Штепо Д.В. | ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

адъюнкт факультета подготовки кадров высшего квалификации и дополнительного профессионального образования,

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова

институт войск национальной гвардии РФ

schtepo-05rus@rambler.ru

Материалы международной научно-практической конференции «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

 В статье обосновывает необходимость большей реализации воспитательных возможностей военных институтов в формировании морально-политической культуры у будущих офицеров. Анализ научно-теоретических источников позволяет автору уточнить понятие «морально-политическая культура», её сущность и структуру. Определяются педагогические условия, способствующие формированию морально-политической культуры у курсантов в образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования.

 В современных условиях социокультурных изменений, политического плюрализма, деформации политических ценностей и формирования различных политических проектов растет необходимость формирования морально-политической культуры курсантов как целостного, интегрированного, общественно-политического явления, которое обеспечивает необходимый уровень их профессиональной и жизненной самореализации. Морально-политическая культура офицеров обеспечивает способность толерантно решать сложные проблемы военно-профессиональной деятельности и, соответственно, является необходимым условием обеспечения успешного развития профессионализма в целом.

Актуальность данного направления обусловлена, во-первых, необходимостью приведения воспитательной деятельности военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО) в соответствие с задачами реформирования войск национальной гвардии РФ [9]; во-вторых, ростом в связи с этим требований к профессиональным и моральным качествам офицера как ключевой фигуре модернизации войск национальной гвардии; в-третьих, потребностями демократизации войсковой действительности и признание в войсках приоритета субъектности личности, толерантности и человеческого достоинства, что прежде всего определяется моральной культурой военных специалистов [5].

Проблема раскрытия основного понятия «морально-политическая культура» потребовало обратиться к понятиям – моральная культура и политическая культура.

Акцентируем на базовой интерпретации понятия «культура» – это усвоенный и опредмеченный опыт человеческой жизнедеятельности; это единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программа, которая принята за образец в процессе решения задач [11].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и практики позволяет моральную культуру представить как основу личностной и профессиональной культуры военнослужащих, главным компонентом их духовного жизни, определяющим достижения в овладении основами морали, составляющими цель и результат нравственного воспитания. Сущностью моральной культуры, согласно данным исследования, считаем глубокое усвоение гуманистических ценностей и морально-политических принципов государства, а уровень овладения ими, в процессе приобретения личностного содержания, преобразуется в мотивы деятельности и поведения.

Следовательно, сущность моральной культуры будущего офицера заключается в единстве морального сознания и нравственного поведения, а ее содержание определяется как совокупность моральных императивов личностной и профессиональной этики в соответствии с морально-политическим принципом общества.

Моральная культура военного специалиста – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости, проявляющаяся на трех уровнях. Во-первых, как культура морального сознания, что отражается в знаниях моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства деятельности. Это ценностно-ориентированный и программируемый уровень культуры, который зависит от мировоззрения личности, ее нравственных знаний и убеждений. Во-вторых, как культура нравственных чувств, обеспечивающая внутреннее принятие моральных целей и средств, готовность к их реализации. В-третьих, как культура поведения, в соответствии с которой реализуются поставленные нравственные цели, преобразованные в активную жизненную позицию [9].

Исследователи С.Н. Бекиров [2], А. Дженусов [3], И.Г. Долинина [4] и др. рассматривают политическую культуру как систему устойчивых представлений, ориентаций, ценностей, убеждений, позиций, взглядов, образцов поведения в сфере взаимоотношений между властью и народом, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.

По убеждению Г. Алмонда, политическая культура – это исторический опыт, память социальных общностей, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение [1]. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатление и приоритеты как в сфере международных отношений, так и во внутренней политике. В его понимании – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающих специфику политической системы. С одной стороны, политическая культура является составной частью общей культуры конкретного общества, хотя и обладает определенной автономией. С другой стороны, она тесно связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней.

Термин «политическая культура» имеет много различных толкований: система убеждений, верований и чувств, предоставляющих порядок и значимость политическому процессу и обеспечивающих принятие основополагающих правил [6].

Итак, политическая культура –это интегральное свойство личности, содержащее систему знаний о политических аспектах профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии, правила профессиональной коммуникации, политическое поведение и политические действия.

По мнению А. Кардинер, С. Уайт, Е. Вятр, Д. Пол. в структуре политической культуры личности больше внимания уделяют политической деятельности, поведению носителей политической культуры, «образцам» политического сознания, «образцам» политического поведения [5]. На взгляд исследователей, далеко не всё в нашей деятельности контролируется и фиксируется сознанием, что дает возможность утверждать, не все модели поведения индивидов и групп можно объяснить моделями их сознания.

