Шматок Л.В. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

аспирант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

В статье рассматривается взаимодействие дошкольных организаций и семьи в формировании национально-культурной идентичности дошкольников средствами русских народных традиций; представлена роль традиций, которые показывают связь поколений, духовно-нравственную жизнь народов, преемственность поколений для поддержания исторического прошлого народа, его культуры.

В современном отечественном образовании все активнее поднимаются проблемы, связанные с возрождением у подрастающего поколения национального духа, знаний основ национальной культуры и традиций, формирующейся в социальных институтах системы ценностей, самосознания и самоуважения народа. Для детей дошкольного возраста такими важными социальными институтами являются семья и дошкольная образовательная организация/учреждение, сотрудничающие друг с другом.

В первую очередь, носителями национально-культурных ценностей, способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка- дошкольника является его семья.

На современном этапе идентичность понимается как осознание субъектом самого себя и своего места в исторически меняющемся мире. Дошкольный возраст обнаруживается важным периодом в становлении идентичности, в появлении предпосылок гражданских, национально-культурных качеств, основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивного формирования самосознания. Процесс идентичности, социализации детей начинается с вхождения в культуру, традиций своего народа, с процесса формирования национально-культурной идентичности. Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с его принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Российский исследователь  И.С. Кон отмечает, что идентичность формируется с детских лет на фоне традиционных родительских чувств, эмоций, социальных ролей и «культурных символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.», учёный анализирует родительство как социально-культурный феномен и родительское воздействие на личность, на культ ребенка [2, С.34].

Исторически во все времена именно в семье и сохранялись народные традиции, основы национальной культуры. Поддержание культурных традиций народа, безусловно, способствует восстановлению утрачиваемого культурного наследия.

По соблюдению традиций часто судят о народе или о какой-то стороне его бытия, в них акцентируются тысячелетние духовные искания человечества, как единого мирового этноса. Поэтому теория и практика дошкольного образования рассматривает семью и дошкольные образовательные организации, учреждения как важнейший источник национально-культурной идентичности, а образ родителей, воспитателей – как важнейшие социокультурные модели его национально-культурной идентичности.

Взрослым — педагогам, родителям — важно с ранних лет закладывать в ребенке в качестве приоритетного направления его духовного становления личности знание родного языка, культуры, обычаев, традиций. Ведь только тогда дошкольник будет с пониманием относиться к культуре других народов, когда он будет гордиться прошлым своей страны, с уважением относиться к культуре и традициям своей Родины.

Совместная работа дошкольных организаций и родителей по приобщению дошкольников к русским народным традициям будет способствовать исключению актуального сейчас вопроса ассимиляции, когда мировосприятие ребенка поглощается другой культурой, происходит заимствование чужой системы ценностей, обычаев и языка. Поэтому важно, основываясь на принципе открытого сотрудничества ДОО/ДОУ с семьёй, раскрыть перед ребенком самобытность других народов, опираясь на главном потенциале родной для ребенка народной культуре через устное и художественное народное творчество и т.п., которые почитаются в его семье и поддерживаются окружающим его социумом.

При планировании работы дошкольных организаций с семьями воспитанников в качестве цели для всех участников образовательно-воспитательного процесса может быть, например, следующая цель: организация воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОО/ДОУ с вовлечением в неё родителей, опираясь на опыт отечественной педагогики, на основе использования русских народных традиций, с соблюдением принципа интеграции образовательных областей. Соответственно, целью педагогической работы с воспитанниками ДОО/ДОУ выступает формирование ценностных ориентаций и приобщение детей к русским народным традициям в организованно-образовательной деятельности: продуктивная деятельность,  музыкальное, театральное искусство, чтение художественной литературы, народная словесность. Благодаря этому становится возможным повышение уровня социально-культурной компетенции детей в области русских народных традиций.

Изучение документации в дошкольных образовательных организациях по работе с родителями по воспитанию национально-культурной идентичности дошкольников средствами русских народных традиций, позволяет констатировать, что на современном этапе в данном направлении работа ведётся на достаточно низком уровне. Педагоги, специалисты дошкольных организаций имеют недостаточные профессиональные знания об отечественных национально-культурных традициях, мало интересуются, какие ценности являются приоритетными у родителей воспитанников, и, конечно, часто не оказывают семье соответствующую педагогическую поддержку в этом вопросе. Естественно и родители также крайне редко обращаются по данному вопросу к педагогам и специалистам ДОО.

Исследованием данного вопроса представлялось важным выявить представления педагогов и родителей о потенциале русских народных традиций и их средств в воспитании национально-культурной идентичности дошкольников. Изучение состояния проблемы в практике показало, что в дошкольных образовательных организациях работа по формированию национально-культурной идентичности старших дошкольников посредством русских народных традиций  целенаправленно не ведётся. Развивающая среда в ДОО слабо насыщена культуросообразными моделями национально-культурной идентичности. Между тем, благодаря таким функционирующим кружкам в ДОО, как народные танцы, фольклорное пение, народные ремёсла, художественное творчество и др. дети дошкольного возраста получают возможность  приблизиться к национальным культурным традициям, ощутить своё родство с прошлым, его непреходящими духовными ценностями, развить национально-культурную идентичность ребёнка через творческое освоение проверенных временем норм. Также, родители применяют лишь некоторые средства русских народных традиций. В основном это сказки. И, как правило, читают их без комментариев или с весьма элементарными истолкованиями, касающимися, в основном, интерпретации непонятных ребёнку значений слов и выражений.

Следовательно, необходимо установить взаимодействие между дошкольными образовательными организациями и семьёй, устремленное на формирование национально-культурной идентичности детей средствами русских народных традиций. Требуется создать в дошкольных образовательных организациях развивающую среду, воспроизводящую культуросообразные модели формирования национально-культурной идентичности. Разработать план совершенствования компетенции воспитателей и педагогов дополнительного образования. Также следует определить формы педагогического взаимодействия с семьёй и дошкольными образовательными организациями  по формированию у детей национально-культурной идентичности  с помощью русских народных традиций.

Ниже представлены формы взаимодействия ДОО и семьи по приобщению детей к русским народным традициям субъектами педагогического процесса, которыми являются дошкольная организация и семья.

Таблица 1

Формы взаимодействия ДОО и семьи по  приобщению детей к русским народным традициям

Формы приобщения детей к народным традициям Субъект педагогического процесса

 

Семья ДОО
Совместная игровая деятельность Совместная постановка сценок из сказок, подвижные народные игры Есть «Русская горница», где дети в процессе совместной игры знакомятся с национальными обрядами и традициями, подвижные игры
Тематические беседы с детьми Беседы на тему: «Традиции русского народа», «О предках и корнях семьи» Перед календарными праздниками:

«Праздник урожая», «Осенины» «Ярмарка», «Коляда», «Веснянка»

Специально организационные наблюдения и экскурсии Экскурсии по приобщению детей к русским народным традициям (музеи, парады, выставки, театры) Музеи, парады, конкурсы, выставки, проекты
Совместное участие в праздниках Пение народных песен вместе с бабушками и дедушками, совместные чаепития Проводится совместно с родителями чаепития, досуги, концерты
Чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок Чтение и заучивание потешек, сказок, считалок, загадок, использование фольклора в ознакомлении с художественной литературой

Практика показывает, что формирование культурной идентичности в ребенке возможно через введение его в культуру, традиции своего народа, и это не просто знание о культуре, а проживание с народными традициями как в образовательных организациях, так и в кругу семьи.

Например, готовясь к празднику «История моего рода», каждый дошкольник составляет родословную на материале семейных фотографий и репродукций картин, изображающих красоту большой и дружной семьи: «Семейный портрет» (Ван Дейк), «Семья рыбака» (Луи Галле), «Тревога» (С. Петров-Водкин), «Тёплый ветер» (Ф. Якунов). Дети получают от родителей, дедушек и бабушек сведения об истории своей семьи, о занятиях, традициях их предков. Вся информация оформляется в виде мини-альбомов, которые ребята торжественно демонстрируют и вручают на празднике, посвященному семье или «Дню пожилого человека», «Дню матери», «Праздник наших пап». Приглашённые на него бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки с удовольствием делятся своими воспоминаниями о замечательных людях, составляющих гордость их рода, а дети говорят о них с любовью и уважением.

Ведь именно работа с детьми по освоению ценностей традиционного народного календаря выступает как способ формирования национальной самоидентификации личности.

Также в ежемесячное планирование работы воспитателей группы вносятся такие мероприятия, как:

— «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;

— занятия в кружках народного промысла, которые вели бы сами родители;

— досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа и т.п.

Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год, и формирующих определённый цикл. К ним можно отнести Осенины, Коляда, Веснянка. На таких мероприятиях дети будут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде они больше не смогут увидеть, например, маму в русском народном костюме или папу, поющего старинные песни. Дети будут рады таким праздникам, т.к. в повседневной жизни родители мало уделяют время своим детям. После таких мероприятий возможно проведение открытых занятий с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы и дороги своим детям.

Образовательные организации призваны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Система и последовательность работы по национально-культурной идентичности детей может быть представлена по следующей схеме:

Хотелось бы отметить, что сила русских народных традиций, прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к ребёнку и воспитание у него взаимообратного гуманного отношения к окружающим. Именно цель облагораживания человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Таким образом, эффективными условиями формирования национально-культурной идентичности детей старшего возраста средствами русских народных традиций выступают открытость и сотрудничество дошкольных организаций и родителей, способных оптимизировать воспитание детей, опираясь на русские народные традиции.

 Литература

  1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: практическое пособие. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 213 с.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: учебно-методическое пособие. – М.: «Школьная Пресса», 2013. — 144 с.
  3. Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре / В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. -М., 1993. – 189 с.
  4. Водолажская, Т. Идентичность гражданская /Т. Водолажская //Образовательная политика. 2010. № 5-6. — С.140-142.
  5. Сухова, Е.И. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогического сопровождения детей и подростков/ Е.И.Сухова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2011. № 1. С. 164-168.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/shmatok-l-v-vzaimodeystvie-doshkolnoy/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *