Синенкова М.В. | КАК ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
25
synesthesia@gmail.com

В статье дан общий концептуальный очерк основных идей и опыта вальдорфской педагогики в формировании и развитии творческого мышления младших школьников. Обсуждаются отдельные отличительные особенности вальдорфской педагогики как системы, ориентированной на гармоничное творческое развитие личности ребенка.

Ни для кого ни секрет, что существует огромное количество образовательных методик, помимо традиционных и некоторые из них признаны во всем мире, даже если глобально отличаются от последних.

Одну из таких методик около ста лет назад разработал австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер. С тех пор вальдорфские школы существуют в сотне стран мира, в том числе и в России.

Как и традиционные, вальдорфские школы ставят перед собой задачей развить полноценную гармоничную личность как в социальном, так и индивидуальном смысле, но добиваются этого разными средствами, методами и подходами. Вальдорфская система образования основана на «уважении к детству» и одной  из главных целей таких школ является воспитание в детях  любви и стремления к искусству, а также развитие способности мыслить творчески, вне рамок.

Выготский Л.С. говорил, что «творческое мышление не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а выстраивает какие-то новые ряды из прежде накопленных переживаний. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [1, с.38].

Основные идеи вальдорфской педагогики

  1. Класс максимально обустроен для творческой атмосферы. Натуральные материалы и только сдержанные тона в оформлении. Уроки проводятся не только в  классах, но и на природе: в лесу, у реки, чтобы задействовать чувства и эмоции детей.
  2. Отсутствие телевизора и компьютера и запрет на использование любых электронных гаджетов, оказывающих негативное влияние на наглядно-образное мышление и воображение. (Доказано, что сидя перед экраном, любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.) [16  , с.39].
  3. Вальдорфские игрушки сделаны исключительно из природных материалов. У них нет явно обозначенной функции в игре. Один и тот же брусок в зависимости от фантазии ребёнка может стать частью построенного домика, грузом для машины или каким-либо персонажем.
  4. Отсутствие в школе учебников: все дети сами ведут свою рабочую тетрадь, которая со временем трансформируется в рабочую книгу. Получается, что они сами создатели своих учебников, где они отражают свой опыт и полученные знания.
  5. Подражание — как путь познания мира в дошкольном возрасте. Не искусственно созданные для ребёнка занятия, а присоединение к творчеству взрослых. Так появляется и сохраняется интерес к обучению.
  6. Свободная игра при минимальном вмешательстве взрослых. Дети проигрывают бытовые и социальные ситуации, получая при этом достоверное представление об окружающем мире.
  7. Отсутствие занятий с абстрактными понятиями в виде букв и цифр. Вместо этого ребёнок лепит из воска, пробует себя в живописи, шьёт, валяет, занимает резьбой по дереву.
  8. Ритмы и повторения гармонизируют развитие ребёнка. Ритму подчинён распорядок дня, недели и всего года.
  9. Чередование в течение дня «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, валяние, обработка камня и металла) и «художественно-эстетических» (музыкальные занятия, живопись, гимнастика, ритмические игры).
  10. Главное — индивидуальность каждого отдельного ребёнка. Нет сравнений с другими детьми, важен мир и предрасположенности каждого. Так раскрываются таланты абсолютного любого ребёнка. [3].
  11. Отличается и подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

Важно то, что цели вальдорфской школы направлены не на спрос социального строя государства, который может меняться, а на те качества, которые заложены в самом человеке. Только так, по теории вальдорфской школы, можно добиться обновления социального порядка, привлечь новые взгляды подрастающего поколения и вырастить будущих граждан активными, развитыми, не зависимо от политических и социальных предпочтений.

Итак, исходной составляющей вальдорфской педагогики должен стать не социальный заказ, не нужды страны и её экономики, общественных запросов, а способности и задатки подрастающего поколения, его потребности и развитие. По мнению учёных-педагогов вальдорфской школы, если обучение будет направлено на развитие ребёнка в тот или иной момент, если педагог будет рассматривать его как цельную личность и не ограничиваться тем, что ученик чего-то не знает, то можно получить поколение, которое будет в социальный строй привносить всё новые взгляды, мнения, менять мир к лучшему. Важной составляющей вальдорфского обучения является не только развитие творческого мышления и интеллекта ребёнка, но также забота о его здоровье. Ведь полноценный, здоровый ребёнок, свободный от социальных предрассудков, способен лучше воспринимать преподносимую ему информацию.

По мнению Р. Штайнера, если ребёнок выходит из школы, которая ставит себе целью воспитать социально направленного гражданина, то, зачастую, она ему прививает те комплексы, проблемы и потребности, что копились годами, мотивация таких учеников будет слабой, что будет сказываться не в лучшую сторону для развития общества. Основатель вальдорфской школы также утверждает, что, если образование направлено на запросы экономики государства, то обучение происходит в принудительной форме, у детей происходит сопротивление насильному преподаванию материала, который для него неинтересен, отсюда появляется не только протест, но и пассивность, равнодушие. Такой ученик, зачастую, превращается в пассивного гражданина, не способного развивать свою страну и делать её лучше [4, с.25-30].

Данный факт могут подтвердить различные группы и форумы родителей, чьи дети обучаются в стандартных общеобразовательных школах. Чаще родители ругают современное образование, высказывают недовольство им, учителями, жалуются на постоянную усталость детей, на равнодушное отношение к учёбе, нежелание посещать школу и т.д. Поэтому, многие родители сегодня в поиске альтернативного образования, других методов преподавания.

Вальдорфская школа, как и любая другая педагогическая система, имеет своих сторонников и противников. Какую форму обучения выбрать для ребенка решать, конечно, только его родителям. Но очевидно, что в наибольшей степени вальдорфской школой будут довольны те родители, кто также как и Рудольф Штайнер считает, что очень важно развить ребёнка всестронне,  затронуть его воображение, память, волю и чувства, творческие задатки и мышление, а также научить думать свободно и самостоятельно, вне устоявшихся рамок и шаблонов. [5, с 17].

 Литература

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребёнка. /Л.С. Выготский, – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2017. – 195 с.
  2. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – 151 с.
  3. Вальдорф Х.Х. История одного имени. – М.: Ассоциация вальдорфских школ России, 2013. – 400 с.
  4. Штайнер Р. Вальдорфская педагогика. Гуманистический характер антропософии. – М.: Амрита-Русь, 2017. – 224 с.
  5. Штайнер Р. Антология гуманной педагогики. — Издательский дом Ш.Амонашвили, 2002. – 210 с.

http://izvestia-ippo.ru/sinenkova-m-v-kak-valdorfskaya-pedago/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *