кандидат педагогических наук, доцент;
доцент Московского государственного областного университета
E—mail: shon_04@mail.ru
Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»
В статье рассмотрены некоторые особенности поликодового текста социальной сети Instagram. В начальной школе он может применяться в практике обучения устной и письменной контекстной речи, составлению текста по предложенной речевой ситуации, по стилистически выразительному началу.
Стремительное развитие цифровых ресурсов вовлекает все больше социальных сфер в интернет-коммуникацию, социальные сети становятся не только средством общения, но и продвижения своих товаров и услуг, для чего используются маркетинговые стратегии и такие технологии, как живое общение с аудиторией, истории, прямые эфиры, эмоциональные посты. В 2020г. в сети Instagram зарегистрировано рекордное число профессиональных аккаунтов, а самой быстрорастущей социальной сетью признана TikTok. Слово «тиктокеры», по данным сервиса Collins Corpus, в который входит 4,5 млрд. слов из письменных источников (сайтов, книг, газет), а также устных материалов различных СМИ, вошло в «десятку самых употребляемых слов года». Отмечается глобальный рост интереса к коротким, не более 1 минуты, видеороликам, и текстам, основную роль в которых играет фотография или картинка, а на чтение уходит не более 2 минут.
Особенностью сети Instagram является ограничение размера текста (2200 знаков), что позволяет сделать страницы эстетичными, сохранять вовлеченность и отклик аудитории. Можно разместить текст в комментариях или на самом изображении, однако статистика показывает, что до конца текст дочитывают не более 70% аудитории. Наиболее оптимальная длина подписи к посту – 150 символов. Заголовки в текстах используются редко, большую роль играет первое предложение. При просмотре ленты видно только начало текста, от него зависит, прочитает ли подписчик все сообщение. Пользователи сами наполняют контентом свой блог.
Поликодовый характер сообщения воплощен в том, что для передачи смысла используются вербальные и невербальные знаковые системы. Код – это единица репрезентации информации любого рода и не ограничивается речевым или языковым выражением (текстом). Код может быть выражен графическим способом (композицией материала), модульным (рамки, таблицы), цветовым (фон текста, сочетание цветов), шрифтовым (разрядка, курсив, шрифтовые выделения), иконическим (рисунки, изображения, фотографии и т.д.), навигационным (ссылки, сноски, системы указателей и т.д.). Это помогает привлечь внимание аудитории, усилить «продающую» составляющую текста. Большинство пользователей реагируют на представленную фотографию, для облегчения поиска и визуализации информации размещаются подписи, теги, фильтры и другие эффекты. Графическое изображение, которое сопровождается звуком или видео, становится все более распространенным явлением. Для текстов сети Instagram характерны категории интенциональности, интертекстуальности, модальности [1, с. 20]. Коммуникативные цели самопрезентации и социализации реализуются за счет использования языковых приемов, применения некоторых приемов журналистики и, в частности, воздействующей функции, социальной оценочности, эмоциональности, призывности, простоты и доступности изложения.
Популярность социальных сетей не могла остаться в стороне от внимания ученых, изучающих язык и речь в Интернете. Исследователи заявляют о зарождении Интернет-лингвистики и отмечают, что инновационные подходы к решению проблем современной медиакоммуникации помогут найти наиболее адекватные возможности для организации массовой коммуникации в информационном медиапространстве, а также для информационной и лингвистической безопасности [5].
С этих позиций, а также методического постулата, что в обучении должны использоваться живые тексты, востребованные в жизни, поликодовые интернет-тексты, в которых информация представлена в гибридной форме, могут рассматриваться как средство языкового развития и совершенствования речевой деятельности учащихся.
Формирование не отдельных текстовых умений, а создание ситуаций, при которых у учащихся появляется желание делиться мыслями, переживаниями, рассказать о событии, не является новым для методики. Известные методисты М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Пленкин, М.С. Соловейчик и многие другие утверждали: школьники при подготовке письменных высказываний не могут говорить «в никуда» и должны представлять своего читателя, а одной из важных методических рекомендаций является создание на уроке речевых ситуаций. В умении строить высказывание в зависимости от речевой ситуации и задач общения проявляются коммуникативные умения. Для реализации своего коммуникативного намерения говорящий учитывает, где и когда происходит общение, кому адресовано данное высказывание, какова его тема, подбирает речевые средства (вербальные и невербальные), причем такие, которые являются общими для его речевого опыта и речевого опыта адресата.