На основе теоретического анализа научной литературы, положений современных концепций развития военного высшего образования определили рабочее понятие «морально-политическая культура будущих офицеров» как сложное интегральное качество личности, которое характеризуется моральным сознанием, отражающим знания моральных требований общества и способностями сознательно обосновывать цели и средства политического поведения и политических действий в профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии.

Вслед за И. А. Полищук отмечаем, что различные внутренние структуры морально-политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, обусловленного моральной зрелостью, становления культурного целого (то есть политической культуры отдельной страны, региона), наличие различных субкультурных образований и т.д. [7]. Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом уровне; на гражданском уровне; на собственно политическом уровне ценностных представлений. Причем отношение к конкретным политическим событиям меняется, как правило, значительно быстрее чем мировоззренческие основы. Поэтому восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории происходит крайне неравномерно. Все это создает предпосылки формированию и развитию морально-политической культуры дополнительной сложности и противоречивости, а степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неоднородности морально-политической культуры [7].

Морально-политическая культура будущих офицеров как составляющая их профессиональной подготовки охватывает систему знаний о политических аспектах профессиональной деятельности, правила профессиональной коммуникации на основе моральных ценностей. Морально-политическая культура – это не только моральный свод Кодекса чести офицера, а и правила поведения в политической деятельности, и основа для формирования готовности к гражданскому участию, к деятельности социально-политического характера [4]. Морально-политическая культура курсантов является совокупным результатом обучения и воспитания, представляющим собой комплексную характеристику освоенного политического опыта, сформированного политического сознания и соответствующего нравственного поведения.

В процессе развития морально-политической культуры формируются и развиваются ее функции: познавательная, коммуникативная, нормативно-ценностная, воспитательная, мобилизационная, интеграционная и регулятивная. Они являются теми направлениями, в соответствии с которыми морально-политическая культура входит в жизнь и быт будущих офицеров. Именно с помощью функций она становится реально ощутимой, понятной, и, следовательно, практически значимой и достижимой.

Морально-политическая культура – это не политическая деятельность, не готовность к ней и не качество личности, она является основанием для формирования качеств, необходимых для выполнения деятельности политического характера на основе моральных ценностей.

Теоретический анализ позволил определить, морально-политическая культура составляет степень внешних проявлений взаимодействия командира, преподавателя и курсанта в повседневной деятельности и в их отношении друг к другу, что является основой педагогического процесса. Педагогический процесс является общим движением обучающих и обучающихся к цели, опосредованной содержанием и методами его усвоения, осуществляемым в социокультурной среде (Е. Белозерцев, Б. Битинас, Л. Новикова, Н. Таланчук и др.) [10].

Существенное значение в формировании морально-политической культуры будущих офицеров играет изучение гуманитарных дисциплин.

Важным для развития морально-политической культуры будущего офицера являются предметы психолого-педагогического цикла, среди которых можно выделить «Педагогику», «Военную педагогику», «Военную психологию», «Конфликтологию».

Положительным моментом в нашей работе можно считать то, что будущие военные специалисты во время проведения занятий пытаются и сами давать определения некоторым понятиям. Например, анализируя работы известных педагогов, психологов, материалы периодической печати, курсанты определили межнациональное общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми разных национальностей, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и духовными ценностями, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека как высшей ценности.

Итак, содержание программного материала по дисциплинам гуманитарного цикла обладает объективными возможностями для формирования у курсантов составляющих морально-политической культуры.

Формирование морально-политической культуры будущих офицеров требует необходимости обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

С учетом теоретических предпосылок, которые рассматривают «условие» как «необходимое обстоятельство, что делает возможным осуществление, создание, образование чего-либо или способствует этому» [6, с.506]; «условие – в методологии фактор, который определяет или делает возможным возникновение определенного положения вещей (случаи, явления, отношения, характеристики и т.д.), а также фактор, который увеличивает его вероятность» [8, с.139].

Анализ научных источников и наше исследование позволили определить и обосновать педагогические условия формирования морально-политической культуры будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в ВООВО:

— создание положительной мотивации будущих офицеров к овладению ими морально-политической культурой;

— дополнение содержания педагогических дисциплин формами, методами и средствами формирования составляющих морально-политической культуры;

— активизация личностно-ориентированной деятельности курсантов путем применения новейших образовательных технологий и преподавания факультативного курса «Основы формирования морально-политической культуры будущих офицеров в ВООВО»;

— осуществление мониторинга уровня сформированности компонентов морально-политической культуры будущих офицеров.

Учебная дисциплина «Педагогика» предусматривает изучение особенностей и содержания деятельности педагога, раскрывает пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства, а «Военная педагогика и психология» (в т.ч. военное обучение и воспитание) рассматривает особенности и содержание деятельности военного преподавателя, акцентируя внимание на формировании и развитии его педагогической культуры. Поэтому мы дополняем содержание тем о военно-педагогической деятельность педагога вопросами, связанными с совершенствованием профессиональной культуры и ее составляющей – морально-политической культурой. Содержание практических занятий обогащаем упражнениями для развития коммуникабельности, на осознание своих привычек, стереотипов, принципов, что позволит курсантам в дальнейшем использовать их влияние на собственное поведение и на окружающих людей.

Таким образом, образовательная деятельность курсантов, взаимоотношения в педагогическом процессе определяют содержание моральных установок и ценностей личности, в которых реализуются идеалы, личностные отношения. Поскольку «каждый по-своему переживает значение социальных ценностей» (Ш. Надирашвили), постольку индивидуальные и межгрупповые установки неизбежно проявляют себя в интерполяции ценностных ориентаций [12]. Сущность процесса формирования ценностных отношений курсанта определяется переходом, трансформацией политической ценности в личностную, благодаря чему она становится внутренним регулятором деятельности, определяет ее направленность. Ценностное отношение – необходимый момент личностного уровня моральной ценности, внутренняя позиция ее признания. При встрече с любым новым явлением человек самоопределяется в отношении него и соотносит с уже усвоенными ранее ценностями. Осуществляется его эмоциональная и рациональная оценка: насколько оно желательно и полезно. Оценочные отношения в контексте познавательной и умственной деятельности курсантов выступают инструментом определения ценностей, существующих независимо от индивидуального отношения к ним. Ценностное отношение возникает в результате свободного выбора ценностей, при актуализации содержательного переживания личностью действительности, востребованности ее опыта и качеств [12]. Оно формируется под влиянием жизненной практики при наличии внутренней активности обучающегося, его желаний, стремлений, интересов, целей достижений и присвоение идеалов, проектов, моделей культуры, поведения – результата практического и духовного педагогического, военно-служебного взаимодействия, субъектом которого выступает он сам.

 

Литература

  1. Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии. Полис. № 4. С. 122–134.
  2. Бекиров С. Н. Актуальность формирования политической культуры студенческой молодёжи Украины. Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. Ялта : РВВ КГУ, 2013. Вып. 38, ч. 1. С. 263 – 271.
  3. Дженусов А. Различие структур и уровней развития политической культуры. Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4. С. 115–118.
  4. Долинина И. Г. Концептуальная модель и практика формирования политической культуры учащихся: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2002. 229 с.
  5. Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 23 с.
  6. Политическая культура. Политология: Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост. Ю. Аверьянов. М.: Изд. Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 264 –266.
  7. Полищук И. А. Понятие и структура политической культуры. URL : http://dspace.univer.kharkov.ua/bitstream/123456789/2418/2/
  8. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие / Под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. 366 с.
  9. Серёжникова Р.К. Субъективные ценностные отношения курсантов как компонент морально-политического воспитания // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 2 (11). С. 41–46.
  10. Серёжникова Р.К. Самосовершенствование как один из путей повышения педагогического мастерства преподавателя военной образовательной организации высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 2 (40). С. 7-12.
  11. Серёжникова Р.К. Культура профессионально-педагогического поведения преподавателя // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 133-138.
  12. Утяшев И.Р. Формирование морально-психологической готовности курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности в условиях модернизации войск: автореф… канд. пед. наук. Казань, 2009. 16 с.

EDUCATION OF MORAL AND POLITICAL CULTURE OF COURSES IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF THE MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article substantiates the need for greater implementation of the educational capabilities of military institutions in the formation of moral and political culture among future officers. Analysis of scientific and theoretical sources allows the author to clarify the concept of «moral and political culture», its essence and structure. The pedagogical conditions are determined that contribute to the formation of moral and political culture among cadets in the educational process of the military educational organization of higher education.

Key words: future officer, cadet, moral culture, political culture, moral and political culture.

http://izvestia-ippo.ru/shtepo-d-v-vospitanie-moralno-politich/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *