магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
25synesthesia@gmail.com
В статье описываются применяемые в России тесты для определения уровня творческого мышления и изложены результаты исследования творческого мышления учащихся 3-х классов вальдорфской школы на основе опросника Дж. Рензулли.
Под понятием «творческое мышление» подразумевается умение генерировать нестандартные идеи и отступать от традиционных способов решения задач, а также способность оперативно решать вопросы, не имеющие очевидного решения. Творческое мышление объединяет в себе набор умственных характеристик, стимулирующих создание чего-то нового – материальных объектов, произведений искусства или идей [4, с 24]. Основываясь на трудах известного американского психолога Элиса Торренса можно сделать вывод, что проявление творческого мышления обычно происходит: в условиях нехватки знаний; при определении недостающих информационных звеньев; при внедрении свежеполученных знаний в новые механизмы и системы [1, с 6]. Другой психолог, исследовавший феномен творческого мышления, Р. Джонсон пишет, что его проявление выражается в умении в проблемной ситуации, полагаясь лишь на свои силы, внезапно проявить нестандартный и продуктивный подход.
Творческое мышление почти всегда воспринимается как нечто противоположное конформизму, например Д.Симпсон, впервые использовавший понятие «креативность», рассматриваемое некоторыми школами как равнозначное понятию «творческое мышление» [3, с 29], определял ее как «способность человека отказываться от стереотипов и разрушать общепринятый порядок следования идей в процессе мышления» [2, с 1]. Не смотря на великое множество подходов к определению этого явления, творческое мышление всегда связано с созданием чего-то уникального, нового и полезного для общества или самого индивидуума.
В России для определения уровня творческого мышления наиболее часто применяют тесты Торренса, а также набор креативных тестов Гилфорда и опросник Джонсона. Тест Гилфорда обычно применяется на взрослых людях и представляет собой набор экспресс-тестов, а оценка уровня творческого мышления по методике Торренса представляет собой довольно трудоемкий процесс, как при самом тестировании, так и при обработке полученных данных. Существует также батарея тестов, созданная американским ученым Франком Вильямсом для комплексного измерения уровня творческого мышления у детей и подростков от 6 до 17 лет, которая считается надежным и универсальным инструментом для тестирования широкой возрастной группы и позволяет определить не только уровень творческого мышления, но и другие личностные характеристики, влияющие на привнесение в мир творчества [6, c 98].
Мы же в данной статье рассмотрим еще один вариант диагностирования творческого мышления – опросник, который был создан Джозефом Рензулли и Робертом Хартманом и который является ускоренным методом, позволяющим качественно и быстро определить уровень творческого мышления детей и подростков. Он может применяться как самостоятельный инструмент или дополнение к вышеописанным тестам.
В середине 70-х годов в связи с растущим интересом к одаренности детей появилась необходимость в создании новых, более разнообразных и широких методов для выявления одаренных, творчески мыслящих, талантливых детей школьного и дошкольного возрастов. Существующая модель рейтинговой оценки школьников не имела общей структуры и не была достаточно эффективной, а также имела слабые места. Американские психологи Дж. Рензулли, К. Калахан и Р. Хартман, основываясь на работах ученых со всего мира, изучавших вопросы развития детской одаренности, решили создать универсальный и объективный метод оценки её разных сторон. Ими было выявлено четыре вида одаренности: способность к обучению, мотивация, творческое мышление и самостоятельность[1, с 221].
Для того чтобы иметь возможность эффективно выявлять одаренность, ученые создали опросники для педагогов, имеющие рейтинговую систему на основе оценок поведенческих характеристик четырех её видов. Эти характеристики были определены в результате анализа огромного количества научных работ, причем характеристика считалась значимой, только в случае, если о ней сообщили не менее трех ученых, не имевших между собой больших разногласий в этом вопросе. Создатели отмечают, что данная методика разработана не с целью заменить уже существующие, а для совместного применения с ними.
Опросники были модернизированы российским исследователем, кандидатом психологических наук Е. Е. Туник и стали более расширенными. В ее версии, оценку производят не только педагоги, но и родители, а после седьмого класса и сами дети оценивают себя и своих сверстников. Оригинальный вариант опросников используется для выявления одаренных детей, а адаптированный Еленой Туник для определения степени одаренности у всех детей.
В статье мы рассмотрим и апробируем адаптированный вариант опросника одного из видов одаренности – творческого мышления. Он состоит из десяти видов основных творческих характеристик, каждый из которых в процессе наблюдения педагога за учащимся в различных условиях оценивается по шкале от 1 до 4, где 1 – редко; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – постоянно. В результате общая оценка является суммой баллов всех характеристик, где минимум – это 10 баллов, а максимум – 40. Ниже приведены эти творческие характеристики:
— любопытство, любознательность (ребенок постоянно задает вопросы, интересуется всем, что его окружает)
— оригинальность (ребенок предлагает множество разнообразных идей и путей решения задач и проблем, зачастую дает уникальные, нестандартные ответы)
-свобода выражения (ребенок не стесняясь выражает свои мысли и эмоции, не зависим от мнения окружающих)
— готовность рисковать (ребенок не боится ошибаться)
— ориентация на исследовательскую деятельность (ребенок часто задается вопросом «а что будет, если…», пытается изменить идеи или объекты, ищет новое применение предметам)
— нестандартное чувство юмора (ребенок находит смешными вещи, которые не кажутся смешными другим; может рассмеяться, не смотря на то, что не смеется больше никто)
— эмоциональность
— индивизуализм (ребенок имеет свое мнение, которое он способен отстаивать; не боится противопоставлять себя коллективу)
— обостренное чувство прекрасного (ребенка трогают эстетические стороны предметов и явлений)
— отсутствие авторитетов (ребенок принимает только конструктивную критику и не склонен легко отказываться от своих мыслей) [1].
Для подтверждения надежности и валидности данного опросника, его авторами был проведен ряд исследований. Основываясь на сравнении результатов повторного тестирования, а также тестирования одних и тех же контрольных групп разными экспертами, был сделан вывод о стабильности данных тестов и ретестовой надежности. Кроме того, валидность тестирования была подтверждена путем сравнения результатов опросника Рензулли и теста творческого мышления Торренса.
Нормативные данные Рензулли
Эти данные были получены Рензулли и его коллегами при тестировании школьников третьих-пятых классов.
Мы апробировали данный опросник на учащихся государственной вальдорфской школы г. Москвы. В выборку вошли ученики третьих классов в возрасте 8-9 лет, всего 71 человек. Из них 38 мальчиков и 33 девочки.
Так как в возрасте 9 лет дети еще не способны к объективной само- и взаимооценке, данные приводятся для двух категорий оценивающих: эксперты (учителя и школьный психолог) и родители.
Категория оценивающих | Человек оцениваемы | Среднее
значение |
Стандартное отклонение |
Эксперты | 71 | 21.1 | 5.2 |
Родители | 42 | 27.9 | 4.8 |
Для проверки валидности опросника Рензулли, мы сопоставили полученные данные с результатами теста Торренса (приведенными ниже), которые были получены на той же выборке детей, в тот же период времени (март 2019 года).
Критерии творческого мышления | Среднее значение вальдорфская школа
(71 ученик) |
Стандартное отклонение |
Беглость | 9,49 | 4,28 |
Гибкость | 7,72 | 2,65 |
Оригинальность | 10,25 | 3,57 |
Разработанность | 34,39 | 12,4 |
Суммарн. балл | 61,85 | 14,2 |
Полученный результат означает следующий уровень творческого мышления: 30 — плохо, 30—34 — ниже нормы, 35—39 — несколько ниже нормы, 40—60 — норма, 61—65 — несколько выше нормы, 66—70 — выше нормы, >70 — отлично
Сравнивая полученные данные, мы сделали вывод, что оценки экспертов близки к результатам, полученным учениками при прохождении теста Торренса (коэффициенты корреляции между ними колеблются в пределах от 0,42 до 0,67). Это означает, что оценки экспертов (педагогов и психологов) объективны и близки к реальности. Оценки, данные родителями, сильно завышены.
Литература
- Renzulli J.S., R.K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 2015.
- Simpson D. Psychology of creative abilities. Journal Of Educational Psychology, 1994.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллект как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д : Издательство Ростовского университета, 2013.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 2012. Т. 19. № 2. С. 144-160.
- Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс — М., 2008.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2018.
http://izvestia-ippo.ru/sinenkova-m-v-diagnostirovanie-urovn/