В условиях социальной коммуникации следует учитывать, что время и место сообщения могут быть разными, адресант и адресат речи могут не знать друг друга, а определение их отношения к речи выражается одобрением высказывания, лайками, комментариями. «Одна из ошибок – это не учитывать свою целевую аудиторию, кого вы бы хотели видеть своими читателями: одноклассников, реальных друзей, жителей твоего города, твоей страны, мира», – пишут Н. Зверева, С. Иконникова и советуют, как рассказывать истории, с чего начать и как сделать текст живым и интересным читателям разных групп [2].
Система развития речи может включать в себя элементы работы с поликодовым текстом на репродуктивном и на продуктивном уровне. Возможно обучение устным высказываниям по фотографиям, которые станут стимулом для воображения и эмоций школьников, представления ситуации, выделения содержания и основной мысли будущего высказывания. Для этого могут использоваться фоторепортажи из детских журналов, иллюстрации к текстам литературных произведений. В сознании ребенка появляется представление о том, что может быть иная точка зрения на данную ситуацию, важно обратить внимание на отдельные детали с помощью наводящих вопросов и т.п. Опрос может перейти в беседу, а от диалога возможен монолог.
При составлении текста могут быть учтены такие особенности, как сюжетная, портретная или пейзажная фотография. Например, лицо ребенка на фотографии может вызывать определенное чувство (радость, удивление, разочарование, печаль), положительное или отрицательное, и может вызвать соответствующие воспоминания у учащихся. Описание фотографии может включать в себя элементы истории, рассказа о себе. Повествовательные тексты могут быть составлены по серии фотографий или фотоколлажу. Тексты-описания подразумевают описание знакомых детям предметов и явлений, так и тех, с которыми дети не встречаются в повседневной жизни. Могут быть составлены и тексты-рассуждения с выявлением причинно-следственных связей.
Использование поликодовых текстов целесообразно при написании изложений и при обучении учащихся элементам редактирования текста, когда надо сократить текст до определенного минимума. Для этого ученик учится формулировать главную мысль каждого абзаца, применять конкретные приемы сжатия текста, точно и ясно выражать свою мысль 1–2 предложениями.
Следующим этапом может быть составление текста по предложенной речевой ситуации, по началу. Первое предложение в тексте определяет его стилистическую характеристику, это должно учитываться при обучении чтению, при создании текста. Отличным тренажером для учащихся, помощью учителям и родителям в работе с детьми может стать использование заготовок. Например, в опубликованной в 2020 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «642 идеи, о чем написать. Тетрадь начинающего писателя» даны начала историй, которые надо превратить в законченные рассказы.
Значительным стимулом станет использование в классе различных форм самодеятельной журналистики (классных стенных газет, блогов и др.), в которых школьники создавали бы тексты в жанре репортажа, фоторепортажа.
Приведем также в качества примера опыт московской школы «Ковчег XXI», директор школы которой Р. Курбатов ведет блог и поддерживает написание с первого школьного дня небольших рассказов, свободных текстов, писем и других форм речевой творческой деятельности. (подробнее: https://pedsovet.org/beta/article/semnadcat-sekretov-nacalnoj-skoly-kovcega-xxi)
Исследователи речевых жанров социальных сетей отмечают, что Instagram «сегодня становится своеобразным коммуникативным «полигоном», в рамках которого формируются, функционируют и проходят «испытания» разнообразные речевые стратегии и жанры общения». [4, с. 165]. Думается, что и в методике настало время применять жанры, в которых школьникам удавалось бы проявлять самореализацию и самопрезентацию.
Литература
- Белкина Е.С. Персональный блог в Instagram: текстовая специфика // Вестник Международного института рынка. – 2020. – № 52. – С. 15–22.
- Звезда соцсетей. Как стать крутым блогером / Н. Зверева, С. Иконникова. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2020. – 152 с.
- Шумкина О.Н. Детская журналистика как педагогическая технология и образовательная практика // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета: Материалы межд. научно-практической конференции (2–3 октября 2020 года) / Отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, 2020. – С. 195–199.
- Щурина И.В. Речевые жанры русскоязычного сегмента социальной сети Instagram // Жанры речи. – 2020. – № 2. – С. 155–
- Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей IV Межд. научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г.: в 2 т. / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2020. Т. 1. – 393 с
http://izvestia-ippo.ru/shumkina-o-n-polikodovyy-tekst-instagram-v-sist/