студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
Статья посвящена обсуждению вопросов эстетического развития младших школьников в области филологии. В ней обозначаются пути решения данных вопросов.
Знакомство с литературными поэтическими произведениями в начальной школе играет важную роль. Это дорога к прогрессу и к познанию самого себя. Художественная литература влияет на многие аспекты жизни ребенка. Важнейшим из них является эстетизация действительности, эстетическое развитие учащихся, воспитание ребенка-эстета. Важное место этому уделялось в методической системе В.Г. Горецкого [1, С. 7].
Далеко не до конца раскрыты возможности литературных поэтических произведений для самопознания с помощью искусства. Доминирующей целью литературного образования в настоящий момент является формирование ученика младшей школы как грамотного, ориентирующего в литературном мире читателя. Грамотный читатель способен прочесть литературное произведение, обладая необходимыми навыками чтеца, осуществить его художественный анализ, получить эстетическое удовольствие и наслаждение.
При чтении поэтических произведений у ребенка появляется художественный вкус, у него постепенно формируются способности к восприятию художественных выразительных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и т.д.), он начинает самостоятельно рисовать художественный мир произведения. Все это появляется при формировании языковой компетентности читателя [2, С. 31]. Поэзия постепенно входит в жизнь ребенка. Важно на этом этапе помочь – подобрать нужные произведения, осуществить их анализ, проявить увлеченность, интерес к данному виду деятельности.
Воспитательные и духовные ресурсы поэтических текстов заложены в самой их природе. Эстетическое восприятие и эстетическое развитие младшего ребенка связано с непосредственным чувственным отзывом на лирическую форму произведения. Описания природной, городской или иной какой-либо среды писателями классической поэзии очень подвижны, выразительны, чувственны и способны выразить различные аспекты психических беспокойств, эмоций и настроений человека.
Интерпретацию учениками начальной школы читаемого поэтического текста необходимо соотносить с перениманием чувств, рассуждений, которые были заключены в тексте, то есть должно происходить сопереживание читателем того, что несет в себе содержание литературного произведения. Получается, что сопереживание – это чувственное состояние, появляющееся у ученика на момент художественной перцепции реалий и поэтической литературы. Сопереживание – это отличительная, необходимая черта ученика-читателя. Чувственное сопереживание – это фундамент морального, духовного и эстетического роста, наращение духовных сил и самоорганизации эстетической индивидуальности личности.
Перед тем, как проводить организацию учебного занятия по изучению поэтических текстов учениками начальной школы, необходимо точно интерпретировать то или иное стихотворение, а также понять художественное значение поэтического своеобразия, психического состояния, которые закрепил за ним поэт. Наличие навыка понимания лирической сущности автора – наиглавнейшее методическое требование для достижения цели читателя, которая касается эстетического развития ученика при работе над лирическим произведением.
Использование каких-либо готовых аналитических трафаретов для интерпретации любого лирического стихотворения недопустима. К любому поэтическому тексту при его художественном анализе необходим индивидуальный подход. Для того, чтобы понять художественный, эстетический мир автора, необходимо включить в работу механизм воображения. По памяти ребенок воспроизводит знакомые образы, а также воссоздает новые.
Задачами учителя при организации работы над поэтическими произведениями являются:
- развитие репродуктивного и творческого воображения младших школьников;
- организация общения, когда учащиеся делятся представлениями [4];
- создание психологической атмосферы для возникновения эмоционального отклика на произведение;
- обучение учащихся выразительному чтению.
Эффективными методическими приемами, которые помогают младшим школьникам проникнуть в содержание лирического произведения, являются:
— словесное рисование,
— использование иллюстраций,
— анализ текста с лингвистической точки зрения,
— музыкальное иллюстрирование текста,
— составление партитуры, выразительное чтение.
Чтобы помочь младшим школьникам почувствовать красоту, необходимо развивать художественную сторону их языкового сознания.
Цель данных видов работ – научить воспринимать произведение через эстетическое переживание, учить ребенка воспринимать окружающую действительность в художественных образах, формировать особое отношение к этой действительности, что мы отметили в работах методического характера [3, С. 8] и наблюдали в своей практической деятельности.
Список литературы
- Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Уроки чтения в методической системе В.Г. Горецкого. Начальная школа. 2019. № 7. С. 7-11
- Леонович Е.Н., Амусина В.А. Формирование языковой компетентности студентов при работе над значением слова. Среднее профессиональное образование. 2016. № 6. С. 31-34.
- Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Знания, помноженные на убеждения. Начальная школа, 2014. № 7. С. 8 – 10.
- Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Наука становления личности средствами чтения-общения: словарь-справочник. М., 2011. 79 с.
http://izvestia-ippo.ru/sinelnikova-yu-v-yesteticheskoe-razvit/