенесение эмоций» от музыкального занятия на бумагу вызывает интерес коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

В разработанной Е. П. Торренсом концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация. Вывод, что лишь деятельность, мотивированная потребностью, собственным желанием, содействует развитию способностей одаренных детей, подтверждают психологи В.Э.Чудновский и В. С. Юркевич [2]. А согласно психологу А. М. Матюшкину внутренняя мотивация – основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей [3].

В разделе «Опера и балет» программы «Цветные звуки» знакомство с оперной и балетной музыкой происходит посредством сказки. Сказка – близкий детям и любимый ими литературный жанр, поэтому доступная для детей форма вызывает у них интерес и мотивирует на дальнейшее обучение. С помощью сказочной истории легко научить детей внимательно слушать музыку, исполнять ее, а также сочинять танец или игру. Доказано, что для детей подход в обучении с играми и сказками является эффективным, и целесообразно искусство преподносить как сказку, обучение как игру, а игру – как искусство.

Проблемы одаренных детей, решаемые в программе

По результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети редко хорошо учатся. Чаще всего в традиционной школе они — троечники[6].

У одаренных детей выявляют основные проблемы:

  • отсутствие достаточной мотивации;
  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
  • проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все;
  • трудности в таком обществе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития.

Сложность положения таких детей усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Они воспринимают свои особенности как аномалию, начинают скрывать свои достижения и способности. Таким образом, слабые коммуникативные способности и социальная изоляция таких одарённых детей – не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребёнок при отсутствии группы, с которой он  мог бы общаться.

Программа «Цветные звуки» направлены на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального
  • самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
  • интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Факторы, влияющие на развитие детей и программа «Цветные звуки»

Факторы, влияющие на развитие творчества одаренного ребенка, разделяют на внешние и внутренние. Факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие одаренного ребенка. К внешним факторам относятся информационно-материальные условия и реакция родителей, учителей и сверстников. К внутренним факторам относятся здоровье, пол ребенка, а также самооценка и воля.

Кроме этого, внутренние и внешние факторы подразделяются на объективные и субъективные. Субъективные факторы не зависят от воли ребенка, это место жительства, материальный статус родителей, пол и здоровье ребенка. Психологи прошлого столетия Е.     В. Гурьянов и П. П. Соколов утверждали, что на врожденные способности ребенка оказывают влияние окружающие его среды. Другими словами, несоответствующая социальная среда никак не мотивирует и не развивает личность ребенка [7].

На занятиях же данной программы рекомендовано присутствие не более 10-ти человек, что является индивидуально-групповой формой и создает благоприятную среду для взаимодействия детей.

К субъективным факторам относится реакция окружающих: родителей, учителей и сверстников, а также воля и самооценка, что являются важными внешними факторами. Реакция может быть положительной, так и отрицательной, но только положительная реакция ведет к развитию ребенка. И здесь на первый план выходит личность педагога.

Можно утверждать, что улыбчивость педагога, его вовлеченность в процесс обучения и заинтересованность в результате — важное условие не только атмосферы занятия, но и развития обучающихся. Предпочтительно организовывать занятия как игровое общение равных партнеров – детей и педагога, где ребенок свободно проявляет свою индивидуальность при возможности быть принятым на занятии безо всяких условий.

Творчество как автономный навык на занятиях «Цветные звуки»

Исследования ученых доказывают, что первооснова творчества едина и умение творить универсально. Личность, наученная творить в какой-либо сфере (искусства, техники и т.п.) будет способна перенести этот опыт в любую деятельность. Поэтому о творчестве можно говорить как о самостоятельном и важном навыке [8].

Какая же направленность может развить в личности креативность, коммуникативные способности, уверенность в себе, умение работать в команде, достигать цели, помочь возможности самовыражению ребенка?

Для развития одаренных дошкольников существует много методик разной направленности. Рассмотрим сферу «музыка» и музыкальное развитие как среду формирования творческих способностей человека.

Музыка на сознательном и бессознательном уровне способна заложить творческое отношение к жизни. А «элементарная музыка» может использоваться не столько для воспроизведения, сколько для творческого самовыражения и высвобождения индивидуально-творческих сил. Например, дети на занятиях по данной программе самостоятельно решают задачу подбора музыкальных инструментов для сопровождения («расцвечивания», «разукрашивания») музыкального произведения,

Выделяют основные этапы творчества: формулирование проблемы, поиск решения или замысел, выражение решения или импровизация, публичное представление продукта.

Например, если на занятиях дети сочиняют танец или игру, а на открытом мероприятии представляют их зрителям, то они проходят три этапа творческой деятельности (замысел, импровизация и публичное представление продукта), отсутствует только этап – запись музыки нотами, хореографических движений или игры буквами. Таким образом, детское творчество может пройти не все этапы, не теряя при этом в развитии.

Знаменитый американский психолог Е. П. Торренс пришел к выводу, что успеха достигают не те дети, которые хорошо учатся, а те, кто имеет так называемую гибкость мышления — способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто далеким по содержанию друг от друга, и оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых [1]. Программа предлагает на каждом занятии интенсивно сменяющие друг друга такие виды деятельности, как:

  • слушание-восприятие,
  • детское исполнительство (игра на музыкальных инструментах, танец, пение, исполнение актерского этюда как представление образа или характера),
  • детское творчество (сочинение танца, изобразительное искусство, импровизация передачи различных образов; музицирование на детских музыкальных инструментах, составление игры),
  • музыкально-образовательный (усвоение детьми элементарных сведений о музыке, изобразительном искусстве, их выразительных особенностях, приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства).

Дети слушают, танцуют, поют, играют в оркестре, рисуют, играют, слушают аудио и просматривают видео.

Творческое отношение в процессе обучения формирует устойчивый интерес к различным видам искусства, а совместное музицирование, актерский этюд, танец способствуют развитию коммуникативных способностей.

Заключение. Педагогическая наука развивается, появляются новые методы обучения, но одним из важнейших аспектов педагогики по-прежнему остается развитие творческих способностей. Именно креативное начало и творческие навыки могут повлиять на успех в любой сфере деятельности человека и становление личности как профессионала.

Можно утверждать, что с освоением программы ребенок приобретает уверенность в себе, умение достигать поставленной цели и радость творчества. Мы убеждены, что программа на основе синтеза искусств «Цветные звуки» создает условия для развития ребенка, для мотивации к познанию и творчеству, является профилактикой асоциального поведения, создает условия для социального и профессионального самоопределения, интеграции в систему мировой и отечественной культур, развивает интеллектуальное и духовное начала личности ребенка. Так же программа направлена на взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей: педагог является инициатором и организатором совместных походов в музеи и театры.

Мы верим, что работа по программе «Цветные звуки» помогут специалистам не только развить некогнитивные и творческие способности ребенка, но и на основе данной технологии разработать новые эффективные методики.

 

Список литературы

  1. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. – Методическое руководство, СПб, 1998. – С.20-22.
  2. Чудновский В. Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М: Знание, 1990. – 80 с.
  3. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. – Доклад на заседании коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 7 апреля 1989 г. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm
  4. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Методическое пособие программы «Синтез» – М: Центр Гармония, 2010. – С.3-5.
  5. Воробьева Ю. М. Успехи в учебе и карьере связаны не только с интеллектом. – 2018.  Вести.Наука. – URL: https://www.vesti.ru/nauka/article/1106136
  6. Индикатор. Российские школьники отстают в некогнитивных навыках. – 2019. – URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/interviyu-patrinos.htm
  7. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М., Носова Е.И. Характеристика некогнитивных функций у одаренных учащихся, ассоциированных с академической успеваемостью. – Оренбургский медицинский вестник, 2016.– Том VII, №3 (27), – с.69-72
  8. Соколов П. П. История педагогических систем. – СПб.: Изд. О.В. Богдановой, 1913.– 613 с.
  9. Лейтес Н. С. Психология одарённости детей и подростков. – М., «Академия», 1996. –с. 41.

 

The article describes the importance of developing cognitive abilities, creativity as an Autonomous skill, and factors that affect children’s development. The possibilities of children’s development through the synthesis of arts are revealed. A description of the program based on the synthesis of arts «Color sounds» is also presented. The program can be used by both teachers in educational institutions and parents.

Keyword: musical activity; problems of gifted children; synthesis of arts; communication; creativity; development of abilities; opera, ballet; symphony music; jazz.

http://izvestia-ippo.ru/singosina-i-v-razvitie-u-odarennykh-de/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *